17 мая 2017 г. Статистика.
Проблемы безверия, нарастающего среди населения Британии, остро ставит и рассматривает новый научный отчет, обзор которого дается в издании TheGardian.
Научный отчет под названием «Неверующее население Британии» был подготовлен Стефеном Булливантом (Stephen Bullivant), профессором теологии и социологии религии университета Святой Марии в Твикенхэме. В его отчете, в частности, указывается, что самой высокой религиозностью в настоящее время отличается население основного Лондона – но только лишь потому, что здесь высока доля мусульманских общин и других иммигрантов. А наименьшей религиозностью отличаются жители юго-востока Англии, Шотландии и Уэльса, при этом среди нынешних неверующих преобладают молодые белые мужчины с возрастающей долей представителей рабочего класса.
«Постепенный рост безверия можно считать характерной чертой истории веры на Британских островах примерно за последние полвека», — говорит профессор в своем вступлении к отчету. В нем также отмечается, в частности, что наблюдается долгий спад христианской веры, хотя последние цифры вроде бы говорят о том, что дно в этом падении уже достигнуто, и наметился некоторый рост.
Люди, отрыто признающие себя неверующими – а их в нынешней социологии все чаще называют «nones» или «ничьи», на сегодня составляют 48.6% населения Британии. При этом на долю англиканцев приходится 17.1%, католики составляют 8.7%, христиане всех деноминаций 17.2%, и представителю других религий 8.4% населения островов. За период с 1983 по 2015 год, доля христиан в населении Британии сократилась с 55% до 43%, в то время как численность последователей нехристианских религий – в основном это мусульмане и индуисты – возросла вчетверо. Профессор Булливант особо отмечает быстрый рост категории так называемых «отказников», то есть людей, воспитанных в религиозной традиции, но впоследствии отказавшихся от своей религии; при этом 60% отказников выросли в христианской среде – в основном в лоне Англиканской и Католической церкви.
Нехристианские религии демонстрируют более высокие цифры удержания верующих в лоне церкви – поскольку лишь 2% общей численности нынешних британских «отказников» некогда принадлежали к нехристианским вероучениям. В отчете приводятся такие цифры: среди иудеев доля отказников 14%; среди мусульман и сикхов 10%; а среди индуистов лишь 6%. Картина резко отличается для людей, воспитанных вне веры – 92% из них продолжают оставаться неверующими и во взрослом возрасте. И нет ничего удивительного в том, что доли тех неверующих, которые все же обратились к вере, весьма невысоки: лишь 3% «неверующих с колыбели» стали последователями Англиканской церкви; менее 0.5% из них стали католиками; 2% ныне принадлежат к иным христианским деноминациям; и 2% обратились в нехристианскую веру.
«Если рассматривать эти тенденции в долгосрочной перспективе, то доля неверующих в населении страны постоянно росла в течение всего рассматриваемого периода, — говорится в отчете. – А 2009 году численность неверующих впервые превзошла численность христиан в целом. И эта тенденция с тех пор сохраняется, хотя 2011 явился исключением, когда этот рост чуть замедлился. В 2009 и 2013 годах неверующих среди британцев было больше, чем верующих».
Тем не менее, в своем интервью изданию Observer профессор Булливант указал, что «рост численности неверующих, по всей видимости, сегодня приостановился». После некоторого спада за последние годы, доля неверующих, по всей видимости, стабилизировалась.
«Молодежь в своей массе склонна к безверию, и потому, казалось бы, тенденция роста безверия должна удерживаться – но на самом деле, мы этого не наблюдаем, — говорит профессор. – Отчасти эта стабилизация объясняется постоянным ростом численности нехристианских верующих, но и спад численности христиан при этом несколько приостановился. После многолетней утраты нестойких в вере людей, основные христианские общины, как нам представляется, теперь сплотились и укрепились».
Католическая церковь, по его словам, сохраняет «достаточно твердые позиции», что отчасти объясняется высокими цифрами иммиграции из стран с давними католическими традициями. Процесс иммиграции также оказал свое влияние на региональные вариации в соотношениях различных вер, и в особенности это отразилось на религиозном «микроклимате» основного Лондона. В настоящее время, по подсчетам профессора Булливанта, «христиане без указания конфессий» составляют 14% населения Лондона без пригородов, за ними следуют мусульмане – их доля достигает 13%; на долю католиков приходится 12%; на долю индуистов – 8%; и последователи Англиканской церкви составляют 7.8%.
На юго-востоке Англии проживает больше всего неверующих – 58% населения; затем идет Уэльс с 56% и Шотландия с 55% неверующего населения. Следует отметить, что среди неверующих преобладают мужчины: соотношение полов в этой среде 55:45 в их пользу. Среди тех, кто отвергает организованные формы религии, преобладает молодежь, и при этом «доля белых среди неверующих в целом выше, чем средняя цифра по Британии», говорится в отчете.
Профессор Булливант также отмечает явный сдвиг в пропорции поколений, образованности и религиозной принадлежности населения островов. Среди пожилых неверующих высока доля людей с высоким образованием. Но среди более молодых неверующих уровень образованности тем ниже, чем моложе та или иная возрастная группа. Так, доли обладателей дипломов среди неверующих ниже всего для возрастных групп 25-34 и 35-44 лет. При этом следует отметить, что доля выпускников высших учебных заведений выше всего среди католиков и некоторых нехристианских религий.
«Раньше люди среднего класса поступали в университет, и там нередко отказывались от веры своих родителей, — отмечает профессор Булливант. – А по мере того, как в обществе все более распространялась мода на безверие, все больше людей рабочего класса стали относить себя к неверующим – вот так мы и пришли к нынешней ситуации».
Следует отметить, что, хотя безверие имеет тенденцию к нарастанию в странах западной Европы и северной Америки, в других частях света отмечается рост религиозности – и местами весьма бурный. Ожидается, что ислам может стать крупнейшей религией мира к 2075 году, но при этом отмечается также стремительный рост христианства в северной Африке, Латинской Америке и Китае.