11 февраля 2014 г., Живая Вера Медиа

«В темнице был, и  вы пришли ко Мне» – эти слова Иисуса Христа дают обоснование тюремному служению как одному из важнейших направлений социальной деятельности церкви.

Работа священника в пенитенциарных учреждениях может принести больше плодов на пути исправления человека, чем работа специалистов службы исполнения наказаний. Многим известен печальный «Стэнфордский эксперимент», в котором студенты-добровольцы были поделены на группы «охранников» и  «заключенных», и  «охранники» через некоторое время начинали вести себя грубо и  агрессивно по отношению к «заключенным». Вполне возможно, что даже социальные работники при службе исполнения наказаний могут иметь негативные последствия работы, такие как эмоциональное выгорание или же негативное отношение к людям, находящимся в заключении, ведь даже само по себе название «служба исполнения наказаний» несет отрицательный смысл.

Заключенных в современной России огромное количество, по сей день актуальна русская поговорка «От тюрьмы и  от сумы не зарекайся». Тем не менее, общество мало задумывается о роли Русской Православной Церкви в социальной работе в пенитенциарной системе. Какие виды помощи оказывает Церковь в тюрьме, как работают священники, и в чем смысл духовного окормления заключенных? Эти вопросы интересны не только исследователям религии, но и самым обычным людям.

Теоретически данная тема актуальна потому, что на протяжении почти всей отечественной истории деятельность Русской Православной Церкви имела огромное значение для государства в целом.

О тюремном служении Русской Православной Церкви упоминают обычно как о  части всего социального служения Церкви. Наиболее известным исследованием тюремного служения в  истории Церкви является диссертация протоиерея Олега Скомороха о  духовно-пастырском окормлении заключенных, и это чуть ли не единственный пример богословской диссертации о тюремном служении.

В наши дни эта тема приобретает особую практическую актуальность. За последние три года число заключенных в российских тюрьмах уменьшилось на 100 тысяч. Так, в период на конец 2012 года это число составило 702 тысяч, а к 1 апреля 2013 года оно сократилось до 695 тысяч [1]. При этом количество заключенных в России в пересчете на 100 000 населения остается высоким, наша страна занимает 8 место в мировом рейтинге, по данным Международного центра тюремных исследований (ICPS) в период 2008–2012 годов.

Часто случается, что находясь с местах лишения свободы, человек теряет связи со своими близкими, после освобождения многие вновь совершают преступления и  становятся рецидивистами. Ситуация усугубляется тем, что у  нас пока слабо развита система реабилитации заключенных и  крайне мало центров помощи и  «домов ночного пребывания», где человек мог бы переночевать, получить еду, восстановить документы, утраченные социальные связи, получить возможность искать работу. По статистике, основная масса повторных преступлений происходит в первые три года, и более половины из них – в первый год освобождения. Многим освободившимся заключенным помогают православные организации, созданные в  разных городах
России – Тверской, Белевской, Тульской, Орловской, Улан-Удэнской, Архангельской и  других епархиях. Русская Православная Церковь, обеспечивая духовно-пастырское окормление заключенных в местах принудительного содержания, способствует также и  социальной адаптации осужденных через возрождение религиозности и воспитание духовно-нравственных ценностей, которые помогут после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей.

 

Направления тюремного служения

Русская Православная Церковь всегда оказывала помощь заключенным. На Руси у архиереев была возможность «усмотря по винам и по покаянию из темницы освобождати; а наипаче немощных от уз изымати». Епископы нередко ходатайствовали перед императорами об освобождении преступников от  смертной казни. В  начале XX века в Российской империи была налажена работа по пастырскому душепопечению заключенных, но революция 1917 года сокрушила эту налаженную работу по социальной реабилитации осужденных, а многие священники, духовно окормлявшие заключенных, были репрессированы и отправлены в камеры пенитенциарных учреждений.

После тысячелетия Крещения Руси, в  1988 году начались первые попытки священников войти в  тюремные камеры к  заключенным, в  начале 1990-х появилась возможность для священников духовно окормлять заключенных во многих тюрьмах постсоветской России.

19 сентября 1997г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и  о религиозных объединениях», который закрепил правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных учреждениях России, а  в  1999 году было принято соглашение о  сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церкви, тем самым началась эпоха возрождения традиций тюремного служения.

По мнению епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению [2], основными направлениями тюремного служения Русской Православной Церкви являются:

1. Духовно-просветительская деятельность: организация духовно-просветительских бесед в тюрьмах; воскресных школ; создание и пополнение библиотек при тюремных храмах.

2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: совершение богослужений, церковных Таинств и  религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь.

3. Реабилитация (ресоциализация): подготовка к  освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных.

4. Миссия Церкви в  защиту достоинства, свободы и  прав человека в пенитенциарных учреждениях. Вместе с богослужебной деятельностью и  духовно-пастырским окормлением лиц, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту осужденных, что сформулировано в соборном определении «Основы учения Русской Православной Церкви о  достоинстве, свободе и  правах человека» [3].

Православные добровольцы, помогающие осужденным, осуществляют следующие формы поддержки: молитвенная поддержка, обучение основам православия, переписка с заключенными, материальная помощь.

Заключенные выходят на свободу и большинство из них оказывается лицом к лицу с массой проблем: куда идти, где жить, как заработать на жизнь. Порой у них нет «вольной» одежды (как они говорят), нет денег на еду, нередко отсутствует паспорт, нет родственников или связь с ними утрачена после осуждения (тоже типичная ситуация), нет жилья, и шансов не попасть назад в колонию у них практически нет.

Без милосердия и любви к ближнему работа с возвращающимися из мест заключения была бы невозможной. И  священнослужители, и  специалисты по социальной работе с  заключенными, являются теми людьми, кто может помочь бывшему заключенному встать на путь исправления, изменить свою жизнь.

 

Толерантность и милосердие к заключенным

Цель социальной работы с  осужденными в  исправительном учреждении – создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Социальная работа проводится со всеми осужденными, нуждающимися в материальной, юридической, психологической и иной помощи [5].

Общество не принимает бывших заключенных и  старается не соприкасаться с такими людьми, что сказывается на бывших заключенных – мало кого из них принимают на работу, либо предлагают тяжелый и малооплачиваемый труд. Нередки случаи, когда бывший заключенный «опускает руки» и  возвращается к  преступной деятельности. Толерантное отношение к  людям в  трудной жизненной ситуации – одно из главных качеств, специалиста социальной службы.

Само понятие толерантности и качеств, лежащих в его основе, сложны и противоречивы, и это обусловливает возможное расхождение толерантного сознания и толерантного поведения.

Работа священника в  тюрьме – это именно служение, попечение о душе заключенного, наилучшим образом об этом сказано в интервью настоятеля Покровского храма в Бутырской тюрьме протоиерея Константина Кобелева: «Он подходит к тебе очень унылый, в сильной депрессии, но уходит совершенно другим. У него свет в глазах, улыбка на лице. И в такие моменты как-то особо чувствуешь и видишь, что Господь принимает их покаяние, и чувствуешь результат своего священнического служения
тут же, в течение двух часов. Это очень воодушевляет. Вот в последние годы говорят о синдроме пастырского выгорания. Я  считаю, что служение в СИЗО – это лучшее средство от такого выгорания».

В одном из интервью специалистов психолого-социальной работы службы исполнения наказаний говорится о нехватке времени и сил для психологической работы с заключенными: «Фактически работа психолога в  колонии сводится к  большому
количеству описаний, к «ручной» работе. Приходят этапы, например по сорок-шестьдесят человек, и один психолог за две недели, пока осужденные находятся в этапных помещениях, должен каждого опросить, описать, сделать прогноз, составить на него психологическую характеристику. То есть очень много писанины, плюс тесты, которых также большое количество» (начальник психологической службы ФСИН по Краснодарскому краю Наталья Михайловна Стрельцова).

Конечно, данное исследование не является полноценным за счет небольшой выборки интервью, но показывает определенную тенденцию: в отношении священнослужителей к заключенным больше толерантности и меньше отрицательного отношения, чем в отношении специалистов по социальной работе в пенитенциарных учреждениях.

Священник в  тюрьме – значимый человек для заключенных, ведь издавна известно, что за милосердием, добрым напутствием и помощью заключенные могли обратиться только к двум людям в тюрьме – священнику и врачу, по всей видимости, потому как религия – это «предмет» сердца, совести человека.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтвердилась: оценки священнослужителей Русской Православной Церкви по отношению к заключенным более толерантны и милосердны, чем оценки специалистов социальных служб пенитенциарных учреждений.

С завершением эпохи Советского Союза, принятием Конституции 1993 года и  провозглашения свободы вероисповедания прошло уже 20 лет, с тех же пор и было восстановлено тюремное служение Русской Православной Церкви. Проведение в  тюрьмах литургий, исповедей, бесед со священниками, рассказывающих о христианской жизни, пробуждает в заключенных готовность переносить наказание за совершенные преступления, прийти к покаянию, и самое главное – воздержать себя в будущем от таких деяний. «Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить» (протоиерей Глеб Каледа).

Басистюк Валерия Владимировна, Негодина Галина Владимировна –
Студентки факультета психолого-социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и  социальной работы, специальность – социальная работа.
Научный руководитель: Астэр Ирина Валериевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и  технологии социальной работы СПбГИПСР

Работа вошла в 25 лучших исследований Всероссийского конкурс а молодых ученых: «Вера и религия современной России», проводимом исследовательской службой «Среда» (www.sreda.org)

Библиография

1. Количество заключенных в тюрьмах уменьшилось на 100 тысяч за три года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/society/19-05-2013/1156838-0/, свободный/ Дата обращения – 5.10.2013.

2. Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.t-sluzhenie.ru/node/1118: свободный/ Дата обращения – 5.10.2013.

3. «Основы учения Русской Православной Церкви о  достоинстве, свободе и правах человека». V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobor-2008.ru/428616/index.html: свободный/ Дата обращения – 5.10.2013.

4. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А. Н., Деркача А. А.). – М.: Серия: Высшее образование, 2001 г. – C. 600.

5. Социальная работа с  различными группами населения : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н. Ф. Басова. – М. : КНОРУС, 2012. – C. 528.

6. Тюремное служение Русской Православной Церкви. Публикации и  интервью. [Электронный ресурс]: http://www.t-sluzhenie.ru/publications: свободный/ Дата обращения – 5.10.2013

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here