В 2017 году Hodos Institute реализовал исследовательский проект, посвященный феномену лидерства в христианских центрах социальной помощи. В рамках этого исследования ученым удалось взять интервью у более чем 60 руководителей и служителей христианских реабилитационных центров. Также была разработана онлайн-анкета, которую заполнили свыше 500 человек, в прошлом бывших на реабилитации. По итогам работы выработаны базовые установки и рекомендации по формированию лидерства и христианской миссии в рамках служения реабилитации и социальной адаптации людей, страдающих химической зависимостью[1].
Не секрет, что на постсоветском пространстве одним из самых успешных и плодоносных служений евангельских церквей является помощь в реабилитации и социальной адаптации зависимых людей. Попросту говоря – возвращение алкоголиков и наркоманов к нормальной жизни, восстановление, исцеление, преображение через веру в Спасителя.
Для этого существует множество различных методик. От классических 12-шагов АА или польской программы терапевтических общин MANAR, до интуитивных действий «как Бог даст откровение». Соответственно, и результаты различны. И важно было собрать лучший опыт, чтобы сделать его доступным тем, кто только начинает свое служение.
Суть служения реабилитации
С христианской точки зрения, основа выздоровления и освобождения от химической зависимости – духовные изменения в самом человеке. «Химическая зависимость не является исключительно медицинской проблемой», говорится в Социальной концепции Российского Союза евангельских христиан-баптистов. Именно поэтому христианские душепопечители говорят о необходимости духовного возрождения и роста своих подопечных.
Задача руководителя центра – рассказать о Христе, чтобы люди увидели выход во Христе, от проблемы, зависимостей, [увидели], что освобождение [совершается] через Христа.
Пастор евангельской церкви и руководитель социального служения, Россия
Подобным образом, христианское служение и попечение о зависимом основывается не на авторитарном воздействии или формальной власти наставника над наставляемым, но на духовном авторитете, который связан с компетентностью душепопечителей, и главное – на авторитете Священного Писания.
[Мы ориентируем] на христоцентричную жизнь, даем такую модель жизни. Потому что наиболее правильно, когда в центре жизни и видения, целей стоит Христос, Библия.
Пастор евангельской церкви и руководитель социального служения, Россия
Таким образом, христианское служение реабилитации и адаптации неотделимо от миссии Христа. Оно христоцентрично в том смысле, что исполняет великое поручение Иисуса Христа свидетельствовать о Том, Кто пришел дать жизнь с избытком (Ин. 12:1-12), явился благовествовать нищим и обездоленным, дать свободу измученным (Лк. 4:18-19). Целостная христианская миссия предполагает проповедь об Иисусе Христе как словом, так и делом. В широком смысле миссия – это евангелизм и социальное служение, повседневный созидательный труд и душепопечение. Вовлечением в служение реабилитации современная церковь сохраняет свою подлинность и предназначение. Проповедующая Христа церковь просто не может и не должна отказываться от своей ответственности в социальной сфере.
С одной стороны, через служение реабилитации и адаптации Дух Божий спасает зависимых людей и приобщает их к церкви. С другой стороны, через проявление Духа Божия в церкви христиане становятся способными осуществлять духовную миссию в этом мире, в том числе и через вовлеченность в служение реабилитации и адаптации.
[Главные задачи руководителей христианских реабилитационных центров – это] воцерковление и социализация. Помочь тем, кто в трудной ситуации, стать полноценными людьми в обществе. Но если это христианская реабилитация, то задача – чтобы человек стал христианином, уверовал и исполнил свою миссию от Бога.
Пастор церкви, Россия
Реабилитация и новые церкви
Возникновение и деятельность христианских центров реабилитации предполагает взаимодействие с поместными церквями. Это взаимодействие также имеет различные формы. Где-то служение реабилитации является первым шагом для организации поместной церкви, и тогда большая часть прихожан таких церквей – верующие, которые прошли реабилитацию. Другие общины открывают такие центры, но жизнь поместной общины только отчасти связана со служением реабилитации.
Тем не менее, далеко не все христиане ограничивают миссию этого служения только лишь организацией новых церквей на базе реабилитационных центров или подготовкой служителей с их последующей отправкой на миссию. К примеру, пастор церкви и руководитель реабилитационного центра в Ульяновске акцентирует внимание на том, что подготовка служителей-миссионеров в рамках реабилитации – далеко не единственная задача: «В нашей церкви есть видение, которое влияет на нашу философию, модель лидерства. Наша задача – утвердить людей в вере, Слове, привести людей к Богу и служению и посвящению Ему… Главная задача – прилепить к Богу, чтобы они жили в мире и радости».
Руководитель социального служения из Красноярского края так описал свой опыт и понимание специфики своей деятельности: «Если не идет воцерковления, я просто поддерживаю отношения. Для меня это не ключевой момент. Я поддерживаю личные отношения. Стараюсь быть доступным, искать точки соприкосновения».
Место лидерства в реабилитационном центре
Руководитель реабилитационного служения должен сам быть лидером, так как его задача – помочь восстановить жизнь подопечным и показать им перспективы личного развития. Самая большая группа респондентов охарактеризовала лидерство как процесс, когда один человек (лидер) ведет за собой других. Причем на вопрос «Как вы понимаете лидерство?» многие начинали ответ словами «Лидер – это тот, кто ведет за собой…»[2].
Лидерство – это способность или умение вести за собой.
Служитель церкви, руководитель социального служения, Россия
В 2015-2016 гг. Hodos Instutute проводил социологическое исследование «Изучение феномена лидерства в среде евангельской молодежи Евразии: к вопросу формирования эффективных подходов в становлении и развитии лидерства». Первый вопрос, который задавали в рамках фокус-групп, интервьюирования и анкетирования, также касался общего понимания респондентами феномена лидерства. Анализ ответов показал, что в среде евангельских христиан Евразии феномен лидерства сужается до фигуры лидера, который влияет на других или ведет их за собой. Ответы на аналогичный вопрос в рамках нашего исследования по теме формирования лидерства в реабилитационных центрах показал, что представления о лидерстве действующих руководителей центров в целом соответствуют наиболее распространенным представлениям о лидерстве в среде евангельских христиан Евразии вообще.
Второе наиболее часто выражаемое мнение – это лидерство как служение. Весьма радостно видеть, что большинство работников и служителей христианских центров воспринимают свою деятельность в первую очередь как служение.
Лидер в первую очередь служит тем, кого он ведет. Один из наиважнейших аспектов лидерства – понимать, что в первую очередь ты слуга. Важно, чтобы лидер был зрелым в личном и духовном аспектах. Далее, лидер должен быть подотчетным. Нельзя вести с целиком развязанными руками. Важно иметь ясное представление о цели и способах деятельности. И команда должна знать цель, чтобы отличать важное от неважного или менее важного.
Миссионер, работник христианского центра социальной помощи, Украина
Правильное расставление приоритетов и ценностей, организация командной работы, когда группа людей удовлетворяет внутренние и внешние потребности и совершает доброе дело, когда каждый член команды занимается своим делом, – это и есть истинное, христианское лидерство. Это же относится и к процессу лидерства в контексте процесса реабилитации и восстановления.
Эксперты Hodos Institute настоятельно рекомендуют не сводить и не ограничивать понимание лидерства манипулированием, преследованием собственных интересов, коррупцией и прочими неприемлемыми для христиан вещами.
В нравственном и созидательном лидерстве лидер ведет свою команду, показывая последователям путь, а команда в свою очередь показывает путь окружающим: своим примером, своим служением, своими добрыми плодами.
Лидер внутри такой команды – не тот, кто манипулирует другими, достигает исключительно своих целей, попутно нанося урон как членам команды, так и окружающим людям. Лидер организовывает работу команды, но это не значит, что он – единственная важная фигура в командной работе. Лидер направляет, показывает путь своим последователям, и в этом заключается его служение – через мотивацию, через поддержку, через организацию деятельности, через вовлечение и усиление.
Задачи руководителей христианских реабилитационных центров
В рамках интервьюирования и онлайн-анкетирования исследователи интересовались, как респонденты понимают главные задачи руководителей центров реабилитации. В этом поле не обнаружено разнообразия мнений. Это можно истолковать как признак высокой степени единомыслия среди христиан касательно задач руководителей реабилитационных центров. Так, удалось выявить лишь 5 вариантов ответов (от наиболее часто упоминаемых до более редко упоминаемых):
- Духовное воспитание, служение, воцерковление;
- Евангелизация, благовестие, духовное возрождение людей на реабилитации;
- Материальное обеспечение, администрирование;
- Дисциплина, порядок;
- Подготовка новых лидеров.
Наиболее важным выводом при анализе является следующее: как руководители центров, так и люди, прошедшие реабилитацию, в большинстве своем убеждены, что основная задача работников центров и служения реабилитации в целом заключается в духовном формировании зависимых. По их мнению, именно духовное возрождение является основным условием освобождения от зависимости.
Я в реабилитации 10 лет. У меня у самого были проблемы, я через это пришел ко Христу, покаялся. И для меня важно было, что я в людях увидел Христа. Важно быть другом, показать людям Христа. Быть не директором, командиром, а другом. И тогда тебя уважают как духовного наставника. Наше видение – любовь. Если нет любви, то не подходи к этому человеку, не начинай это служение.
Пастор церкви, руководитель русскоязычного христианского центра социальной помощи, Израиль
Сила личности
В рамках исследования было важно понять, какие сильные стороны служителей и руководителей центров повлияли на респондентов, когда они сами были на реабилитации. Вот список этих ответов от наиболее часто упоминаемых к наименее:
- Индивидуальный подход, общение, дружба, душепопечение;
- Организаторские способности руководителей, командная работа, формирование команды, взращивание других лидеров;
- Ободрение, вдохновение, мотивация;
- Связи с общественностью.
Так, наиболее важной, эффективной и востребованной чертой лидеров христианских центров реабилитации является способность подходить к каждому человеку и его ситуации индивидуально, а также выстраивать общение, дружбу и оказывать душепопечение. В то же время многие из прошедших реабилитацию, особенно женщины, подчеркнули, что именно индивидуальный подход к ним и дружба помогли им обрести освобождение от зависимости.
Стараюсь общаться с людьми, помогать, помогать исповедаться. Приходят раненые. Помогаю им, чтобы исповедались, приняли Христа, изменили свою жизнь.
Руководитель женского центра социальной помощи, Украина
Не осуждать, принимать людей с разными взглядами, отвечать на конкретный запрос или нужду человека в данный момент.
Общественный деятель, руководитель социального служения, Россия
Не менее важными оказались организаторские способности руководителей и то, что они уделяют время и силы формированию команд и подготовке будущих служителей. Подобное мнение чаще выражалось мужчинами.
В то же время лишь пара человек упомянули такую свою сильную сторону, как способность выстраивать связи и общение с окружающими людьми, органами власти и т. п.
В условиях меняющейся социальной обстановки руководству центров и церквей следует уделить больше внимания этому направлению деятельности. Выстроенная система связей с общественностью и то, что называется Government Relation (общение с властью) – могут помочь избежать многих конфликтных ситуаций в деятельности реабцентров.
Есть ли жизнь после реабилитации?
На что участники исследования ориентируют людей в процессе и по завершении реабилитации? Здесь также не выявили разнообразия мнений. В целом все ответы можно было распределить по 5 категориям, которые представлены ниже:
- Служение, миссия;
- Воцерковление;
- Социализация, т. е. подготовка человека к тому, чтобы он стал полноценным членом общества;
- Духовное возрождение;
- Осознание и реализация своего призвания.
Может создаться впечатление, что все формулировки, кроме одной, направлены на вовлечение людей в активное служение внутри церкви и / или реабилитационного центра. Некоторые респонденты сказали, что не считают процесс адаптации успешным, если человек не остался служить в центре или церкви, даже если он избавился от зависимости.
Успешная реабилитация может включать в себя помощь человеку в избавлении от зависимости и посвящение себя своей семье и работе. Воцерковление весьма способствует этому. Тем не менее, призвание может быть найдено не только в служении центра или церкви, но в профессиональной деятельности, в повседневной работе, когда человек трудится на благо Церкви и общества[3].
Чтобы был баланс адаптации, социальной жизни. И если человек стал христианином, то чтобы он смог сохранить этот баланс. Где он должен искать защиту? В Боге. И, конечно, чтобы параллельно он мог адаптироваться в социальной жизни, самостоятельно брать ответственность за восстановление документов, отношений с семьей, если она есть, с детьми, родителями. Восстановление отношений обязательно.
Координатор социального служения, Россия
Основная цель – чтобы человек нашел поместную церковь, где он бы имел общение с верующими, ежедневно молился, читал Библию, посещал церковные мероприятия и служил Богу. Он не просто призвал нас в церковь, но чтобы мы начали быть полезными для Царства и конкретной церкви.
Выпускник центра социальной помощи, Украина
Несколько полезных советов
Очень сложно спрогнозировать сценарии развития этого служения в странах Евразии. Почти невозможно предугадать пути развития и формы существования христианских центров помощи алко- и наркозависимым. Внешняя обстановка и внутренняя ситуация в служении значительно изменились за последние годы. В любом случае, эффективность служения реабилитации в будущем будет во многом определяться рядом факторов.
- Во-первых, служение реабилитации должно характеризоваться системным подходом и иметь стратегический вектор развития. Это значит, что для центров реабилитации и адаптации очень важно уже сейчас развивать стратегическое лидерство, способное учитывать как накопленный опыт, так и перспективы будущего.
- Во-вторых, эффективность евангельского социального служения в целом и деятельность по оказанию помощи алко- и наркозависимым в частности зависят от качества подготовки кадров, а это в свою очередь обуславливает задачу проведения аналитической работы, формирования необходимых ресурсов, образовательных программ и пр.
- В-третьих, как бы служение реабилитации ни развивалось, важно продолжать удерживать фокус на духовно-нравственных ценностях и не допускать проявлений так называемого токсичного лидерства.
- В-четверых, для дальнейшего развития служения реабилитации жизненно важны рефлексия и анализ накопленного опыта.
Вот основные рекомендации начинающим, которые исследователи выявили в результате опроса опытных руководителей центров:
- Всегда держите в центре внимания духовный рост – как свой, так и людей в центре. Пусть в центре вашего служения всегда будет Бог;
- Любите людей и любите Бога. Христианское служение реабилитации невозможно без любви к Богу и к людям;
- Формируйте наставничество и подотчетность;
- Выстраивайте сотрудничество: с церквами, евангельскими союзами, христианскими организациями, а также окружающим обществом и, по возможности, с муниципальными органами управления;
- Способствуйте образованию – своему собственному, членов своих команд и выпускников центров;
- Будьте искренними – с самими собой, с Богом, с другими служителями и с людьми в центрах;
- Применяйте индивидуальный подход: поддерживайте порядок и дисциплину в центре, но ищите индивидуальный подход к каждому отдельному человеку;
- Время от времени целенаправленно, беспристрастно и объективно оценивайте результаты своей деятельности и служения. Развивайте сильные стороны, старайтесь компенсировать наиболее слабые и отказывайтесь от того, что не работает или работает, но неэффективно.
По материалам Hodos Review
[1] Подробно результаты исследования см. в Негров А.И., Белов А.Э. Лидерство в христианских центрах социальной помощи зависимым. СПб.: Hodos Institute, 2018.
[2] В 2015-2016 гг. мы проводили социологическое исследование «Изучение феномена лидерства в среде евангельской молодежи Евразии: к вопросу формирования эффективных подходов в становлении и развитии лидерства». Первый вопрос, который мы задавали в рамках фокус-групп, интервьюирования и анкетирования, также касался общего понимания респондентами феномена лидерства. Анализ ответов показал, что в среде евангельских христиан Евразии феномен лидерства сужается до фигуры лидера, который влияет на других или ведет их за собой. Ответы на аналогичный вопрос в рамках нашего исследования по теме формирования лидерства в реабилитационных центрах показал, что представления о лидерстве действующих руководителей центров в целом соответствуют наиболее распространенным представлениям о лидерстве в среде евангельских христиан Евразии вообще. См. Феномен лидерства в среде евангельских христиан Евразии: сборник интервью. Составители и научные редакторы Негров А.И., Белов А.Э. / Серия «Евангельское христианство и лидерство». Выпуск 1. СПб.: СПбХУ, 2016; Феномен лидерства в среде евангельских христиан Евразии: коллективная монография / Под ред. А.И. Негрова. Серия «Евангельское христианство и лидерство», Выпуск 2. СПб.: СПбХУ, 2016. Скачать эти книги можно здесь
[3] Более подробно обсуждение темы христианской миссии и лидерства в повседневной жизни христиан в том числе на рабочем месте см. в Негров А.И., Белов А.Э. Лидерство и миссия христиан на работе: перспективы, исследования и рекомендации. СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, Hodos Institute, 2017. Приобрести данную книгу можно здесь
Фото: www.czm.su