Прошедший год вновь ознаменовал мир возможностью грядущей ядерной катастрофы.
Политическое противостояние двух ядерных супердержав России и США, менее ярко выраженное противостояние США и Китая, Иранская проблема и к концу года серьезное напряжение на Корейском полуострове передвинули стрелки «Часов Судного дня» еще на 30 секунд ближе к ядерной катастрофе. Теперь они показывают 23:57:30, т.е. до точки невозврата осталось всего 2,5 минуты.
Уничтожение или сдерживание?
За все время существования ядерного оружия в военных целях применено оно пока было только однажды в ходе бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки. Примечательно, но в 2017 году президент США Дональд Трамп открыто заявил, что готов снова применить ядерное оружие, но уже против Северной Кореи.
Естественно, большинство стран мира осудили Ким Чен Ына за разработку ракет, но в тоже время все прекрасно понимают, что только подобного рода оружие может спасти Северную Корею от повторения судьбы Ливии, Ирака, Сирии, а главу КНДР от судьбы Муаммара Каддафи или Саддама Хусейна.
Поэтому, что не говори, а ядерное оружие, не смотря на свою угрожающую всему живому силу, по-прежнему остается фактором, способным сдерживать напряжение слишком буйных голов и защищать малые страны от поглощения крупными «хищниками».
Именно такую позицию занимает Российское руководство, говоря, что ядерное оружие – это фактор сдерживания и крайне необходимо сохранять ядерный паритет, когда противники обладают сравнительно равными возможностями стратегических ударных ядерных сил.
Таким образом, ядерное оружие сохраняется в мире, но все страны им обладающие понимают, что ядерный удар одной из стран одновременно повлечет уничтожение противоположной. Это, конечно, сдерживает, но не дает гарантий, что однажды кто-то все-таки не решится на «самоубийство» планеты. С другой стороны ясно, что отмена ядерного оружия неминуемо ввергнет мир в другую войну… Что же делать?
Позиция христианских духовных лидеров
Папа Франциск в конце 2017 года призвал человечество построить мир без ядерного оружия, поддержав в ООН документ о его полном запрете. «Этика и право, основанные на угрозе взаимного уничтожения и потенциально уничтожения всего человечества противоречат самому духу Организации Объединенных Наций», — заявил Папа Римский.
В свою очередь Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл смотрит на этот вопрос с позиции реализма, считая, что наличие у России ядерного оружия, позволяет государству защищать собственную независимость. «Сегодня то оружие, которое разрабатывается в Сарове, является фактором сдерживания. Мы должны стремиться к миру без оружия, но так, чтобы это стремление не разрушило, в том числе нашу страну, чтобы мы имели возможность оставаться суверенным государством», — считает Патриарх.
Позиция международных организаций
Международный Нобелевский комитет в 2017 году вручил Нобелевскую премию мира Международной кампании по запрещению ядерного оружия (ICAN). Отметив, что организация награждается за работу по привлечению внимания к катастрофическим гуманитарным последствиям любого использования ядерного оружия, также новаторские усилия в сфере подготовки договора, который запретит такое оружие. При этом четкого понимания, как запретить ядерное оружие и сохранить мир на земле Нобелевский комитет и ICAN пока тоже не имеют.
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы, который объединяет экспертов в области нераспространения ядерного оружия со всего мира предлагает более прагматичные шаги. «Из-за наличия ядерных рисков наивысшим приоритетом является неотложная и насущная потребность восстановления американо-российских отношений. Лидерам двух стран следует вспомнить мудрость бывших руководителей СССР и США, проявленную во времена «холодной войны» после саммита в Рейкьявике», — считает Вячеслав Моше Кантор, Президент Международного Люксембургского форума.
Что же делать?
Ядерный конфликт, как и любые разногласия супердержав в своем корне не сильно отличается от обычных бытовых ссор и конфликтов. Как каждый из нас знает из собственного опыта, что для решения любых ссор и разногласий есть только один путь – переговоры или, говоря бытовым языком, общение, когда каждая из сторон имеет возможность высказаться и быть услышанной.
А нам, как верующим людям, не стоит поддаваться воинствующей риторике пропаганды, но вместо этого лучше молиться за мир во всем мире, помня слова Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
Сергей Светлов