Публицист Сергей Худиев считает, что нужно различать православие как веру и православие как племенную идентичность, сообщает Медиа-группа «Живая вера» с ссылкой на РЕЛИГАРЕ.
В статье, опубликованной на сайте журнала «Фома», автор говорит о расплывчатости самоидентификации «православный» для России: «Проблема в том, что в России идентификация себя как «православного» (как в США «протестанта», или в Польше – «католика» и т.д.) не обязательно предполагает какую бы то ни было вообще веру во Христа».
По мнению Худиева, человек, относящий себя к «церкви большинства», совсем не обязательно говорит о своей вере: «Если немец обозначает себя как лютеранина, это ничего нам о нем не говорит – кроме того, что он уроженец протестанских регионов страны. Он может быть ревностным верующим, он может быть атеистом – по данным опросов, и у нас, и в Европе, часть «католиков», «православных» и «протестантов» в то же время определяет себя как атеистов».
Сергей Худиев видит опасность в проповеди племенного православия, которое часто противоречит православию как вере: «Попытки политического манипулирования «я православный, он баптист – голосуйте против сектанта!», как и прямые подстрекательства к преступлению – «православные братья, пойдем изобьем таких-то людей», лежат в совершенно другой области. Это не люди, впавшие в какую-то особо суровую религиозность. Эти люди едва ли смогут вам внятно объяснить, каково православное учение о браке, и в чем состоят наши вероучительные разногласия с баптистами. Потому что эти вопросы их едва ли интересуют».
Отметим, что тема православного активизма привлекла внимание СМИ после ряда провокационных акций и скандалов, устроенных людьми, называющих себя православными. Речь в частности идет о столкновениях возле Госдумы в связи с принятием законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма.