Евангельские церкви перед лицом власти и общества

Религия

3 октября  2014 г., Живая Вера Медиа

18 сентября в Институте Европы РАН прошла научно-практическая конференция «Социальное партнерство государства и религиозных объединений: доверие как одна из основ развития гражданского общества», передает Живая Вера Медиа со ссылкой на портал Религия и закон.

Организаторами мероприятия были Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и Консультативный совет глав протестантских церквей России, который действует с 2002 года как главный совещательный орган протестантских церквей. Основной задачей конференции стало освещение проблем доверия между обществом, государством и религиозными объединениями, особенностей государственно-церковных отношений с научной и богословской точек зрения.

Основные секции конференции были посвящены следующим темам: «Доверие в церкви. Доверие в межденоминационном и межконфессиональном диалоге», «Доверие в обществе. Деятельность церквей в общественном поле», «Доверие к власти. Проблемы отношений церкви и государства» (современная ситуация). Среди выступающих были как представители научного сообщества, так и представители органов власти и главы церквей.

С приветствием выступил референт Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Сергей Мельников. По его словам, в названии конференции присутствует некоторое лукавство, поскольку по всем социологическим опросам религиозные институты вызывают наибольшее доверие в обществе. Как подчеркнул Мельников, когда ушел в небытие Советский Союз, то стала строиться новая модель государственно-конфессиональных отношений, основанная на принципах равноправия, невмешательства во внутреннюю жизнь объединений, поддержки значимых социальных проектов. В 2015 году будет отмечаться 20 лет с момента основания Совета при Президенте РФ, который является единственной структурой, в которую входит практически весь спектр религиозных объединений России. Многие религиозные деятели входят в общественные советы при федеральных органах власти.

По словам Сергея Мельникова, ни одно решение государства не обошлось без консультации с религиозными объединениями – от передачи имущества религиозного назначения до поддержки социально значимых проектов религиозных объединений и общественных организаций, с ними связанных. НКО регулярно получают президентские гранты. В 2012 году было выделено 4,76 млрд рублей, в 2013 году 8 млрд рублей, в 2014 году – более 10 млрд рублей. Работа с представителями религиозных объединений ведется в сфере духовного окормления военнослужащих – назначено более 100 капелланов, в сфере работы с заключенными – в тюрьмах около 1300 религиозных общин. Рассматривается возможность о создании должности ответственных за удовлетворение религиозных нужд в исправительных учреждениях, которые будут работать также как капелланы в армии. Государство и церкви выступают единым фронтом по многим важнейшим вопросам, которые касаются внешней политики, ситуации в Ираке и Сирии. Взаимоотношения государства и религиозных объединений – это не застывшая конструкция, эти отношения развиваются, подчеркнул Сергей Мельников.

Председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко призвал с надеждой смотреть на будущее, учитывая опыт преследований в советский период и опыт постсоветской свободы. Церкви являются неотъемлемой частью своего народа и общества, а патриотически настрой верующих особенно важен на фоне международной обстановки.

Сергей Ряховский, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, приветствовал политику по выделению грантов НКО со стороны государства. Это важно для тысяч общественных организаций, созданных верующими. При этом, отметил Ряховский, существует все же определенная «черта оседлости» по отношению к протестантским церквям. Однако церкви активно работают для преодоления этой «черты», хотя, по словам Сергея Ряховского, все-таки нужно уступать титульной конфессии. В большинстве субъектов РФ евангельские церкви уже подписали соглашения со ФСИН по работе в тюрьмах и колониях, большая часть реабилитационных центров для наркозависимых, созданных при церквях, входят в реестр Госнаркоконтроля. На конференции был также представлен общероссийский проект Альянса «Россия без сирот», в рамках которого был проведен велопробег по всей территории России с участием детей из интернатов, которые рассказывали о том, как изменилась их жизнь после того, как они стали жить в семье. В ходе последних встреч с представителями украинских церквей, по словам Сергея Ряховского, российские церкви заявили, что они не только вне политики, но и вне геополитики.

Отношениям церкви и государства, преодолению стереотипов и взаимного недоверия был посвящен доклад Олега Гончарова, одного из руководителей Церкви христиан адвентистов седьмого дня и члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Прозвучали также такие выступления как «Патриотизм как служение» Зайцева Е.В. (Евроазиатское отделение Генеральной конференции Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого дня), «Всеобщее священство» Горбачева А.Л., ректора Евроазиатской богословской семинарии, «Церковь и власть» пастора Церкви «Свет Миру» в Тюмени Эдуарда Лавринова. От имени Русской православной церкви на конференции также выступил Евгений Бондаренко, сотрудник Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Р.Н. Лункин представил доклад «Православные и протестанты в России: эволюция неизбежного межхристианского диалога». Лункин отметил, что христианские конфессии, не связанные с православием, но обладающие своей культурой и мировоззрением, уже более столетия являются частью российской жизни, мировоззрения и быта значительного числа россиян (по крайней мере, нескольких миллионов), но они остаются абсолютными неизвестной величиной для православия, а православие по существу незнакомо протестантам (католики немного больше общаются со священнослужителями РПЦ). С исторической точки зрения, это явление вполне естественно, поскольку никакого диалога или периода взаимного узнавания между православием, как основной церковью страны, и другими конфессиями не было. Моментом духовного личного диалога можно лишь назвать совместные тюремные заключения православных, католиков, протестантов в советское время, но совсем не ссылки в Сибирь баптистов, евангельских христиан и «трясунов» как отступников от православной веры до революции 1917 года.

Как подчеркнул Р.Н. Лункин, православные и протестанты чрезвычайно тесно взаимодействуют между собой, несмотря на все еще звучащие заявления консерваторов-фундаменталистов с обеих сторон о враждебности или несовместимости этих двух христианских течений. Они вместе живут и работают, становятся друзьями, соседями, родственниками. В историческом и духовном плане у евангельских христиан и верующих РПЦ много общих мировоззренческих черт, которые сложились за полтора столетия сосуществования и в мирное время, и в ходе репрессий — представление о благочестии и роли православия, патриотизм, государственничество. Осознание протестантами демократии как христианской ценности и западничество не мешают, а лишь помогли евангельскому сообществу стать важной частью российского общества, культуры, по-своему осознавать «особый путь» России в рамках европейской цивилизации. Протестанты также научились жить бок о бок с массовой размытой православной идеологией постсоветского общества, в которой евангельские заповеди и вера в Бога стоят далеко не на первом месте. Евангельские церкви противопоставляют равнодушию секулярного общества библейские ценности, жесткие этические нормы и гражданские принципы.

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий