28 декабря 2015 г., Живая Вера Медиа
21 декабря в Общественной палате РФ состоялись слушания «О целесообразности расширения в тексте Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ перечня священных текстов, которые не могут быть признаны экстремистскими материалами».
Заседание проводил Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин. В начале встречи он поздравил мусульман с рождением пророка Мухамеда и протестантов и католиков с празднованием Рождества Христова. Говоря о поправках в Федеральный закон „О противодействии экстремистской деятельности“, касающихся недопустимости рассмотрения на предмет экстремизма священных книг, таких как: Библия, Коран, Танах и Ганджур, Иосиф Дискин отметил: «Мы признательны президенту Российской Федерации Владимиру Путину, который оперативно внес данные поправки в закон. Таким образом, утвержден важный принцип, подтверждающий, что священные для христиан, мусульман, иудеев и буддистов тексты не являются предметом рассмотрения на тему экстремизма. Мы сегодня можем обсуждать, чего еще не хватает представителям традиционных конфессий в России, которые, в отличие от европейских верующих, являются не «толерантными», терпимыми друг ко другу, а имеют действительно близкие, дружеские взаимоотношения».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества МП Протоиерей Всеволод Чаплин, отметил, что принятые поправки — это «мощный шаг государства. Это ответ на вопрос большого количества людей, может ли святыня, которая значит для человека больше жизни, оказаться вне закона».
Епископ ЕЛЦ АИ, кандидат юридических наук, адвокат «Славянского правового центра» Константин Андреев обратил внимание участников на проблему экспертизы при признании текстов экстремистскими. В рамках действующих правовых норм суд назначает по конкретному тексту, который может быть признан экстремистским психолого-лингвистическую экспертизу, которая предполагает экспертное заключение филолога и психолога, но никак не религиоведа. В то время как при анализе религиозных текстов участие религиоведа просто необходимо.Кроме того, должен быть определен круг экспертных организаций, которым может быть поручена такая экспертиза. Также Константин Андреев отметил необходимость более детальной проработки дефиниций, определяющие в том числе в законе и священные тексты,которые не могут быть признанными экстремистскими. Так слово «Библия» не отражает полноты и суммы священных текстов, так как существуют различные каноны и переводы Библии, и таким образом решающим фактором опять будет являться экспертиза. Говорить же о Коране можно только применительно к арабскому тексту, а издания на других языках официально в исламе именуются лишь «переводами смыслов» и т.д.
Первый заместитель Начальствующего епископа – Управляющий делами РОСХВЕ, епископ Константин Бендас в своем выступлении отметил, что обсуждаемая тема является важной и для религиозных объединений, и для простых верующих людей, для которых священные тексты – это важная часть жизни, понятие, соразмерное отношениям в семье, любви к супруге или детям. При этом он выразил мнение о том, что рассматривать и тем более настаивать на дополнении списка священных текстов, которые не могут быть признаны экстремистскими материалами, преждевременно:
«Сначала мы должны получить практику, в том числе и судебную, в течение, как минимум, года. При этом мы можем продолжать обсуждение данной темы и быть готовыми к продолжению работы в этом направлении. Другое дело, что давление и вброс сегодня такой информации в общество даст обратную реакцию: «опять религиозники хотят получить какие-то дополнительные права для себя». Предлагаю создать либо отдельную рабочую группу, либо продолжить консультации на тех площадках, которые уже имеются: комиссии при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП, экспертный совет и Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Необходимо продумать и запланировать на 2016 год встречи, консультации, привлечение экспертного сообщества и т.д».
Также епископ коснулся острой проблемы, связанной с уровнем компетентности российского профессионального экспертного сообщества в области религиоведения:
«Список реальных экспертов, а не просто людей, создающих шум в информационном поле религиозных отношений, или отстаивающих интересы своей конфессии, совсем небольшой. В 2009 г. был создан научно-консультативный совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них религиозного экстремизма при Министерстве юстиции РФ. К сожалению, за последние несколько лет он практически никак не действовал. Полагаю, крайне важно возродить его деятельность».
Данное предложение было поддержано другими участниками слушаний. Модератор встречи Иосиф Дискин, резюмируя итоги встречи, отметил: «Предлагаю обратиться в Верховный суд РФ, которой, согласно Пленума Верховного суда РФ, принял бы разъяснения о порядке рассмотрения судами религиозных текстов на предмет экстремизма с жестким предписанием – не рассматривать никакие экспертизы, кроме предоставленных одной единственной инстанцией — научно-консультативным советом по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них религиозного экстремизма при Министерстве юстиции РФ. Используя норму закона «Об основах общественного контроля в РФ», формированием данного совета будет заниматься Общественная палата. В качестве экспертов мы будем привлекать религиоведов и религиозное сообщество».