Алгоритм действия членов религиозного объединения при осуществлении уличной миссионерской деятельности

Право

На вопрос отвечает кандидат юридических наук адвокат Константин Андреев.

Условие: Группа молодёжи 14-23 лет, 15 человек, 8 из них -члены религиозного объединения, решили раздать религиозную литературу, брошюры на улице города. При этом три человека собираются играть на музыкальных инструментах (без звукоусиливающей аппаратуры) и петь, остальные раздавать литературу поблизости.

Задача: Какие документы необходимо иметь и кому, какой алгоритм ответов на вопросы проверяющих, чтобы максимально обезопасить от возможных рисков?

ОТВЕТ АДВОКАТА:

Указанные действия по условию полностью соответствует пониманию правоприменителем «миссионерской деятельности», согласно «Закона Яровой».

Пункт 1 статья 24.1. Содержание миссионерской деятельности. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

Согласно пункта 2 Статьи 24.2. Порядок осуществления миссионерской деятельности (введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Таким образом, ваши молодые люди должны иметь статус: руководителя религиозной организации, члена ее коллегиального органа и (или) священнослужителя и иметь подтверждающие для этого документы.

Для руководителя: паспорт, выписка из ЕГРЮЛ, где он указан как руководитель, копия свидетельства о регистрации МРО.

Для члена коллегиального органа: паспорт, копия свидетельства о регистрации МРО, выписка из протокола, где отражено избрание его в качестве члена коллегиального органа.

Для священнослужителя: паспорт, копия свидетельства о регистрации МРО, удостоверение священнослужителя.

Образец (закажите у адвоката).

Если они не являются перечисленными лицами, то нужен документ, выданный руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Образец (закажите у адвоката). Лучше всего сделать один общий документ списком и передать его старшему группы.

Далее, для молодых людей в возрасте до 18 лет потребуется разрешение от родителей на участие в мероприятии, подписанное хотя бы одним родителем (законным представителем).

Образец (закажите у адвоката).

Согласно статьи 3 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» («Закон о митингах»), проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность — соблюдение положений «Конституции» Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Согласно статьи 6 «Закона о митингах»:

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными «законами» и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств. (п. 3 введен Федеральным «законом» от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

4. Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;(п. 2 в ред. Федерального «закона» от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 «Закона о митингах»:

  1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.(в ред. Федерального «закона» от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Раздача буклетов подходит по определению под пикетирование, такую форму публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Согласно пункту 1.1.сатьи 7 №54-ФЗ Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Таким образом, если член религиозного объединения раздает буклеты или визитки самостоятельно ему не требуется никаких уведомлений. Но если раздающих уже двое, и, или рядом вывешен баннер, быстровозводимая сборно-разборная конструкция, используется мегафон или звукоусиливающая аппаратура, то по формальным признакам этот пикет уже требует уведомления. При этом , если члены религиозного объединения будут раздавать буклеты даже на расстоянии более 50 метров друг от друга, метров, совокупно их действия могут быть признаны одним публичным мероприятием.

Выводы:

1.Один член религиозного объединения от лица этого религиозного объединения может раздавать буклеты и визитки, содержащие приглашения в местную религиозную организацию, информацию о его учении, деятельности и т.д. Формально это будет одиночным пикетом. Уведомлять никого не нужно. При себе иметь документ, уполномачивающий осуществлять миссионерскую деятельность.

2.Участие в раздаче буклетов 2-х и более лиц делает это мероприятие публичным и требует уведомления о его проведении. Кроме этого, всем раздающим необходимо иметь документ, уполномачивающий их осуществлять миссионерскую деятельность.

Маркировка литературы

При осуществлении акции необходимо, чтобы раздаваемая литература, буклеты и т.д. были правильно промаркированы, а группа расположила (можно на одном из участников) вывеску (лист А4 формата) с указанием о том, что осуществляется деятельность вашей МРО.

Согласно пункту 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, -влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Нарушение этой нормы влечет автоматически преследование по следующему пункту 4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Вышеперечисленные «санкционные нормы», в свою очередь основаны на профильном законодательстве, а именно:

Пункту 8 Статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Фактически речь идет о полных реквизитах, которые должны быть указаны в договоре (когда речь идет об юридическом лице), либо в удостоверении, когда речь идет о физическом лице. По сути – эти реквизиты входят в понятие «полное наименование» организации. Во всяком случае, именно так теперь все чаще и чаще читают приведенную норму правоохранительные органы.

Поэтому, памятуя о нешуточных санкциях, постараемся удовлетворить самых взыскательных наших критиков, помня наставление апостола «не подавайте повода ищущим повода».

При маркировке печатных изданий следует помнить, что законодатель не уточнил нам:

А) Как должна быть совершена маркировка;
Б) Каким шрифтом это нужно сделать;
Исходя из трех базовых принципов: личной выгоды (что лучше), здравого смысла (как лучше) и minimum minimorum )нужно выполнять только необходимый минимум, требуемый по закону, инициатива наказуема), можно использовать самонаборные печати, наклейки (в случае дисков, аудио,
Образец (закажите у адвоката).

Наименование (ВЫВЕСКА):

Закон также не регламентирует в каком размере и на каком носителе должны быть вывеска. Пункту 8 Статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» лишь сообщает, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Однако, как мы уже выяснили, понятие ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ может интерпретироваться весьма «глубоко».

Поэтому, оптимальным будет помещение на листе А4 формата нижеприведенной информации в помещении, где осуществляется деятельность религиозной организации (законом не регламентируется где вы должны это делать: внутри или снаружи). Важно фиксировать сам факт помещения информации всякий раз при осуществлении деятельности (снимать на фото или видеокамеру с выставлением даты, соответствующей проведению богослужения).

Текст ВЫВЕСКИ:
Образец (закажите у адвоката).

Что говорить в случае, если к ребятам обратятся представители правоохранительных органов:

1. Помнить, что они ничего не нарушают и ни в чем не виноваты.
2. Лучше чтобы говорил старший группы за всех. Остальным лучше говорить примерно следующее: Я, ФИО, в настоящий момент реализую свою конституционную свободу вероисповедания в виде осуществления законной миссионерской деятельности, согласно статье 28 Конституции РФ и 125 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений». Все необходимые разрешительные документы находятся у старшего группы.
3. Несовершеннолетним при этом говорить, что без законного представителя они говорить отказывают
4. За отказ что либо говорить никого не привлекут к ответственности, потому что такая санкция попросту отсутствует. Но лучше не конфронтировать.
5. Посмотрите и прочитайте «полезные ссылки», которые я пришлю отдельным письмом.
6. Со старшим группы я бы провел индивидуально собеседование. Пусть наберет меня и я ему все подробно объясню.
7. Раздайте всем мой телефон 89099358278. При любом сомнении и возникших трудностях во время акции, пусть набирают меня. Я проконсультирую на месте и при необходимости пообщаюсь с представителями правоохранительных органов.

Если у вас возникли вопросы и нужна помощь профессионала, я всегда готов помочь.

Ваш:
кандидат юридических наук, доцент кафедры Теории государства и права Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
адвокат Московской коллегии адвокатов «Защита»
Константин Михайлович Андреев
tel.+7(909)935-82-78 | andreev.advokat@gmail.com

Сегодня каждой уважающей себя организации нужен юрист. Отзывы клиентов помогут Вам выбрать юриста, а еще лучше адвоката, который сможет грамотно вести Ваши дела, обеспечивая Вас максимальной юридической поддержкой и защитой, а при необходимости представлять Ваши интересы в суде.

 

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий