Самоубийц в одной из епархий РПЦ отпевают по тройной цене

Религия

Протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей страничке в «Живом Журнале» документ, название которого вызвало у священнослужителя недоумение, передает NEWSru.com

Речь идет о попавшем в поле зрения Кураева «указе» правящего архиерея Сыктывкарской и Воркутинской епархии РПЦ епископа Питирима, адресованном настоятелям всех местных приходов.

В «Указе» за номером 50 сказано (орфография и стиль документа сохранены. — Прим. NEWSru.com):

«Моим определением от 02 марта 2015 года благословляю установить на приходах г. Сыктывкара единый размер жертв на церковные требы и свечи, согласно прилагаемого списка.
Ответственность за исполнение данного указа возлагается на настоятелей приходов г. Сыктывкара.

Благочинным Сыктывкарского Центрального, Сыктывкарского Эжвинского и Сыктывкарского Краснозатонского церковных округов довести данный указ до настоятелей приходов.
ПИТИРИМ, епископ Сыктывкарский и Воркутинский».

Что думают о плате за церковные требы верующие и священники?

В прилагаемом к «указу» списке обозначены различные виды «жертв на требы» и указана их стоимость. Среди них, например, — освящение квартиры. Освятить одно- или двухкомнатную квартиру стоит в нынешнем году «от 1000 рублей». Трехкомнатная обойдется на 500 рублей дороже, а далее «и т. д.». Освящение офиса дороже, чем квартиры: «отправная точка» — от 2000 рублей. Освящение машины — под стать квартире (от 1000 рублей).

Любопытно, что отпевание (что очное, что заочное) стоит 2000 рублей. А вот с самоубийцами сложнее. Видимо, молитвы за совершившего тяжкий грех человека требуют особого напряжения, поэтому такое отпевание стоит 5500.

«Особое сыктывкарское таинство: развенчивание. За 500 рублей», — отмечает Кураев.

Комментируя «указ», Андрей Кураев пишет, что «сама по себе платность треб и свечей» не вызывает у него вопросов. Однако недоумение у протодиакона вызывает то, что новые цены почему-то «должны устанавливаться аж указом». «Тем более что речь идет о размере пожертвования со стороны людей, которые по идее никак не зависят ни от этого епископа, ни от настоятелей», — подчеркивает Кураев.

«Почему не «письмо», не «памятка», не «обращение к отцам настоятелям» или «наставление» им же?» — продолжает рассуждать он.

Для тех, кто не принадлежит к церковнослужителям, протодиакон поясняет, что указ — «это высшая форма выражения начальственной воли в нашей Церкви». «Московские священники при знакомстве спрашивают: «Ты тут служишь по указу или по распоряжению?» «Указ» — это нечто более прочное», — отмечает Кураев.

При этом он напомнил своим читателям еще и о так называемом «распоряжении» киевского митрополита Онуфрия о сугубом посте по пятницам.

По словам Кураева, «выбор именно таких названий показывает, что «слуги слуг Божиих» мыслят себя лишь в одном формате отношений с Церковью». «Власть вошла в них навсегда и растворила в себе», — заключает протодиакон.

Напомним, что в 2012 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого небольшая часть его участников высказалась за отмену платы «за исполнение ритуалов и торговлю в церкви».

Несколько лет назад «Комсомольская правда» опубликовала статью, посвященную «прейскурантам» за требы. Ее авторы захотели окрестить свою дочь. Когда они решили узнать, не совершается ли крещение по субботам бесплатно, ответ был: «Конечно, нет! У нас благотворительные пожертвования от 700 рублей и выше». «А если не заплатить эту сумму, ребенок останется некрещеным?» — продолжали спрашивать родители. «Во славу Божию мы не крестим! Приход бедный, а жить на что-то надо», — сказали в храме.

Соглашаясь с тем, что рыночные отношения не смогли обойти стороной дом Божий, авторы-родители однако недоумевали по поводу того, что благотворительные пожертвования могут делаться «согласно прейскуранту».

Правда, им удалось выяснить, что ситуация не везде одинакова и что есть храмы, где торг считают неуместным. «В селе Петрово-Дальнее Истринского района, на берегу Москвы-реки, стоит небольшая деревянная церковь Пророка Илии. Приход этот куда беднее многих других, и вся церковная утварь — несколько принесенных из дому икон да пара старых подсвечников. Рядом начинается реконструкция разрушенной в прежние времена большой церкви, так что пожертвования явно нужны. Тем не менее здешний настоятель отец Сергий наотрез отказывается от денег за крещение», — рассказывалось в статье.

Ситуацию с требами тогда прокомментировал протоиерей Всеволод Чаплин, занимавший в те годы должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. По его словам, тогдашний глава РПЦ патриарх Алексий «неоднократно говорил о недопустимости такого рода прейскурантов. В большинстве храмов Москвы их нет или никогда не было». «В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, где я служу, таких поборов не существует. Каждый оставляет, сколько может. Я сам не раз крестил нуждающихся бесплатно. Церковная практика показывает: чем меньше требуешь, тем больше получаешь», — заявил Чаплин.

Свое мнение по поводу оплаты треб высказал и настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (Дубна) протоиерей Виталий Шумилов. Вот его слова:

«На самом деле все услуги в Русской православной церкви Московского Патриархата — бесплатные! Цены, которые назначаются в храмах или монастырях, — это примерная сумма пожертвования, причем добровольного. Любой человек вправе подойти в храме к свечному ящику и заказать любую требу: венчание, соборование, отпевание и так далее. И служители храма обязаны принять ее, а священнослужители — исполнить совершенно бесплатно. Если служащие в храме откажутся принять заказ, надо потребовать настоятеля и заказать непосредственно ему. Если и он откажется принять требу бесплатно, то надо сообщить (написать) правящему архиерею или предупредить об этом намерении настоятеля. Уверяю вас, настоятель обязательно распорядится принять любую требу бесплатно.

К сожалению, большинство верующих не знают этого порядка в церкви. К еще большему сожалению, не знают о нем или молчат и служащие за свечным ящиком. Если совесть не позволяет пользоваться требами бесплатно, то можно платить за требы столько денег, сколько позволяет кошелек: хоть один рубль.

Повторюсь, все расценки в храме на требы и товары условны. Это приблизительный размер пожертвования. Отсутствие возможности оплаты не служит препятствием к совершению каких-либо таинств и обрядов».

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий