С. Ряховский: Все вопросы, поднятые во время Реформации, актуальны и сегодня

Религия

Город Виттенберг, Саксония. В начале XVI века это центр довольно крупного, но в целом — ничем особо не примечательного германского княжества на северных рубежах Священной Римской империи.

Во всяком случае, совсем не здесь бьется нерв мировой истории. И все же именно в Виттенберге 31 октября 1517 года произошло событие, изменившее ход европейской и мировой истории и во многом определившее мир, в котором мы сейчас живем. Накануне Дня всех святых профессор местного университета доктор Мартин Лютер прикрепил к дверям Замковой церкви «Тезисы против индульгенций» и тем самым положил начало Европейской Реформации.

В результате появилась вторая по численности христианская конфессия — протестантизм, а страны, которые приняли Реформацию, из технически и экономически отсталых превратились в лидеров мировой политики и экономики и удерживают это лидерство вот уже более 400 лет.Реформация оставила глубокий след в истории нашего мира. События такого масштаба заслуживают того, чтобы присмотреться к ним повнимательнее: можем ли мы извлечь из них какие-то уроки, которые будут полезны нам сегодня? Некоторые из этих уроков настолько просты, что люди зачастую проходят мимо. Но, быть может, стоит задержаться и поразмышлять над тем, что выглядит таким простым?

Взять хотя бы три основных лозунга Реформации: только вера, только Писание, только Христос. Есть ли в этих словах какой-то смысл для нашего современника?

Только вера

Лютер, вслед за апостолом Павлом, настаивал на том, что вера в искупительную жертву Христа — это единственное, что нужно человеку, чтобы жить в живом общении с Богом. Речь, безусловно, не о том чувстве некоторой религиозности, которое иногда называют «верой» те, у кого она «глубоко в душе». Так глубоко, что даже сам человек с трудом может ее там разыскать… Вера, о которой говорят Павел и Лютер, рождается в сердце как отклик на обращение Бога и становится стержнем, определяющем всю жизнь человека.

Напоминание о вере — это напоминание о том, что наша жизнь не может и не должна быть ограничена восполнением насущных нужд и получением удовольствий. Жизнь обретает смысл, только если в ней есть «вертикальное измерение», если мы ощущаем присутствие Вечности в том, как мы живем и что делаем. Вот почему для ранних протестантов труд был актом религиозного поклонения: человек переживал Божью любовь и воплощал это переживание в том, как он трудился.

Именно тут — секрет того экономического чуда, которое происходит в XVII веке в Голландии, когда в условиях почти полного отсутствия пахотных земель и других традиционных ресурсов, в условиях экономической блокады и почти непрерывной войны Объединенные Провинции вдруг становятся экономическим и военным лидером Европы. Затем, спустя сто лет, это же чудо происходит в Англии. А совсем недавно — в Южной Корее.

Важно понимать: никакие технологии не работают сами по себе. Вне отношений с Богом труд человека лишен высшего смысла. А потому и не приносит ожидаемых результатов.

Только Писание

Реформаторы настаивали на том, что только Библия является абсолютным авторитетом для христианина — как в вопросах веры, так и в жизни. Надо отметить, что, вопреки распространенному предубеждению, такой подход не препятствовал, а напротив, способствовал развитию образования и науки. Не случайно бурный рост научных исследований происходит именно после Реформации и преимущественно в протестантских странах. Приведу лишь один пример: если вы посмотрите на герб Гарвардского университета, вы увидите щит с надписью VE-RI-TAS (ИСТИНА), которая раскрывается человеку при изучении трех источников, символически изображенных тремя книгами: Библией, «книгой» творения и «книгой» человеческой совести.

Как относиться к этому лозунгу современному человеку, с его абсолютным неприятием всех абсолютных авторитетов? Возможно, самое конструктивное — это усомниться в собственном абсолютном отрицании. Авторитет Откровения не порабощает, а дает человеку точку опоры, которая позволяет менять к лучшему и собственные жизни, и мир вокруг нас. Отказ от этой опоры отнюдь не есть проявление зрелости. Взрослый человек не бунтует против авторитетов: он научился тому, что авторитеты — в семье, обществе, деятельности — необходимы для нормальной жизни. Если напоминание об авторитете Библии нас раздражает, возможно, нам просто пора повзрослеть?

Только Христос

Реформаторы, вслед за авторами Нового Завета, настойчиво повторяют: Иисус Христос — единственный путь к Богу. Никакие другие посредники не помогают, а потому и не нужны. Отсюда — учение о священстве всех верующих: каждый христианин призван быть священником, через свою жизнь и свой труд открывать людям Бога. Такой взгляд вынес богослужение за пределы церковной ограды, распространив его на все сферы человеческой жизни.

В мире бесконечного разнообразия выбора и множества возможностей это утверждение звучит крайне нетолерантно. Возможно, этот лозунг был обусловлен ограниченностью мировоззрения людей той эпохи, а сегодня безнадежно устарел?

Вспомним: мир, в который пришел Христос, тоже был чрезвычайно терпим и допускал практически любые варианты религий и духовных практик. Христиане могли б легко вписаться в эту картину, но они предпочитали утверждать, что «нет другого Имени под небом, которым можно спастись», и готовы были умереть за эти слова. В конце концов, это изменило мир.

Далеко не во всем нужно быть толерантным. Нам хотелось бы, чтобы врач выписывал конкретное лекарство, а не предлагал самому человеку решить, что ему больше подходит в его конкретном случае. Мы не проявляем толерантность в отношении тех, кто ездит за рулем в нетрезвом виде. В современном обществе принято жестко регламентировать параметры технических устройств. Все это вполне оправданно, поскольку от соблюдения этих требований зависят жизни людей. Но разве наше духовное здоровье и вечная судьба менее значимы?

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий