Особенности этнорелигиозной и гражданской идентичности адептов корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга

Религия

10 февраля 2014 г., Живая Вера Медиа

Статья посвящена аналитическому осмыслению результатов эмпирического исследования корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга. Настоящее исследование стартовало в ноябре 2011 года и в качестве начального этапа включило в себя кейс-стади трех религиозных организаций: Санкт-Петербургской Пресвитерианской Церкви, Санкт-Петербургской Христианской Церкви «Коре Сарам» и Санкт-Петербургской Христианской Церкви «Осанна».

Большинство прихожан этих организаций – российские корейцы, граждане России.

Возникают вопросы: какая идентичность конструируется в  подобных религиозных организациях, каково ее содержание, не вступает ли она в противоречие с российской гражданской идентичностью, какие мировоззренческие ориентиры миссионеры предлагают своим адептам и как адепты на них реагируют? В фокусе исследовательского внимания – анализ и описание особенностей этнорелигиозной и гражданской идентичности членов изученных организаций.

Согласно публикуемой официальной статистике, подавляющее большинство верующих граждан Российской Федерации исповедуют православие (74%) и лишь один процент населения идентифицирует себя в  качестве протестантов (1).

Однако протестанты составляют достаточно активное религиозное меньшинство, занимающее ведущие позиции по количеству централизованных организаций, распространенности и  доле религиозных организаций от  числа зарегистрированных в стране, уступая только Русской Православной Церкви (2).

Наиболее репрезентативными по количеству и  разнообразию протестантских организаций являются крупные мегаполисы – Москва и Санкт-Петербург. Так, по данным на 2012 года в Санкт-Петербурге зарегистрировано 408 религиозных организаций, около четверти, из которых протестантские (3).

Корейские протестантские организации появились в Санкт-Петербурге в начале 1990-х гг. в период радикальной смены социокультурной и политической парадигмы. Создавались они по инициативе и при активном участии корейских зарубежных миссионеров, возглавляющих эти организации и по сей день. В настоящее время они составляют неотъемлемую часть российской религиозной карты, неизменно привлекая в свои ряды новых адептов.

Большинство прихожан – это местные корейцы, граждане России, социализация которых осуществлялась в советской и постсоветской социокультурной практике. Возникают вопросы: какая идентичность конструируется в  подобных религиозных организациях, каково ее содержание, не вступает ли она в противоречие с российской гражданской идентичностью, какие мировоззренческие ориентиры миссионеры предлагают своим адептам и как адепты на них реагируют?

В работе отражены результаты эмпирического исследования корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга, которое проводилось с ноября 2011 года. Стратегией исследования выступало кейс-стади. В  качестве кейсов были отобраны три религиозные организации: Санкт-Петербургская Пресвитерианская церковь (далее – СППЦ), Санкт-Петербургская Христианская церковь «Осанна» (далее – «Осанна»), Санкт-Петербургская Христианская церковь «Коре Сарам» (далее – «Коре Сарам»).

Главные методы сбора информации – включенное наблюдение, анализ документов, полевое и  экспертное интервью. Генеральную совокупность составляли члены изученных организаций. Выборочная совокупность была сформирована на основе целевого отбора. Объем выборки – 45 человек, то есть по 15 наиболее активных прихожан в каждой религиозной организации.

В настоящей работе основной фокус сделан на рассмотрении особенностей этно-религиозной и  гражданской идентичности адептов корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга. Наш анализ сконцентрирован на основных компонентах этой идентичности.
В  качестве маркеров гражданской идентичности выбраны избирательная активность, отношение к  необходимости несения воинской повинности, отмечание российских праздников, желание сменить гражданство и  переехать в  Республику Корея, общественно-ориентированная деятельность религиозных организаций. Индикаторами этно-религиозной идентичности выступают язык, праздники, еда, отношения дружба-любовь-брачное партнерство. Также на примере одного из кейсов будет показано, как на идентичность адептов изу ченных организаций влияет вовлеченность во множественные религиозные взаимодействия с протестантскими организациями в других странах.

Начнем с описания особенностей этнорелигиозной идентичности адептов корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга.
Так, заслуживает внимания то обстоятельство, что подавляющее большинство прихожан, в  том числе и  местных корейцев, родным языком считают русский. В то же время корейские пасторы владеют русским языком на очень низком уровне. Этот факт оказывает влияние на проведение коллективных молений: переводчики присутствуют на всех религиозных мероприятиях и осуществляют синхронный перевод проповеди на русский язык.

Проведенный нами анализ результатов полевых интервью показал, что большинство местных корейцев не признают основные корейские традиции и не отмечают этнические праздники. Прихожане отказались от  многих из них после принятия протестантизма. В  качестве основных праздников после религиозного обращения называют Рождество и Пасху.

И тем не менее доминанта на этническую консолидацию адептов все-таки ставится. Так, во всех трех изученных организациях принято угощать прихожан блюдами традиционной корейской кухни. В «Коре Сарам» такие обеды проходят каждое воскресение, после окончания богослужения. Также два раза в год в «Коре Сарам» проводят благотворительные ярмарки-распродажи, на которых каждый может купить корейскую еду или ингредиенты для ее приготовления. Часть товаров для ярмарки пасторы привозят из поездок в Корею.

В СППЦ и «Осанне» корейские блюда готовят только по праздникам. После воскресных богослужений прихожанам предлагают чай и бутерброды.

Данные, полученные после анализа полевых интервью, позволили выявить степень привязанности адептов к своей этнической группе.
Так, было обнаружено интенсивное общение прихожан за пределами религиозной организации: они вместе отмечают семейные и  гражданские праздники, проводят досуг.

Вместе с тем для подавляющего большинства прихожан национальность не выступает важным критерием выбора брачного партнера, приоритетное значение имеет религиозная принадлежность. В ходе интервью многие российские корейцы подчеркивали, что никогда специально не стремились найти партнера своей национальности.

Таким образом, религиозная идентичность адептов корейских протестантских организаций в  значительной степени преобладает над этнической: прихожане осмысляют себя в  первую очередь как последователи протестантизма, а не как представители той или иной этнической группы.

Перейдем к анализу выявленных нами особенностей гражданской идентичности. Так, весьма интересным представляется тот факт, что у адептов, как русских, так и местных корейцев, прослеживается отчетливая гражданская позиция. В интервью они продемонстрировали наличие продуманной точки зрения на политическую ситуацию в стране, подчеркивали свое стремление принимать участие в  выборах.

Вместе с тем в интервью также фигурировали и продуманные отказы от  голосования, которые нельзя считать показателем политической индифферентности.

Отношение к  воинской повинности – одному из показателей гражданского самосознания – оказалось весьма позитивным. Адепты корейских протестантских организаций не отрицают необходимость несения воинской овинности. Более того, в каждой из трех организаций есть прихожане, которые в настоящее время отбывают службу в рядах российской армии.

Данные, полученные во время проведения включенного наблюдения, свидетельствуют в пользу того, что в СППЦ регулярно отмечают общероссийские государственные праздники, к которым даже приурочены театрализованные представления. Например, среди адептов СППЦ есть несколько участников Великой Отечественной Войны.

Каждый год в честь Дня Победы и Дня снятия блокады Ленинграда в организации готовят небольшие выступления и преподносят специальные подарки ветеранам.

Гражданские праздники в  «Коре Сарам» служат лишь средством этнической консолидации адептов и не направлены на актуализацию гражданской идентичности. Так, в  «Коре Сарам» не отмечают День Победы, 9 мая посвящают выездам на природу. Этот день – выходной, а  следовательно, наиболее удобных для коллективного отдыха и совместного времяпрепровождения. 8 марта для всех прихожанок религиозной организации мужчины устраивают праздничный обед, состоящий только из блюд корейской кухни.
Согласно данным, полученным из полевых интервью с  адептами «Осанны», в организации не принято отмечать общероссийские государственные праздники.

Проведенный нами анализ полевых интервью с адептами изученных организаций показал, что у местных корейцев гражданская идентичность преобладает над этнической: они осмысляют себя в первую очередь как россияне, и  не собираются переезжать в  Республику Корею или КНДР.

И, наконец, последний маркер гражданской идентичности – общественно-ориентированная деятельность. К примеру, в СППЦ и «Коре Сарам» регулярно оказывают помощь детским домам и  людям, не имеющим собственного дома. Более того в названных организациях принято проводить благотворительные ярмарки. В  их организации участвуют все прихожане: приносят вещи, которые потом продают на ярмарке.

Подводя итог нашему анализу гражданской идентичности, можно заключить, что членство в  изученных корейских протестантских организациях способствует актуализации не только религиозной, но и гражданской и социокультурной идентичности адептов – осознанию себя в  качестве россиянина, гражданина Российской Федерации, а  также активного участника социокультурных практик российской повседневности.

Однако необходимо принимать во внимание, что изученные нами три корейские протестантские организации активно взаимодействуют с протестантскими организациями в разных странах. В результате этих взаимодействий происходит трансляция убеждений, ценностей и представлений поверх национальных, экономических, политических и  социокультурных границ, и  как следствие формирование особой идентичности. В  социологической литературе такую идентичность принято называть «транснациональной идентичностью». Это – общая идентичность акторов, проживающих в разных странах, но осуществляющих множественные интеракции поверх разделяющих их границ.

Рассмотрим особенности такой идентичности на примере одного из наших кейсов – Санкт-Петербургской Христианской церкви «Осанна». Проведенный нами анализ полевых интервью с  прихожанами «Осанны» позволяет заключить, что они называют себя «ремнантами» или «святым остатком», то есть адептами единой религиозной доктрины, раскиданными по всему миру, цель которых состоит в евангелизации людей. Они видят свою миссию в том, чтобы проповедовать и доносить о своей религиозной доктрине как можно большему числу людей. Примечательно, что эта идентичность доминирует и над этнической, и над гражданской идентичностью прихожан.

Доктрина «ремнантов» – это доктрина избранности. В самоназвании «ремнант» или «святой остаток» подчеркнуто то обстоятельство, что адептов этой доктрины очень мало и  они разбросаны по всем частям света.

В результате включенного наблюдения мы выявили инструменты конструирования транснациональной этнорелигиозной идентичности адептов «Осанны» – наглядную агитацию. В религиозной организации были обнаружены плакаты с надписями «Remnant», «70 учеников Христа», «Святой остаток». Таким образом, прихожан призывают к  принятию религиозной доктрины, к  активному проповедованию. Более того, помимо воскресного служения пастор и его помощник посещают дома прихожан, где проходит специальное обучение проповедованию.

Главным идеологом доктрины «ремнантов» выступает корейский пастор протестантской организации «Иммануил» в Сеуле (Республика Корея) Рю Гван Су ;4).

В «Осанне» его называют главным пастором деноминации. Пастор Рю Гван Су также является президентом Ассоциации проповедования всемирной Евангелизации. Ассоциация выпускает и распространяет по всем частям света, где есть адепты религиозной доктрины ремнантов, специальные брошюры для проповедования и  евангелизации. При входе в  «Осанну» мы обнаружили такие брошюры.

Более того, ежегодно Ассоциация устраивает христианские конференции «Ремнант». Анализ полевых интервью с прихожанами «Осанны» показал, что все они знают об этих конференциях и  стремятся в них участвовать.

Проведенный нами анализ официального сайта религиозной организации «Иммануил» показал, что информация на нем представлена на 7 языках: английском, японском, китайском, корейском, испанском, французском и русском языках. Сайт содержит сведения о прошедших и  предстоящих христианских конференциях «Ремнант», тексты проповедей пастора Рю Гван Су, а также ссылку на сайт Объединенного миссионерского центра (Remnant Unity Training Center – RUTC).

Главная задача центра – осуществлять обучение проповедованию для адептов религиозной доктрины ремнантов во всем мире. В ходе включенного наблюдения было выявлено, что одной из главных молитвенных тем «Осанны» выступает молитва за данный Объединенный миссионерский центр.

В заключение нашего анализа следует резюмировать, что идентичность, конструируемая в трех изученных протестантских организациях, не вступает в противоречие с гражданской идентичностью адептов.

Несмотря на тот факт, что корейские протестантские организации Санкт-Петербурга были основаны иностранными миссионерами и в настоящее время поддерживают тесные связи с  протестантскими организациями за рубежом, члены изученных организаций увязывают свое настоящее и будущее только с российским государством. Адепты местных корейских протестантских организаций разделяют общие религиозные идеи, представления и ценности с адептами протестантских организаций в других странах, однако это никак не сказывается на их осмыслении себя как россиян, граждан Российской Федерации. 

Войник Анна Александровна,
Магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель: Островская Елена Александровна, доктор социологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, факультет социологии.

Работа вошла в 25 лучших исследований Всероссийского конкурс а молодых ученых: «Вера и религия современной России», проводимом исследовательской службой «Среда» (www.sreda.org)

Сноски:

1 Религиозная вера в России. Пресс выпуск Левада Центра от 17 декабря 2012 г.// URL: http://www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman (дата обращения: 26.09.13).

2 Досье: протестантизм в России. По материалам «Атласа религий России», подготовленного к печати Московским государственным лингвистическим университетом// URL: http://religion.ng.ru/problems/2010-12-01/4_protestantizm.html (дата обращения: 26.09.13.)

3 Официальный сайт Министерства Юстиции РФ// URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 11.09.13).

4 Официальный сайт Пресвитерианской Церкви «Иммануил»// URL: http://www.darak.net./ (дата обращения: 15.09.13).

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий