Второй день Малого Собора Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) был посвящен вопросам архитектуры, строительства и внутреннего устройства церковных зданий.
16 октября, второй день Собора РОСХВЕ стал своеобразным продолжением Малого Собора состоявшегося в прошлом году в Санкт-Петербурге, когда одной из тем был архитектурный облик современной протестантской церкви, передает Живая Вера Медиа со ссылкой на пресс-службу РОСХВЕ. В этом году тема была развита в контексте центральной темы Собора:«Миссия церкви. XXI век. Россия и до краев земли», что было подчеркнуто в названии — «Благовестие в камне».
После обязательных перед началом работы Собора молитвы и проповеди, с которой обратился к участникам Собора известный проповедник, пастор Денис Подорожный, последовало вводное выступление Начальствующего епископа РОСХВЕ, члена Общественной палаты РФ Сергея Ряховского. Глава РОСХВЕ отметил важность внешнего облика храма, а также признал, что в силу исторических особенностей, когда евангельские церкви в большинстве находились в подполье сначала в царские времена, а потом в советский период верующим было не до архитектурных вопросов. В результате, после развала Советского союза, когда евангельские церкви получили возможность приобретать здания в собственность, вопрос внешнего вида был одним из последних: «Поэтому сегодня многие евангельские церкви похожи на Дворцы культуры, кинотеатры и другие здания, которые ранее арендовались для проведения богослужений». Отдельно,начальствующий епископ заострил внимание собравшихся на то, что в силу частого использования арендованных помещений, некоторые названия сохранились, даже когда общины смогли построить или приобрести собственные здания. «В храме нет сцены, есть алтарная часть, если все названия в церкви такие же, как в кинотеатре, люди начинают подсознательно относиться к церкви как кинотеатру… некоторым только попкорна не хватает», — подчеркнул Сергей Ряховский.
В свою очередь, руководитель отдела богословия РОСХВЕ, пастор Михаил Дубровский говорил о том, что все здания о чем-то проповедуют своим видом, даже «хрущевки»: «правильная постановка вопроса: что мы хотим, чтобы доносили здания и каким образом это можно реализовать?» По его мнению, очевидно, что здание церкви должно говорить о Боге, но, к сожалению, порой случается бездумное проектирование, а «сарай с куполом не становится храмом». Потому перед евангельским сообществом при выборе архитектурного облика храма первый вопрос: стилизация или современный архитектурный язык. По словам докладчика, в католичестве всегда идет поиск новых форм при наличии канонов.Следующий вопрос: что можно заимствовать из светской архитектуры? И последний:как выразить архитектурнымисредствами такие важные особенности евангельской церкви, как всеобщее священство и посланничество на проповедь Евангелия?
Практические предложения прозвучали в выступлении руководителя отдела образования РОСХВЕ Татьяны Горбачевой. По её мнению, поскольку честность и открытость – это символы евангельской церкви, потому логичным будет и максимальное использование стекла. По примеру московской церкви «Слово жизни», где благодаря стеклянным дверям и фасаду прохожие всегда могут видеть, что происходит внутри, и потому без лишних опасений всегда войти внутрь. Другой современный и практический прием – использование консолей, чтобы показать некоторую возвышенность, «оторванность церкви от земли».
Пастор Ольга Голикова из Санкт-Петербурга отметила важность околоцерковной территории: «Рядом с церковью необходим ухоженный сквер, возможно, фонтан чтобы люди могли свободно приходить, гулять с детьми, чтобы уже рядом с храмом им было хорошо, спокойно и комфортно,тогда многим будет легче переступить и церковный порог».
В свою очередь, первый заместитель Начальствующего епископа РОСХВЕ Маттс-Ола Исхоел больше говорил о внутренней планировке евангельской церкви и её связи свероучением: «Мы специальновыделяем много места для организации детского служения, необходимо, чтобы церковь была как дом для детей». Другое не менее важное место в церкви – кафе или трапезная, где верующие могут до или после богослужений общаться, делиться друг с другом своими переживаниями, рассуждать о Слове Божьем.
В ходе последующих выступлений были выявлены два основных подхода не только к внешнему облику здания, но и к его использованию. По мнению пастырей церквей из крупных городов, которое озвучили епископ Дмитрий Шатров (Санкт-Петербург), а также известный проповедник и пастор Виктор Судаков (Екатеринбург), церковные здания должны быть максимально интегрированы в городской облик и городскую жизнь. В частности, приводился пример церкви в Сингапуре, которая выкупила часть мега-молла. По мнению пасторов, здание церкви должно служить людям всю неделю: «Пусть в середине недели там проходят спектакли, концерты, другие мероприятия, а богослужения в субботу и воскресенье, поменьше религиозности и больше настоящей любви».Важен и экономический аспект, содержать здание, используемое только один-два дня в неделю, очень дорого.
В то же время представители средних по численности и небольших городов говорили о важности отличительных особенностей в архитектурном облике для евангельских церквей. Епископ Сергей Лавренов признал, что раньше, когда община смогла купить здание, все были вполне удовлетворены тем, что обшили его сайдингом, «… однако теперь мы хотим большего». Как вариант он предложил использовать элементы эклектики. Также прозвучали предложения использования неоновых крестов по образцу протестантских церквей Южной Кореи.
Первый заместитель Начальствующего епископа – управляющий делами РОСХВЕ, епископ Константин Бендас представил типовой проект небольшого церковного здания с основным богослужебным залом, рассчитанным на 300 — 350 мест.
Суммарные затраты на возведение здания по этому проекту должны составить порядка 35 млн. рублей. Причем учтены затраты на ввод в эксплуатацию, привлечение профессиональных строительных организаций, разрешительную документацию, а также системы отопления, вентиляции, кондиционирования и пожаротушения.
Одним из итогов работы Собора можно считать создание в рамках РОСХВЕ архитектурно-строительного Совета, в задачи которого войдет аккумуляция существующих наработок и проектов, помощь общинам Союза, строящим свои здания, создание единого финансового фонда для строительства храмов.