Владимир Воленко: Джо Сатриани, Стив Вай и Стив Морс в Крокус Сити Холле

Религия

Когда три великих гитариста собираются вместе начинается нечто фантастическое.

Я не стану, используя с умным видом специфические термины, глубоко погружаться в обзор гитарных техник и оборудования, дабы не навлечь на себя критические обвинения в дилетантизме от профессиональных гитаристов. Напишу доступно, в свойственной мне манере музыкального обывательского стиля.

Однажды один из величайших гитаристов мира Джо Сатриани решил сообразить на троих! Я не в смысле выпить, к сожалению, именно такой подтекст чаще ошибочно возникает в умах соотечественников. Нет! Просто Джо знает, что в Триединстве кроется великая сила! Сам Господь Бог проявляет себя в трёх ипостасях, ведь почти любая молитва заканчивается словами: «Отец, Сын и Дух Святой!»

Позднее сиё укоренилось в сознании и на бытовом уровне. Ещё с детских сказок, типа: «Жили, были, три брата». Затем из школьной программы через картину Васнецова «Три богатыря», висящей в Третьяковке. И, наконец, троица комедий Л. Гайдая с незабвенными Вициным, Никулиным и Моргуновым, — убедительное подтверждение сказанному.
Именно поэтому великому Сатриани и гениальному Стиву Ваю (двум не меняющимся участникам проекта) всё время нужен ещё кто-то: то Роберт Фрипп, то Ингви Мальмстин, то Джон Петруччи из Dream Theater. На сей раз этим третьим стал Стив Морс (с 1994 года постоянный гитарист Deep Purple). Именно с его сорока пяти минутного сэта и началась программа данного гитарного фестиваля.

Морс обладает ювелирной техникой. Он утончённый мелодист, благодаря чему лично я начал адекватно воспринимать нынешние альбомы Deep Purple, так как долго считал, что после ухода Блэкмора группа нашей юности уже не может быть интересной. Кроме того мне очень близки его арт-роковые аккордовые последовательности, которые он любит комбинировать на остинатном басу. Короче, Стив играл блистательно, даже исполнял кантри звуком хард-роковой гитары. Однако на мой взгляд, кульминацией его выступления стала полифоническая композиция, посвящённая памяти Джона Лорда. Зал просто затаил дыхание, хотелось, чтобы эта вдохновенная музыка продолжалась ещё и ещё.

Сатриани выступал последним. Его мастерство трудно описать словами, учитель «великих» есть учитель «великих», тут нечего добавить. Под конец он, разумеется, пригласил на сцену и Вая, и Морса, и началось совместное музицирование. В ход пошли и песни, и постоянно сливающееся воедино трио гитар. Мне показалось, что втроём им всё-таки тесновато, а так как действо затянулось, я даже слегка загрузился.

Не растерялись техники, которые продолжая традиции «зелёного» концерта (последнего выступления в определенном туре) стали дурачиться: вытащили на задний план стол с белой скатертью и сели за него пировать. «Мол, пусть звёзды работают, а мы — всегда остающиеся в тени работники сцены, будем демонстративно отдыхать». Подобная ситуация очень свойственна людям христианской веры, так как уравнивает социальное положение слуг и господ.

Стива Вая стоит выделить особо.

Вот вам меломанский анекдот:
Журналист берёт интервью у Ричи Блэкмора:
— Скажите Ричи, кто самый выдающийся гитарист в мире?
— Как кто? Конечно, я! Я начинал Deep Purple, создал Rainbow, Blackmore’s Night. Считаюсь одним из основателей классического хард-рока.
Журналист спрашивает у Эдди Ван Халена:
— Скажите Эдди, кто самый выдающийся гитарист в мире?
— Как кто? Конечно я! Я разработал принципиально новую технику игры и звукоизвлечения, принципы которых стали развивать многочисленные последователи и тысячи гитаристов по всему миру.
Журналист спрашивает тоже самое у Стива Вая:
— Стив, скажите, кто самый великий гитарист в мире?
— Как кто? Конечно, я. Все друг друга копируют, а у меня вся музыка из собственной головы…
— Подождите, подождите, а вот Ричи Блэкмор и Ван Хален считают, что они самые великие.
— Да? А чем они мотивировали свои ответы?
— Ну, понимаете, они сказали, что им сам Бог велел…
— Не знаю. Я им ничего не велел!

Шутки шутками, но когда исполнительское мастерство выходит за грань человеческих возможностей, говорят: «Играет, как Бог!» Я многое слышал в жизни, однако не предполагал, что гитара может издавать такие звуки. То они были похожи на человеческий голос, то на крик животных, это помимо безукоризнненой техники, потрясающего звукоизвлечения и высшего пилотажа в использовании всевозможных привычных процессорных эффектов. У меня не укладывается в голове, как на гитаре можно сделать плавное глиссандо неограниченной продолжительности в любую сторону даже не скользя пальцами по грифу (да не засмеют меня профессиональные гитаристы). Помимо всего прочего Стив Вай потрясающий шоумен. Один из его фантастически светящихся инструментов и характерные движения ногами, как в замедленном кино производили впечатление не меньшее, чем игра (даже зубами).

Существует легенда, повествующая о том, что добиться такого невероятного признания можно заключив контракт с дьяволом о продаже собственной души в обмен на мировую славу. Одна из таких историй положена в основу культового фильма «Перекрёсток», вышедшего на экраны в 1986 году.

Там в кульминации Вай становится участником гитарной дуэли, виртуозно исполняя 5й каприс Паганини. Именно об этом фильме упоминает в своей песне «Перекрёсток» Чиж. Музыкантам настоятельно рекомендую посмотреть.

Однако никаких материалов о том, что в реальной карьере Вая было что-то похожее на сюжет фильма, я не нашёл. Факты как раз свидетельствуют об обратном: Стив имеет жену и двоих детей. Он заядлый пчеловод и вегетарианец. Является основателем фонда, финансирующего программы музыкального образования для детей с ограниченными ресурсами, является членом совета директоров некоммерческой организации Little Kids Rock, которая предоставляет бесплатные музыкальные инструменты и обучение для детей в государственных школах по всей территории США. Одной из самых известных его композиций является «For the Love of God», а в начале своего сета он произнёс слова, типа: «Сегодня вечером этот зал будет залом нашей церкви!»

В целом, конечно, концерт был ориентирован на подготовленных людей, главным образом меломанов и гитаристов. Никогда не видел такой вереницы страждущих на входе в Крокус Сити Холл. Однако попадались и те, на лицах которых я наблюдал полное недоумение. Некоторые девушки в мини юбках и холёные молодые люди из партера давали повод думать, что они сами не поняли, куда и зачем пришли.

Владимир Воленко специально для медиа-группы «Живая вера»

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий