Уважаемые участники Четвертого Евангельского собора!
Братья и сестры! Дорогие друзья!
Прежде всего, примите самые искренние поздравления с Праздником Пятидесятницы – днем схождения Святого Духа, рождения Церкви Христовой и начала открытой проповеди Радостной Вести о Царстве Божьем! Присутствие и действие Его Духа делает нас причастниками Вечности. Благодаря Духу Святому Церковь – новый народ – получила силу осолять этот мир, принося реальность Его Царства в наши города и страны. Дух Божий продолжает сегодня Свое действие в нас и через нас: Бог по-прежнему призывает Своих детей быть Его свидетелями в этом мире, дать надежду, радость и смысл тем, кто запутался в безысходности, отчаянии и суете. И Четвертый Евангельский собор, который прошел накануне Дня Пятидесятницы в Санкт-Петербурге, стал еще одним деянием Святого Духа в Своей Церкви и в этом мире!
Пять удивительных дней в совместной молитве и поклонении, в рассуждениях над Его Словом и Его путями, в общении и Причастии показали, что Церковь Христова готова к тому, чтобы принять ответственность за настоящее и будущее наших городов. Готова взять на себя роль той «малой закваски, которая заквасит все тесто» (Мф.13:33). Каждый из участников Собора внес свой, уникальный вклад в общую работу: ваши молитвы, ваше стремление выйти за привычные представления, готовность принять другого таким, какой он есть, даже не во всем с ним соглашаясь – все это создало атмосферу, в которой было возможно движение Святого Духа. Отдельную благодарность хочется выразить молитвенной группе, которая ходатайствовала за Собор и его участников на протяжении всего времени соборной работы. Результаты соборных дискуссий будут еще долго обсуждаться в сети и на конференциях, в статьях и других публикациях, самые важные из них будут отражены в Постсоборных тезисах. Но главный итог нашей общей работы можно назвать уже сейчас: участники Собора разъезжались с более глубоким пониманием того, как в наше время Церковь может влиять на города и какие действия можно предпринять уже сегодня. Изменение наших жизней, нашего отношения к городам, в которых мы живем, выраженное в конкретных действиях и проектах, направленных на служение людям – это самые ценные плоды Евангельских соборов!
Отметим некоторые из направлений работы Четвертого собора.
Мы точно стали больше понимать о специфике городской церковной общины и необходимости восстановления всеобщего священства. Можно даже утверждать, что без практического воплощения священства всех верующих наши общины никогда не станут по-настоящему городскими. А потому – не смогут влиять на город, не смогут сделать жизнь города ближе к образу Небесного Града. Собор отметил два важных и взаимосвязанных аспекта общности городской церкви. С одной стороны, необходимо развивать подлинно общинную жизнь внутри самих поместных церквей, и было предложено несколько подходов, которые позволят преобразовать «приходы» в общины. А с другой – участники Собора неоднократно отмечали, что только единая городская церковь – городское церковное Тело, состоящее из множества различных общин, принадлежащих разным деноминациям, имеющих разную традицию поклонения, но единых в своем посвящении Христу и своей ответственности за свой город – может оказать реальное влияние на жизнь город и горожан. Собор поставил задачу на формирование богословия городской миссии. Эта задача будет решаться на различных богословских площадках, в частности – станет основой работы Московского богословского семинара и Предпасхальной богословской конференции «От греков к варягам», которая состоится 10-12 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге.
В Предсоборных тезисах к Четвертому собору была поставлена амбициозная задача – сформулировать христианскую повестку дня города. И, хотя в ходе соборной работы полностью решить поставленную задачу не удалось, Собор сделал несколько важных шагов в этом направлении. В основу городской миссии Церкви Христовой был положен принцип «двойного поручения». С одной стороны, это поручение Адаму «хранить и возделывать сад», тем самым «владычествуя над всей землей» (Быт. 2:15; 1:28). Иными словами, Бог ожидает от каждого из нас квалифицированного и посвященного труда на своей «земле»: в доме, в городе, на месте своей работы. С другой – это поручение Христу принести на землю Царство Божье (Мф. 4:17; Евр.10:7-9), частным случаем которого является Великое Поручение «идти и научить все народы» (Мф.28:18-20). Здесь – ответ на вопрос, в чем разница между социальной работой и христианским служением. На практике это означает, что, занимаясь бизнесом, разворачивая работу с семьями и мигрантами, продвигая евангельские принципы через публикации в СМИ и участвуя в деятельности городских сообществ, мы должны постоянно задавать себе вопрос: как через всю эту деятельность я могу явить Его Царство? Не просто помочь людям, не только восполнить ту или иную нужду, не только противостать тому или иному пороку, но через это привнести Небо на землю? В поиске ответа на этот вопрос Дух Божий снова ведет нас к Кресту: Христос отверг путь влияния через политическую власть, через простое восполнение нужд или впечатляющие чудеса (хотя мог использовать и то, и другое, и третье). Он принес Себя в жертву – и через это изменил весь мир. Что это значит для современной Церкви? Это – важный вопрос, который остается с нами и после окончания Собора.
Без претензии на интеллектуальное лидерство не может быть и претензии на влияние в этом мире. Это хорошо понимали наши великие предшественники, когда стремились подчинить лучшие, на тот момент, интеллектуальные достижения служению Христу. Благодаря этой работе мы получили тринитарный и христологический догматы. Именно так были заложены основания современной науки. Это – сложный, но необходимый труд. Потому Евангельские соборы с самого начала стремились удерживать единство духовной, практической и богословской работы. Четвертый собор не стал исключением, продолжив разработку оснований христианского мышления 3.0: мышления, которое будет не редуцированной версией светского рационализма (что не редкость сегодня даже в богословии), но будет основываться на Откровении и использовать иные гносеологические принципы, позволяющее удерживать целостность человека, телеологичность мира и истории человечества. Личностность истины, познание через отношения, парадоксальность и тринитарность – вот некоторые из признаков такого мышления.
По окончании работы Собора состоялось заседание Межсоборного присутствия, на котором были подведены первые итоги и определен план последующей работы. Основные мероприятия, которые организует Межсоборное присутствие Евангельского собора «крепятся» к праздничным датам:
Прежде всего, это сам Евангельский собор, который проходит ежегодно в течение пяти дней накануне Дня Пятидесятницы. В следующем 2014 году Собор состоится со 2 по 6 июня. Место проведения пока обсуждается, но мы просим Вас уже сейчас отметить эти даты в Вашем календаре, чтобы ничто не помешало Вам принять участие в Пятом Евангельском соборе.
Конференция «Реформация vs Революция» посвящена исследованию процессов Европейской Реформации XVI века, их влияния на историю мира и России и тех уроков, которые мы можем извлечь из истории для нашей деятельности в современной ситуации. Ближайшая конференция состоится в Москве с 31 октября по 2 ноября 2013 года.
Предпасхальная богословская конференция «От греков к варягам» – это встреча богословов и христианских философов, посвященная обсуждению наиболее актуальных богословских вызовов современности. Третья конференция состоится в Санкт-Петербурге 10-12 апреля 2014 года.
Если Вы хотите принять участие в перечисленных мероприятиях, Вы можете связаться с нами по адресу evangelical.council@gmail.com.
Мы также будем благодарны Вам за молитвенную, организационную, интеллектуальную и материальную поддержку.
Пусть Господь благословит Вас!
Исполнительный секретарь
Межсоборного присутствия Евангельского собора
Пастор Михаил Дубровский