цены на бензин

Почему цены на нефть упали более, чем в 2 раза, пробив дно исторический минимум за весь 21 век, а цены на бензин в России никак не уменьшаются?

Таким вопросом задаются многие наши соотечественники, которым существенно поднадоело, что в стране, имеющей существенную долю на нефтяном рынке, бензин далеко не самый дешевый в мире. А если сравнить цены на топливо со средней зарплатой россиянина (реальной, а не той которую подают на стол Президенту), то окажется, что наши автомобили заправляют драгоценной жидкостью. Вопрос оказывается вдвойне актуальным на фоне самоизоляции в условиях пандемии коронавируса, когда многие граждане добровольно-принудительно оказались в ситуации без возможности зарабатывать.

Сегодня на государственном рупоре РИА Новости вышла публикация “Эксперт объяснил ситуацию с ценами на бензин в России“, где мы должны были понять алгоритм ценообразования бензина. Сделать это взялась Дарья Меньших, аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка.

Так в чем причина?

“Рост розничных цен на бензин наблюдался во второй половине 2019 года. С тех пор розничная цена на бензин АИ-92 устойчиво держится в диапазоне 42-43 рубля за литр. Стоит иметь в виду, что демпфер не замораживает цену. То есть потенциальный рост цен на нефть (как это было в мае 2019 года) приводит к росту цен на бензин (но не такому значительному, как это было бы без демпфера). Однако при падении цен на нефть ситуация уже не такая гибкая, потому что розничный сегмент скорее увеличит свою прибыль, чем будет снижать цены на 1-2 рубля за литр”, – сказала она.

Как отмечает эксперт, устойчивость цен на бензин в РФ наблюдается сейчас также из-за действия демпфирующего механизма. Когда цена на нефть опускается ниже уровня в 40-45 долларов за баррель демпфер становится своеобразным налогом на НПЗ, так, что им приходится вынужденно повышать цену топлива.

“В результате этот налог на нефтепереработчиков перекладывается в цену топлива, и, соответственно, на население. Если же нефтепереработчики, например, все-таки решат снизить цену на топливо, то это может быть чревато для них потерей выплат по обратному акцизу на нефтяное сырье, чего они не смогут допустить в условиях реализации налогового маневра”, – поясняет она.

По словам Меньших, корректировка демпферной компоненты в условиях низких цен на нефть приводит к столкновению интересов государства и НПЗ. В условиях большого объема выпадающих доходов бюджета государство заинтересовано в дописточниках средств, поэтому корректировка демпфера – это больной вопрос.

С точки зрения государства корректировать демпферный механизм нет необходимости. Нельзя забывать, что выплаты по демпферу также являются частью нефтегазовых доходов бюджета, а, следовательно, оказывают влияние и на валютный курс через механизм бюджетного правила, что тоже осложнит корректировку демпфера”, – заключает она.

Все поняли?

Честно говоря, мне, чтобы разобраться, пришлось прочитать несколько раз… При этом единственное, что я понял, что якобы никто ничем не управляет и единственный вариант – это всегда доить население, т.е. нас с Вами.

Очень похоже на анекдот: “Нефть дорожает – бензин дорожает, нефть дешевеет – бензин дорожает, нефть ничего не делает – бензин дорожает. Будь целеустремленным, будь как бензин”.

Поэтому нам с Вами – потребителям бензина остается только одно учиться экономить… Либо ездить меньше, либо контроллировать поездки лучше.

Для организаций есть возможность завести топливные карты. Например, топливная карта “Мастерс” (подробнее: http://www.masterscard.ru/company/partners/) дает возможность заправляться на 13 000 заправках всех ведущих топливных компаний России, таких как Лукойл, Роснефть, Газпром нефть, ТНК, Башнефть, Шелл. С топливными картами можно сократить расходы компании на горючку до 30%, из которых 20% – за счет возмещения НДС и 10% – контроль затрат.

Конечно, лучше бы бензин стал дешевле… Но в нашей стране выбирать пока не приходится.

Николай Весенний

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here