Всеволод Чаплин: Нужно стремиться, чтобы свет Царства Божьего горел в глазах людей

Религия

Произойдет  ли «закат» Европы? На этот вопрос корреспондентам общественного телеканала «ТБН-Россия» в эксклюзивном интервью ответил председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин.

– Недавно Вы заявили, что разрушение традиционных нравственных норм, ослабление морали приведут к гибели западной цивилизации, и произойти это может в ближайшие 50 лет. Чем обусловлена такая цифра?

– Скорее всего, это произойдет раньше. Из истории известно об исчезновении целых государств и народов, которые  не поддерживали строгость нравов. Если нравственность объявляется ненужной, начинают говорить об ее относительности, любые проявления человеческой индивидуальности считаются хорошими и неподвластными критике, то такая цивилизация быстро разрушается. Примерно через 50 лет появится два новых поколения мигрантов, которые сегодня приезжают в западные страны, после этого коренные жители перестанут быть большинством, и возникнет новая цивилизация со своей культурой, религией, ценностями. Постхристианская западная цивилизация подходит к своему логическому концу. Она уже теряет передовые позиции в общественной мысли, пытается действовать запретами в любых ситуациях, а это признак упадка. Мы хорошо помним историю Советского Союза. Запад еще не осознал это, но он уже вступил в свою брежневскую пору.

– Может ли современная Россия считаться постхристианской страной?

– Думаю, что нет. Я недавно  размышлял над тем, как общество вновь обрело веру. Религиозность была уничтожена в советское время за исключением элементов христианской нравственности, которые присутствовали в советской литературе и культуре в целом. Это чудо, что возрождение веры произошло, и сейчас очень важно не мешать людям осознать веру как нечто, относящееся ко всей их жизни – профессиональной деятельности, быту, мышлению. Нужно стараться быть верующими везде – в семье, в экономике, в государственных и общественных делах, в культуре. Если мы сможем такими стать, то страна вернет утраченные духовные позиции.

– В чем Вы видите главную задачу человека?

– Достичь Царства Небесного. Как говорил преподобный Серафим  Саровский, «приобрети мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Для этого не нужно разрабатывать специальные стратегии, нужно просто стремиться, чтобы свет Царства Божьего горел у тебя в глазах. И тогда люди пойдут тем же праведным путем, что и ты сам.

– В СМИ активно обсуждается Ваш призыв молодежи России к нравственной контрреволюции. Готовы ли молодые люди, воспитанные в обществе потребления, услышать этот призыв?

– Почему нет?! Многие молодые  люди, особенно в крупных городах, борются за общественную нравственность, противостоят, в том числе через  публичные акции, таким явлениям, как аборты, гомосексуализм, торговля наркотиками, порнография. Молодым людям нравится подобная активная деятельность. Может, не всегда они высказываются политкорректно, но то, что горят идеей возвращения нравственности в жизнь и противостояния порокам, это факт.

– Чем, на Ваш взгляд, обусловлена возросшая демонстративная активность гомосексуалистов?

– Гомосексуалисты очень  жестко пытаются навязать обществу свой стиль мышления, бросая вызов в  вульгарных и безнравственных формах. Это попытка грубой силой переделать мир под себя. Отвечать на эти выпады, бесспорно, нужно. Если мы молчим, то позволяем агрессивному греху сделать нас частью себя. Даже если мы не гомосексуалисты, но соглашаемся с логикой, которая предполагает принудительный отказ от критики этого греха, то становимся частью греховной системы.

– В чем кроется главная опасность или угроза для церкви?

– Их можно перечислять  очень и очень долго. Попытка  оправдать грех и маловерие псевдохристианскими  аргументами, попытка некоторой внешние силы переделать церковь под себя, но самая главная угроза – это наша «теплохладность». Священное Писание говорит: «если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Относительно спокойная жизнь, относительно мирное время, относительно религиозная свобода приучили многих христиан к позиции: меньше будем высовываться, целее будем. Так нельзя!

– В чем Вы видите необходимость теологических факультетов в светских вузах?

– Некоторые удивленно  поднимают брови и говорят: Как это так? Почему в светских вузах, тем более технических, должна изучаться теология? Потому что люди в стране, в том числе принимающие решения, часто оказываются религиозно безграмотными.  Специалисты, которые работают в области взаимоотношений с религиозными объединениями, педагоги, журналисты, даже ученые допускают серьезные теологические ошибки. Возможность не совершать их предоставляется студентам на добровольной основе. Не вижу причин, почему этим не воспользоваться.

Подготовила Мария Шипилова, ТБН-Россия

 

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий