Что стало с милосердием?!

Религия

3 ноября 2014 г., Живая Вера Медиа

Недавно я задумался о значении слова «милосердие» и провел небольшое исследование на эту тему.

Википедия дает следующее определение этому слову: Милосе?рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости).

Философская энциклопедия определяет это понятие следующим образом: МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

С. И. Ожегов в своем словаре определил милосердие, как: Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В любом случае почти во всех культурах понятие милосердия относится к человеку, который живет рядом, или с которым пересекается наш жизненный путь. Но глядя на сегодняшнее общество, почему-то о милосердии мало думается, или о нем вспоминаешь, как о чем-то, чего катастрофически не хватает.

Просматривая новостную ленту в соц. сетях часто можно заметить фотографии исхудалых, ободранных бездомных животных, потом рассказывается слезливая история, как несколько месяцев некий сердобольный индивидуум тратил свой семейный бюджет на то, чтобы прокормить несчастное животное, покупал ему лекарства и после обязательно идет фотография разжиревшего кота, довольной собаки или еще кого-либо. Но зато не найдется в таком количестве таких же фотографий и историй о бездомных людях, осиротевших детях, малоимущих пенсионерах. Я не говорю, что их вообще нет, но в основной массе новостей они теряются и попадаются крайне редко.

Наше понимание добра почему-то сместилось от людей к животным настолько, что мы скорее готовы принести с помойки домой блохастого кота или собаку, но пройдем мимо бездомного человека. Мимо бабушки, которая прежде, чем зайти в магазин пересчитает в своем кошельке остатки пенсии, после оплаты коммунальных услуг – хватит ли ей на буханку хлеба и банку килек в томатном соусе. Мимо детского приюта или детского дома, где дети, которых оставили родители, страдают без любви и тепла, которое кроме как в семейном кругу больше нигде не найдется…

Натолкнули меня на эти размышления несколько случаев, когда стоя в очередях на кассах продуктовых магазинов, мне приходилось оплачивать бабушкам их покупки, потому что им не хватало денег на пачку дешевого чая, пакет молока или маленький пакет карамелек. Я не считаю, что я сделал что-то особенное, мало того, касаясь пенсионеров, мое убеждение в том, что эти люди достойны уважения, помощи и милосердия только за то, что они дожили до своего возраста, и имеют бесценный жизненный опыт, которому мы можем у них поучиться. Мы сегодня живем в стране, которая – хорошая или плохая – неважно, но она такая, благодаря им, потому что когда-то они прилагали усилия и трудились, создавая то, что мы сегодня имеем.

В соц. сетях сегодня также популярно и то, что я не побоюсь назвать спекулятивным милосердием – это денежные сборы на дорогостоящие лечения младенцев. Интересно, но почему-то не публикуются результаты лечения. Нет фотографий и слов благодарности счастливых родителей и радостных выздоровевших детей. Одна моя знакомая в течении трех дней наткнулась на 26 таких объявлений в соц. сети «ВКонтакте». Она не постеснялась позвонить по указанным там телефонам — только два работали, и то оказались «вы ошиблись номером». Это самая настоящая спекуляция человеческими чувствами и эмоциями. Может отчасти милосердие теряет свою ценность как раз из-за таких случаев, и поэтому лучше принести домой кота, чем помочь ближнему?

На мой взгляд, одной из причин такого положения дел является отсутствие самоидентификации отдельно взятого человека, как существа социального. Сегодняшнее общество насквозь пропитано идеей личного потребления и, к сожалению, это переносится и в сферу человеческих отношений. Семья, дружба, родственные связи сегодня рассматриваются с точки зрения личных прав, но никак не обязанностей. Понимание того, что в основе любых отношений лежит жертва, и чтобы отношения крепли необходимо прилагать усилия, заменено на понятие рентабельности отношений, насколько выгодными они являются, что МЫ приобретем, находясь рядом с тем или иным человеком.

Я никогда не забуду, как однажды в Санкт-Петербурге, когда я выходил из продуктового магазина, ко мне подошел мальчик лет десяти-двенадцати, плохо одетый и весь чумазый как трубочист. Он попросил два рубля, сказав, что ему не хватает на хлеб. Я редко даю деньги в таких случаях, но всегда предлагаю купить вместе ним то, что он просит. Он сразу согласился, и я снова вернулся в магазин. Оставив его у кассы, я взял белый хлеб и протянул ему через кассу, а сам достал бумажник, чтобы рассчитаться. Я был просто сражен на месте, когда увидел, что он прямо возле кассы начал заглатывать этот хлеб вместе с упаковочным пакетом. Я его остановил, попросил кассиршу подождать и набрал ему целый пакет хлеба, молока, творога и других продуктов.

Когда мы вышли на улицу, отвечая на мои вопросы, он рассказал, что живет в подвале с другом, т.к. родители пьют и выгнали его из дома. Сам он из Токсово – это поселок в пригороде Петербурга. Был конец зимы, и они с другом надеялись, что как только потеплеет, они смогут подработать на летних рынках, или хотя бы там питаться списанными фруктами и овощами. Это было на 7-ой Советской улице, в районе стации метро «Площадь Восстания» — в центре культурной столицы нашей страны. К сожалению, я был там проездом, но мне так хотелось забрать его с собой.

Один мой хороший знакомый рассказал, как однажды он стоял на остановке и ждал автобус. Вдруг рядом в ларьке, в котором готовили курицу гриль, взорвался баллон с газом. Он оказался ближе всех, стоящих на остановке к этому ларьку и его облило жидким горящим газом. К тому же он был одет в спортивную синтетическую футболку, и она начала плавиться и прилипать к телу. Когда он упал на землю, пытаясь сбить с себя огонь, то стоящие на остановке люди не стали спешить ему на помощь, а снимали на телефоны, как он горит и корчится от боли… На помощь подоспели два охранника из рядом находящегося магазина и накрыли его своими куртками. В результате он получил тяжелые ожоги на более чем тридцати процентах поверхности тела.

Позже, после долгого лечения в больнице, он восстановился, и сейчас является выдающимся спортсменом, но следы на спине и руках так и остались напоминанием о человеческом равнодушии и жестокости.

Есть такой закон жизни – что сеешь, то и пожнешь. Пора нам задуматься о том, что если мы сами не проявим инициативу в том, чтобы любить ближнего, не взирая на его внешность, состояние здоровья, социальный статус, то мы не дождемся того же самого со стороны. Если мы сеем равнодушие и заняты только устройством собственного комфорта, не надо тогда удивляться, что к нам равнодушны.

Когда двое молодых людей встречаются взглядами и между ними проскакивает искра, именно тогда внутри возгорается желание и стремление подарить весь мир объекту воздыхания, достать звезду с неба, спуститься на самое глубокое дно и достать самую красивую жемчужину. И именно наше желание дарить тепло и радость открывает сердце другого человека. Само понятие «завоевать сердце человека» подразумевает некое действие, или целый набор действий, которые покажут этому человеку, что он для нас имеет большую ценность, он нам интересен, и мы готовы чем-то пожертвовать ради него.

Я не знаю, может это только у нас в городе, но фраза «Давайте я вам помогу» часто имеет обратное действие – люди шарахаются в сторону, как будто рядом с ними взорвалась бомба. Нам пора понять, что живущий рядом с нами человек это не тот, кто нарушает наше пространство, нашу зону комфорта, вторгается в нашу личную жизнь с целью ее уничтожить. Напротив – замыкаясь в своем личном мире, мы часто пропускаем тех, кто мог бы обогатить нас не материальными ценностями, тех, кто придал бы нашему бытию новые краски и впечатления, пусть не всегда приятные, но чудеса и открытия находятся именно за пределами зоны комфорта.

Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими (Иисус Христос).

Дмитрий Мещихин

Источник: RefNews

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий