Олег Серов: Зависть

Религия

Сегодня мы поговорим о зависти. Оказывается, это не такая уж безобидная штука. И это доказывает то, что в Десяти заповедях говорится о ней.

Моисей написал на скрижалях:  «Не завидуй». Человек может сказать: «Да я и не завидую, и дома ближнего своего не желаю…»  Но зависть — более тонкая вещь, чем многие думают.

Иак. 3:13-18

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Одно из значений слова «кротость» —  это управляемость. О  Моисее сказано, что он  был наикротчайшим человеком. Иногда мы путаем значение слов: любовь и слощавость, трусость и доброту, а под кротостью понимаем какое-то «убогое блаженство». Моисей не был человеком мягкого характера, он не прогибался под каждого. Во-первых,  Моисей был настоящим мужчиной. Он взял на себя  ответственность, а это поступок настоящего мужчины.  Прослеживая жизнь Моисея, можно с уверенностью сказать, что кротость – это что-то другое, отличное от того, что мы о ней думали.  Поэтому в формате «управляемость» кротость становится более понятной. Так вот, читая  Послание Иакова, мы видим, что кротость и зависть связаны между собой: чтобы не завидовать, нужно научиться кротости.

В жизни Моисея произошел такой случай. Однажды он пас овец в горах и увидел чудесное явление: куст горел огнем, но не сгорал. Голос Божий проговорил к Моисею из горящего куста:

И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

Исх. 3:7-11

Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

Как вы думаете, легко было Моисею принять решение по такому вопросу? Он прекрасно понимал, чем это чревато для него. Он понимал, что фараон не ждет, когда Моисей придет к нему и скажет: «Отпусти всех твоих рабов». «Ой, как я рад, Моисей, что ты, наконец –то пришел. Я вот сижу и думаю, кому отдать  два с половиной миллиона рабов. А тут ты…» Конечно, это абсурдно. Никакой властелин не захочет отпустить своих рабов. И Моисею это было понятно. Но кротость Моисея говорила в нем и призывала подчиниться вышней воли.

Если человек ставит свою волю выше любой другой, значит, нет в нем кротости. Пройдет совсем немного времени, и этот человек  будет завидовать, а затем сможет убить в своем сердце людей, которым завидует.

Я уверен, что в сердце Моисея происходила борьба. Один голос утверждал, что Моисею это не нужно, что не к чему  брать такую ответственность и т.д. С другой стороны, Моисей понимал, что кому-то нужно взять ответственность, если не он, то кто. По-человечески, Моисей не хотел выполнять эту роль, скорее всего, он  даже боялся. Но его кроткое сердце подсказало ему поставить свою волю под волю Бога.

Люди завистливые и не имеющие кротости лгут на истину. Они  всегда делают  то, что идет в разрез с истиной. Поступив нечестиво, им приходится «выкручиваться» и лгать, выдавая желаемое за действительное. В Священном Писании есть такое понятие, как «мудрость земная, душевная, бесовская». Апостол объясняет, что такая мудрость не  является кроткой, она лжет на истину, чтобы оправдать свои поступки.

Есть люди, которые  сварливы, им постоянно что-то не нравится, они всегда чем-то недовольны. И удивительно, что чем больше они ворчат, ропщут, тем больше в их жизни неустройства. Если в жизни неустройство, значит, есть зависть.  Такие люди видят успех других и начинают роптать, негодовать на тех, у кого успех, на своих близких и даже на Бога. Зависть пагубно влияет на душу, дух и устройство жизни человека. Нужно перестать быть завистником,  нужно научиться кротости и управляемости.

Кстати, этим нужно заниматься с самого детства. Родителям необходимо учить детей подчинять свою волю родительской. Иначе, став взрослыми, они не смогут подчинить ее воле Бога. Как много сегодня людей, которые выросли «царями своей жизни». Им очень трудно подчинить свою волю чьей-то воле и даже воле Бога. Это печально, потому что они не смогут угодить Ему.

Такие «царьки» терпеть не могут, когда кто-то становится успешным, еще хуже для них, когда кто-то успешнее их самих. Каждый из нас хочет быть успешным, но некоторые хотят стать успешнее успешных. Успешным быть хорошо, но успешнее успешных — плохо. Это приводит к зависти, ожесточению, убийству. Это необязательно физическое убийство. Завистливый человек убивает того, кто успешнее его в своем сердце. Потому они делают все, чтобы никто не стал лучше, чем они.

В свете этого откроем место Писания.

Еккл. 4:4

Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!

Соломон наблюдал за людьми и видел, что есть люди ленивые и трудолюбивые.  Те, кто работает и трудится, достигают успеха. Ленивые видят  успех трудолюбивых, начинают завидовать, но не видят или не хотят видеть, как  те работают. Они видят результаты, но не видят работы. Ленивые  хотят того же успеха, но так, чтобы для этого ничего не делать, а еще лучше, чтобы у трудолюбивых не было успеха. Они не хотят работать, но хотят сразу получить результат, хотят все и сразу.

Завистливые утомлены в духе, их дух устал. И по поводу этого давайте откроем следующее место Писания.

Притч. 14:30

Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

Завистливые люди  сгнивают изнутри. У них нет фундамента в жизни, сегодня они завидуют одному, завтра другому, потом еще кому-то. Зависть не дает им покоя, она съедает человека.  Поэтому и написано, что зависть — это томление духа.

Завистливые люди не могут быть духовными. У духовного человека есть цель, он следует ей.  Его цель ведет  в небеса. А завистливый сегодня — в небеса, завтра назад, потом влево и т.д.

Мудрый и духовный человек смотрит на работу успешного и учится от него.  Завистливый же хочет успеха сейчас и без усилий. Глупо желать успеха, не видя работы, вложенной для его достижения. Но завистливый не только не добьется успеха, не прилагая труда, но и навредит своей душе и своему телу.  У завистливый людей, как говорит Библия, начинают гнить кости. Когда ломаются кости – это очень больно. Ходьба на ноге, кость в которой сломана, причиняет боль. Но гниль — это не резкий перелом, но медленный процесс, в результате которого сокрушаются кости, их невозможно восстановить. Еще большее сокрушение наносится духовной стороне жизни человека. Зависть медленно уничтожает основание, унося фундамент из-под ног. Семья, дети, здоровье приходят у неустройство, В одном из фильмов про боевые искусства человек захотел стать великим мастером кунг-фу. Учитель сказал: «Хорошо» и указал ему на швабру и ведро в углу. Когда все тренируются, он моет пол. И когда он станет лучшим уборщиком, его допустят на небольшое время на тренировки. Так постепенно он станет мастером.

Кротость — лучшая инъекция от зависти. Кто не научился быть кротким и управляемым, — будет завистником.

Мф. 27:15-18

На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти.

Завистливые люди не поскупятся ни на что, лишь бы уничтожить объект зависти. У таких людей кончается здравый смысл, рассудок отключается. Они отпускают Варраву, который их же грабил, и убивают Иисуса.

Фарисеи часто видели, что Иисус говорит с народом. «Как? Это же наша ответственность – разбирать проблемы народа!» Так почему же вы не решали эти проблемы? А как только появился Иисус и стал заботиться о людях, их ревность взыграла.  Иисус поступал так, потому что видел, что фарисеев не волновали люди, их проблемы и судьбы. Зато их волновало, кто будет говорить. Насколько огрубело сердце завистливых фарисеев, что их не интересовали исцеления, освобождения людей. Зато их взволновало то, что их место занял Иисус. Для Него важнее народ,  для фарисеев важно место под солнцем. 

Фарисеи приложили немало сил, чтобы  уничтожить Иисуса. Они делали все, чтобы Он выглядел злодеем: клеветали на Него, наговаривали. Очевидно, что они делали это из зависти. Они не хотели учиться обращаться с людьми, как Иисус. Когда все спали, Он шел на гору Елеонскую молиться. Почему бы завистникам не посмотреть на  работу успешного человека и не научиться от него?

Быт. 4:1-11

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.   И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей.

Каин, наверное,  думал, что не может быть успешным, пока успешен его брат Авель. Но успех по наследству не передается. Посмотрите, насколько зависть ожесточает сердце,так что брат убивает брата только за то, что тот успешнее. Вот удивительный народ! Неужели нельзя по-другому? Неужели нельзя подойти к брату, попросить помочь, научить быть успешным? – Нет. Зависть – удел сатаны. А он уничтожает и убивает.

То, чему мы завидуем в жизни людей, никогда не будет благословлено Богом в нашей жизни. Каин завидовал Авелю, убил его, но все равно не получил успеха, а был проклят. Завистник не будет иметь успеха в том, чему завидует. Он обложен проклятиями со всех сторон. И именно поэтому в его жизни неустройство и все худое.

Необходимо смотреть не на успех, но на путь, который был пройден. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу». Почему Апостол так говорит? – Потому что хочет,  чтобы и мы могли быть плодотворными.

1 Тим. 6:3-6

Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.  Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

Зависть происходит от гордости, от страсти к состязаниям и от чрезмерного внимания  к своей персоне. Мы уже читали, что зависть сопровождается сварливостью. Библия же учит нас быть благочестивыми и довольными.

1 Пет. 2:1-2

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение.

Получается, что зависть можно отложить. Нужно смотреть на себя скромно, по мере веры, смотреть на работу успешных людей, а не на результаты и отложить неправедные  мысли. Также необходимо слушать Слово Божие, от которого мы начинаем  духовно возрастать.

Люди мечтают, чтобы их почитали, как Апостола Павла, забывая о цене, которую он заплатил за это. Сколько раз его били палками и побивали камнями? Сколько он открыл церквей и спас людей? А теперь давайте сравним свою жизнь и его. Не нужно быть похожими на фарисеев, которые ничего не делая, любили возлежать в народных собраниях и чтобы их называли учителями.

Епископ Олег Серов
Общероссийская газета «Живая вера» (№7 2011г.)

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий