25 октября 2014 г., Живая Вера Медиа
Второе Послание к Тимофею Павел написал, томясь в Мамертинской тюрьме, расположенной от римского Колизея на расстоянии брошенного камня.
Впрочем, “тюрьма” – это еще мягко сказано. Я видел это место. Это напоминает больше мрачное, сырое подземелье – не самое лучше место для коротающих последние дни своей жизни. Для многих узников уже здесь начинался ад.
Записанные в этом послании слова представляют большую важность и ценность для нас, поскольку выражают последнюю волю Павла – волю, адресованную Тимофею и всей Церкви.
Павел оставил Тимофея в Ефесской церкви, в которой возникло много проблем. Поэтому апостол в данном послании строго наставляет Тимофея, чтобы тот не утратил правильный фокус. Молодому служителю следовало сосредоточиться на правильных вещах, не позволяя всяким ненужным вещах увлечь его.
“Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии ” (2 Тим. 2:14-16).
В стихе 16 Павел увещает Тимофея избегать “непотребного пустословия”. Эти слова в некоторых переводах звучат как “глупые, бессмысленные споры”. Павел не хотел, чтобы Тимофей вовлекался во всякие ненужные, мелкие выяснения, отвлекающие от дела Христова.
Я до сих пор помню, как некоторые христиане “прикапывались” к имени президента Дональда Рейгана. Поскольку его имя, фамилия и отчество состояли из шести букв (666), они пришли к дикому выводу, что он является антихристом.
Есть люди, которые тратят так много времени на обсуждение (а также умозрительные спекуляции и ссоры) первой книги Библии и последней, что практически забывают о других 64 книгах. Есть люди, которые буквально помешаны на “теориях всемирного заговора” во всех их видах и проявлениях.
В категорию “непотребного пустословия” также можно включить сплетни – один из самых опасных и разрушительных грехов в церквях. К “пустословию” также можно отнести большинство ток-шоу по телевидению и радио, где нет конца спорам и взаимным обвинениям.
Несколько лет тому назад в нашей церкви был пятилетний мальчики по имени Джейсон. Однажды я беседовал с его мамой о некоторых моментах в их жизни, которые оказали глубокое влияние на ее сына. Ужасная семейная жизнь закончилась разводом, от чего у обоих (у матери и сына) остались душевные шрамы. Однако у Джейсона, как ни странно, выработалась определенная духовная чувствительность.
Во время этой беседы женщина рассказала мне, как однажды она поздно вечером ехала с сыном по шоссе. Было очень темно. Играло радио. Вдруг Джейсон, который сидел на переднем сиденье, повернулся к ней и сказал: “Ма, ты можешь прикрутить радио?” Та глянула на него и спросила: “Почему, дорогой?”
“Когда полностью тихо, я могу слышать голос Иисуса”.
Если Иисус захочет привлечь наше внимание к чему-то, сможет ли Он “прорваться” к нам чрез плотную шумовую завесу нашей культуры? Я знаю, что меня легко может отвлечь всякая информация по телевидению, интернету и радио. Для меня новости – словно наркотик. Завтракая, я смотрю телевизор. Поэтому когда затем поднимаюсь в ванную комнату чистить зубы, у меня есть пища для размышления.
Однажды моя жена Салли сказала мне: “Ты можешь хоть минуту побыть в тишине?” Я подавил свою импульсивную реакцию увидеть в этом просто придирку и признал мудрость ее замечания.
Одна из моя любимых книг – “Развлекайтесь до смерти” Нейла Постмана”. (Amusing ourselves to death, Neil Postman). Хотя эта книга не является христианской, она предрекает духовную гибель нашей культуры, построенной на одних развлечениях. Автор книги уверен, что нация погибнет не из-за солдат с автоматами АК-4 и в восточных тюрбанах, но из-за соблазнительных образов на экранах телевизоров.
Он писал эту книгу еще до массового распространения персональных компьютеров, до появления интернета, социальных сетей, смартфонов и планшетов. Была ли тогда жизнь менее интересной и захватывающей (без всех этих вещей)? В наше время существует столько отвлекающих и затягивающих вещей, о которых Павел и Тимофей не могли даже помыслить.
В стихе 14 Павел указывает, что “непотребное пустословие” ничего хорошего не несет – лишь “расстройство”. Термин “расстройство” – довольно сильное слово, которое на греческом звучит как “катастрофэ”; отсюда современное слово “катастрофа”. Его можно также перевести как “разрушение”.
В стихе 17 Павел утверждает, что “непотребное пустословие” распространяется как “рак” (букв. “гангрена”). Гангрена – серьезная болезнь, которая распространяется так быстро, что ради спасения жизни пациента приходится ампутировать те или иные части его тела.
Апостол Павел в качестве примера (“распространителей рака”) приводи двоих: Именея и Филита. Один из них был лжеучителем, которого Павел изгнал из ефесской церкви и который, по-видимому, основал свою общину на той же улице, где учил (вместе с Филитом), что воскресение мертвых “уже было”.
Однако без учения о телесном воскресении Иисуса Христа и Его обетовании о телесном воскресении верующих христианство рассыпается, как карточный домик.
Павел не хотел, чтобы Тимофей утратил фокус в своем служении, а это очень легко сделать, если увязнуть в различных глупых спорах и разногласиях. Когда такое происходит в моей жизни, я настолько зациклен на этих спорах, что нередко просыпаюсь в два часа ночи и мысленно “сражаюсь” со своими оппонентами.
В такие дни сатана может наилучшим образом (т.е. наихудшим для нас) отвлечь наш ум от действительно важных вещей.
Величайшая звезда гольфа Арнольд Палмер рассказывает один случай из своей карьеры. Ему оставалось закатить мячик в последнюю лунку на “соревновании мастеров”. Он только что сделал великолепный удар “с колышка” и был уверен, что выиграет весь турнир. Когда он подходил к мячику для второго удара, то увидел возле боковой линии своего старого друга.
Друг подошел к нему и протянул руку со словами: “Мои поздравления”. Палмер пожал его руку и сразу же понял, что потерял фокус. Второй удар пришелся на “песчаную ловушку”. Из-за этого неудачного удара он проиграл весь турнир. Палмер сказал затем, что запомнил эту ошибку на всю жизнь и старался больше не допускать ее. Главное – фокус!
Есть очень много вещей, которые могут отвлекать нас, лишая радости и мира. Давайте же будем всегда сосредоточены на главном – на Иисусе. А также на нашем призвании как Его служителей.
В нашей церкви есть пасторы, диаконы и старейшины, но мы всегда учим в нашей общине, что “все являются служителями”. Мы говорим членам церкви о нашем величайшем желании: чтобы они, выходя из дверей молитвенного дома, помнили о своем призвании во Христе, о своей миссии нести миру любовь, благодать и истину.
В стихе 19 Павел утверждает, что несмотря на все бесчисленные отвлечения, используемые сатаной для смещения нашего фокуса, мы можем быть уверены в том, что “твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих”.
Божья церковь построена на фундаменте Божьей истины, поэтому будет стоять навеки. Какие бы козни дьявол ни использовал против Церкви на протяжении всех прошедших веков, Бог удивительным образом сохранял ее. Иисус Христос хранит и сохранит Храм Тела Своего до самого Своего пришествия. Он пообещал, что “врата ада не одолеют ее”.
Но церковь – это ты. Она состоит из людей, а не камней. Бог знает тебя по имени. Он крепко держит тебя за руку. Ты навеки принадлежишь Ему. Это подобно тому, как если бы какой-то царь наложил на тебя “печать собственности” – в древности это делалось с помощью фамильного перстня и воска. И эта печать гласит: “Ты принадлежишь Мне”.
В конце стиха 19 Павел увещевает: “Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа” (2 Тим. 2:19). Другими словами, мы должны отвернуться от своих грехов.
И далее он пишет: “А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим. 2:20-21).
Тут Павел использует контраст, чтобы показать резкое отличие между “почетными сосудами”, используемыми Богом, и “непочетными”.
В нашей кухне моя жена Салли поставила красивую фарфоровую посуду, которую она получила от матери (а та в свою очередь получила ее от своей матери). Эту посуду передавали из поколения в поколение, поэтому она очень дорога для нее. Салли использует ее только для особых случаев, для гостей.
А вот кухонное мусорное ведро мы прячем от взоров других под столешницей. Мусорное ведро вы вряд ли будете использовать для поглощения еды или для демонстрации гостям. Оно предназначено для мусора.
Если вы уже очищены и готовы к почетному употреблению, вы подобны прекрасному фарфору в доме Господина, и Иисус может использовать вас для самых высоких целей. Если вы очистились от грехов и поддерживаете близкие отношения с Богом, то нет ничего увлекательней, чем быть сосудом в Его руках. Существует высшее наслаждение, удовлетворение и ощущение полноты, которое исходит из осознания того, что Бог благословляет других, используя тебя как инструмент. Подумайте о том, что Бог может через вас коренным образом изменить чью-то жизнь.
С другой стороны, я знаю, что в течение своей жизни я утратил слишком много возможностей стать инструментом в Божьих руках – и все из-за потери фокуса, из-за того, что позволил посторонним вещам отвлечь меня, позволил старым греховным привычкам напомнить о себе. Поэтому Бог далеко не всегда может эффективно меня использовать. Такие потерянные возможности называются “грехом упущения”. Мы грешим, если противимся побуждениям Святого Духа. Такое противление происходит автоматически, когда мы отвлечены чем-то второстепенным или принимаем решения в пользу греха.
Если вы хотите быть чистым сосудом для почетного использования, следуйте повелению Павла, записанному в стихе 22: “Юношеских похотей убегай”. В другом переводе – “убегай юношеских страстей”. Проблема с похотями заключается в том, что похоть не проходит и после юношеских лет. Пастор МакАртур рассказывает о посещении 79-летнего дедушки, который на смертном одре признался, что так и не смог победить привязанности к порнографии.
Мы живем в мире извращений и мрака. И этот греховный мрак, кажется, лишь сгущается. Как среди всего разврата сохранить чистоту? Просто не “играйтесь в грязи”. Если вы – Божье дитя, не думаю, что вам будет приятно валяться в свинарнике, долго барахтаться в смрадном болоте. Однажды вам надоест питаться рожками, и вы вернетесь в дом Отца, чтобы снова оказаться в Его любящих объятиях.
Поэтому избегайте тех вещей, что могут навредить вам и вашей семье, разрушить ваше свидетельство и отправить вас “пылиться на полку” подобно ненужной книге. Просиживая на задней лавочке, вы не сможете плодотворно служить Богу.
В случае с Тимофеем под “похотью” может подразумеваться не только сексуальное желание. Возможно, речь идет о спорте, который поглощал молодых людей того времени. Или о гладиаторских боях, о состязаниях на колесницах или даже об азартных “пари” (ставках) весьма тогда популярных.
Первая часть стиха 22 указывает нам, от чего мы должны убегать. Вторая же часть показывает, к чему мы должны бежать: к правде, вере, любви и миру.
Когда мы каемся, мы совершаем разворот на 180 градусов, уходя от тех вещей, которые приносят нам бесчестие, и стремясь к тем благим вещам, список которых мы прочли выше. Замечательно то, что каждая из этих четырех вещей (правда, вера, любовь и мир) представлена в Библии как Божий дар.
Когда вы подчиняете свою жизнь Богу, Он дарит вам новое сердце, желающее творить правду. Он дает вам дар спасительной веры, способность доверять Ему. Такая вера может быть крохотной, с горчичное зерно, но в Божьих руках она возрастает и приносит плод.
Бог дает нам способность любить других – даже тех, кто не любит нас, относится к нам враждебно. Такая любовь весьма отличается от той любви, к которой мы привыкли, живя без Бога. Также Бог дарует нам такой мир, какой этот мир неспособен нам дать.
Павел утверждает, что все эти четыре дара возможны для тех, кто призывает имя Господа от чистого сердца. Но кто те люди, у которых действительно чистое сердце? Я не осмелюсь утверждать, что мое сердце, мои мысли и мои мотивы всегда чисты.
Покойный пастор Рэй Стедманн считал, что лучше перевести соответствующее греческое слово как “очищенное” а не “чистое”. Таким образом, этот термин имеет отношение ко всем тем, кто, придя к Богу в смирении, исповедал свои грехи и получил новое рождение, новое, чистое сердце.
С другой стороны, нам необходимо ежедневное очищение. Мне нужен “ливень благодати” в той же мере, как и душ для тела, чтобы я мог быть готовым к новому дню.
Такое состояние смирения позволит нам помочь духовно упавшим не с позиции личного превосходства, но с позиции благодатного опыта: “Ты знаешь, я тоже это переживал, но пришел к Богу, и Он поднял меня и очистил, явив Свою великую, прощающую любовь”.
В конечном итоге, нашей мотивацией очищения (чтобы быть сосудом в чести) должна быть любовь к Богу. Ведь Он возлюбил нас еще тогда, когда мы были Его врагами. Теперь же мы стали друзьями Иисуса. И мы должны стремиться к сохранению святости, чтобы не подвести своего Друга. Мы желаем быть верными Тому, Кого любим.
В стихах 24-25 Павел перечисляет качества раба (Господа). Слово “раб” часто ассоциируется с чем-то плохим, с тем физическим рабством, от которого в прошлые века страдали чернокожие. Но ирония Божьего домостроительства состоит в том, что, будучи рабами Христа, мы обретаем истинную свободу. Свободу от греха, который так легко порабощает души. Мы находим свободу достижения цели: быть похожими на Христа (ради чего мы и сотворены Богом).
Пастор Чак Смит однажды сказал, что всякий, возрастающий в подобие Христа, неминуемо становится слугой. Павел свои письма часто начинает с того, что называет себя рабом Иисуса Христа. Иаков называет себя рабом. Петр называет себя рабом. Рабами также называют себя Иоанн и и Иуда.
Какими же качествами должен обладать слуга (раб) Иисуса Христа? Павел пишет в стихах 24-25: “Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников”.
“Кротость” не означает слабость. Библия описывает кротость как противоположность эгоизму, как способность думать больше о других, чем о себе. Кроткий человек не позволяет своему “я” царствовать на троне сердца. Он также не воспринимает многие вещи слишком близко к сердцу. Это не ранимое, с тонкой кожей, слабое создание. Кроткие люди сильны. Их не так просто спровоцировать. Их трудно обидеть, рассердить, вывести из себя.
В кротости есть сокрытая от глаз сила, которая подвизается за правду и стойко переносит страдания. Эта “тихая” сила порождает духовный авторитет, духовную власть. Павел учит, чтобы мы вели себя приветливо, дружелюбно и сочувственно с теми, кто отошли от истины. Не следует допускать дух осуждения. Нам запрещено реагировать на таких людей жестко или оскорбительно.
В стихах 25-26 Павел повелевает верующим наставлять заблудших “с кротостью” – “не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю”. Поразительно, что даже покаяние не является результатом просто человеческих усилий. Оно – также дар Божьей благодати.
Когда человек искренне кается, Бог освобождает такового от “сети дьявола”. Истина Божья делает нас свободными. Если вы чувствуете себя в духовной западне, то, возможно, вы (хотя и были когда-то очищены) в какой-то момент вновь попались на крючок сатаны и теперь “пылитесь на полке”. Я молюсь, чтобы Бог открыл ваши очи на ваше духовное состояние, чтобы вы вышли из своего духовного ступора.
Господь очистит вас, и вы снова вернетесь к удивительной жизни во Христе и станете благословением для многих других.
Голос Истины по материалам God Reports