«Нет ей равных средь ледей»! Это не слова поручика Ржевского из анекдота. И не опечатка. Это слова из современной христианской песни. Просто певец и он же сочинитель этих перлов не знал, что слово «леди» не склоняется.
Вначале, я вообще не понял смысла этой пародийной несуразицы, и подумал, что автор назвал словом «ледей» всех женщин идущих за пастором Ледяевым. И хотел со вздохом оставить этот опус и другие неисчислимые несчастья современной христианской песни. Но на меня продолжал пикировать шквал неграмотных, бессмысленных, якобы христианских куплетов, под знакомую и бездарную музыку светской попсы. А христианскими эти песни называют потому, что в тексте упоминается Христос, любовь, крест, и некоторые другие слова, взятые из Библии. И ранят воздух, душу и уши зарифмованные слова «роз-Христос», «перст-крест», «розы-морозы». Так это ещё из лучшего, что там имеется. Часто в тексте такую ахинею напишут, что и детективы не разберутся. Например, другой певец, из того же песенно-пошивочного цеха, что и автор бессмертной «песни о ледей», вспоминая о родной маме, написал в честь её такую абракадабру: «Чтоб руки нежные ласкали, как в детстве молча, ты всегда…». Очень похоже на команду прапорщика: «Копать от забора и до обеда!».
Больше примеров я приводить не буду, чтобы не обижать людей, искренне желающих хорошо спеть, создать хит, прославляющий Бога и, простите, самого исполнителя. Первая часть задачи преподносится массам, вторая – тихо хранится на глубине мечтающего о славе сердца. И всё равно, примеров больше давать не буду. Постараемся мыслить о вещах принципиальных.
Вначале озвучу то, что вы хорошо знаете: В славянской Америке мы живём с вами в век позолоченных колхозников – т.е. бывших бригадиров и механизаторов, продавцов женских юбок и ландышей, которые в Америке быстро принюхались и, используя при строительстве домов рабский труд приезжих нелегалов, своих же братьев по вере, сколотили себе состояния наподобие пиратов прошлого. «Пираты христианского моря»! Как название? А некоторые, полностью забыв о Боге, проявили невероятную прыть в продаже детей из детдомов Украины и России. Я уже не говорю об уголовниках в хитонах, которые, нацепив на себя одежду Христа, зарабатывают состояния на бедах детей-наркоманов, высасывая из родителей всё для «исцеления» несчастных детей. Но не об этом речь в нашем сегодняшнем горьком раздумье, давайте, как на приличной разборке — всё по очереди. Сегодня, господа, только о песне и музыке.
Наверное, мы с вами уже знаем, что правда приносит неприятностей гораздо больше чем ложь. В классическом иудаизме считается, если правда, причинит кому-то боль, она не должна произноситься. Согласен, если это касается бытовой жизни. Но категорически против, если идёт речь о творчестве, без которого человечество зачахло бы и вымерло. Без прорыва правды не было бы Торы, Библии, Гамлета, Дон-Кихота, Войны и мира, Моцарта, Пушкина и Рембрандта. Поэтому и мне, хотя это находится далеко от Моцарта, приходится говорить правду о том, что же в действительности происходит в творческой области, так называемых «певцов-евангелистов». И я вслед за мальчиком из сказки Андерсена, вынужден объявить о том, что король то голый. О том, что христианская песня, призванная вести людей к небу, ведёт их в яму, куда уже свалилось множество слепых и бездарных. А я не хочу повторять лицемерные возгласы, о, братья, как прекрасно, как чудно мы прославляем Христа! И фальшиво умиляться этому. Потому что мы уже не можем искренне умиляться, как наши добрые бабушки слушавшие хоры. Там где каждое «меццо, от которого некуда деться» воспринималось в церквушке, как вершина мирового вокала. Мы живём в другое время, когда можно сравнивать, понимать, анализировать и даже об этом говорить. И потому повторяю, в основном, современная христианская песня убога по содержанию, примитивна в словах текстов, она лишена настоящего внутреннего Духа, она часто беспомощна в музыке. Короче говоря: в основном, она повторение, она имитация, она суррогат. А пытается она спеть о Том, кто был Изначальным, ни на кого не похожим, ни кому не подражавшим, о прекрасном и жертвенном в своей небесной красоте. Но поёт она об этом серо, уныло, неправдиво, или фальшиво радостно, но почти всегда – неинтересно. А если кое-как составлен текст и есть какая-то мелодия, то и тогда, в песне появляется форма, но нет внутри ей живой сути — Христа Живого!
Сегодня, как никогда, для христианства важны слова нобелевского лауреата Бориса Пастернака: «Талант – единственная новость, которая всегда нова!». Да, сейчас в евангелическое христианство (так правильно, если по-русски) пришло много молодёжи, часто не только искренней, но и в разной степени способной. Но они не выучены, у них нет профессионализма, нет мастерства, а часто и вокальных способностей. (Собственно, это тоже повторение ситуации, сложившейся в мирской сфере музыкального бытия). Но от сегодняшней вседозволенности, петь хочет каждый второй. Никто не помнит рассказ Виктора Драгунского о мальчике Дениске, амбициозной матери которого учитель музыки говорит примерно следующее: Он может стать Эйнштейном, Биллом Гейцом или Майклом Джорданом, но Паваротти, он не станет никогда! А вот наши Дениски, хотят им стать назло всем. Конечно, я не вполне знаю, что происходит в сердцевине христианского музыкального Бомона, но всё же, если бы появилось, что-то необыкновенное и выдающееся, я бы об этом услышал. Самое главное, наши певцы не понимают, что их успех на христианском рынке – это победа человека. А успех христианской песни на светском рынке — это победа Бога. Вот так всё просто, если ты стоишь в святости Божьей и понимаешь Его повеление о том, куда надо идти…
Понятно, что я не говорю о группах прославления, для которых песня не произведение искусства, а эмоциональный взрыв радости и духовного кайфа.
Потому, первый и главный вывод такой: Христианской песни на славянском языке, которая достигла бы высочайших музыкальных и смысловых высот – пока, к сожалению, нет! Хотя, думаю, при определенных условиях это состояться сможет. Современные христианские исполнители, говоря о том, что они отличаются от мирских певцов, так как прославляют Бога, на самом деле повторяют все формы и потуги мирской попсы, заменяя слова мирских песен на дешёвые «христианские» тексты. Другими словами, идёт спекуляция христианской идеи, для достижения человеческой славы, и меркантильные соображения певцов,– как получить деньги за христианские вздохи, охи, рулады и частушки, выдаваемые за евангельские соловьиные трели. А сейчас, когда границы стран сблизились, и можно ехать и зарабатывать на этом убогом материале, то особое значение приобрело музыкальное сленговое слово «чёс». Это когда ты стремишься выступать везде, всегда, перед всеми, и зарабатывать максимально, всуе вспоминая Бога. Поэтому американские и канадские церкви забиты приезжими «лауреатами» с Украины, России, Беларуси. Поэтому, перекормили славянский евангельский народ миллионами низкопробных христианских песен, и народ этот, уже в этом песенном угаре вообще перестал понимать: что, для чего, для кого, и зачем.
Некоторый итог: В опыте создания современных христианских песен, никакой христианской самобытности не получилось. Получилось жалкое подражание миру, с которым христианская песня, по своему стратегическому замыслу, должна была конкурировать и побеждать его великими идеями Христа. И так как весь этот песенный «христианский» арсенал оказался имитацией массового мирского искусства, а не новой формой искусства, то христианская песня «услаждает» сегодня лишь часть прихожан славянских евангелических церквей и никого больше. А неверующие люди, для победы над которыми должна создаваться и исполняться христианская песня, в абсолютном большинстве, о ней не знают, а если узнают, то, не видя в этих песнях настоящего таланта и оригинальности, их просто игнорируют.
Помню, на заре христианского современного вокала, была группа, в которой пели трое русских ребят из Казахстана. И делали кое-что неплохо, хотя произношение у них было, как во время исполнения песен в подворотне, а это был всего лишь 1977 год. Так вот я дал послушать кассету хорошей камерной певице, исполнявшей романсы. Она послушала их надрывы, их язык, их аранжировки, и серьёзно поинтересовалась: «А почему эти гаврики о Христе запели? Разве так Христа славят?!». Эта фраза остаётся классической и для нашего времени. Уже другие «гаврики» привыкшие к всетерпимости верующих, думают, да наши ничего не поймут, а, в крайнем случае, стерпят… Запомните, когда вы поёте о Христе, подобная фраза никому в голову прийти не должна. А если чувствуете, что она пришла – уносите ноги со сцены и кайтесь на ходу за свою сверхсамонадеянность.
Говоря богословски, нет в этой новой песенной христианской сфере такого духовного атрибута, как страх Божий. Как-то привыкли к тому, мы, мол, не проповедники, нам здесь страх Божий не нужен. Ещё как нужен! Каждая бездарная песня о Христе, отпугнувшая неверующих, будет засчитана, как тяжёлый грех, и это по слову Божьему. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Послание Апостола Павла). Каждый неверующий, равнодушно прослушавший вашу песню, и из-за неё не пришедший к Богу, будет записан на ваш долговой счёт в вашей книге жизни. Знаете, почему многие люди не пришли в церкви? Потому что не поверили, что мы их по-настоящему любим. Знаете, почему многие верующие не поверили вам в песнях, потому что эти песни были недостойны имени Того, кого вы вызвались прославлять. Вот так, дети гитарных переборов.
А ведь, откровенно говоря – кто в этом мире заслуживает песен и музыки самого высокого уровня? Кто? Догадываетесь… Господь… А мы закармливаем зрителя «джанк-фудом» о Нём, т.е. вредной духовной пищей, может быть годящейся для гаитянских божков, но не для великого Бога Спасителя.
Не думайте, что я поругаю, и всё. Нет, я попытаюсь дать рецепт, как победить христианской песне в этом безумном и циничном мире. И самые умные, талантливые и мудрые последуют этому совету – потому что другого пути для победы – нет!
Мне не хочется сейчас вспоминать об убогих проповедниках, прикрывающих свою неграмотность и узость, дикими криками и необычайным возбуждением. И если это от них отнять, окажется, что наши короли корявого безграмотного слова – голые, а если это их коробит, то пусть в подштанниках. Сколько их безымянных солдат римской империи, записавшихся сейчас в проповедники и забивающих гвозди во Христа своими бездарными мыслями и примитивными фразами. Помню, на заре моей юности, один русский радиопроповедник из Америки высказался на весь СССР: «Все ученики Христа оказались трусы», с ударением на последнем слоге. А какие же книженции они издают, основываясь на своём мизерном и часто ничтожном духовном опыте. Им даже неохота уплатить редактору, чтобы исправить анекдотические ошибки. Из-за своей полной безграмотности, они, не зная этого, дают названия своим опусам чисто комические. Один, к примеру, дал такое: «Отцы и дети». Предполагаю, что Иван Сергеевич Тургенев в этот день перевернулся в гробу. Возможно, что следующее произведение этого проповедника будет называться «Война и мир», а там уже пойдут «Отелло», «Гамлет» и всякая остальная всемирная дребедень. Но забудем на время их, создателей неандертальского уровня в протестантизме. Хотя не только Бог, но и человек им судья!
Вернёмся к христианской песне, которая на уровне упомянутых проповедников, как-то даже похорошела.
Когда-то я разговаривал с Нобелевским лауреатом Иосифом Бродским о поэзии. Я защищал некоторую формальную отделённость христианской поэзии от обычной. Бродский сказал: «Мне кажется, что если поэзия хорошая, высокая, то она всегда духовна…» Так и песня. Если в ней есть пронзительные слова, и Дух Божий, если в ней звучит точная мелодия, она всегда будет духовной. А если вы нашпигуете песню словами: «Христос-мороз, берёзы-слёзы, грозы-грёзы, небеса- чудеса», то от этого она христианской не станет, а останется пародией.
Перейдём к практическим советам. Хотя мы знаем, что успех популярной песни зависит от музыки на 70% -80%, в данном случае, я советую христианским певцам начать менять себя с текстов своих песен. Но вначале, заставить себя признать, что не каждый из нас может быть ценителем поэзии. И поняв это, обращайтесь к людям с хорошим вкусом, не важно, верующий это или нет, важно, чтобы он посоветовал вам настоящие стихи о Христе, о чистоте, о жертвенности, о доброте и любви. И эти стихи не повторят мирские тексты, а если кто-то и на них уже поёт, не бойтесь, лучше вас на эту тему не споёт никто. И тогда, какая бы музыка не приложится, песня эта уже пустой и глупой не покажется.
И вот теперь, утверждаю. Этот мир можно победить музыкой, только создав великие песни о любви христианской и исполнить эти песни для мира, но так, чтобы сердца слушателей обливались кровью, наполнялись любовью и приходили к вере. Чтобы равнодушные песенные продюсеры, знающие только о ценах на раскрутку, услышав эти песни, заворочались бы, и со своей стороны коммерческой поняли, что эти песни люди будут слушать. А сейчас таких песен на славянском небосклоне я не вижу. Может быть, есть те, каких я не знаю, но их не знает и мир, нуждающийся в спасении и любви. А пока этого не случится, мы просто болтаемся по церквям, кафедрам, сценам и значительного служения для Него не совершаем. Силой любви и силой Духа, которые заложены в талантливой христианской песне мир можно победить. Не христианской попсой, а словами и нотами, которые будут западать в души, как капли крови, капающие с Креста.
Вспомните, как великие Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд начинали петь христианские песни в Америке. Но слушателей у них было мало. Тогда они стали петь песни о любви для мира, в котором не хватает любви. А когда мир их узнал и полюбил, они снова запели песни славящие Любовь Бога.
И всё сегодня было сказано для того, чтобы это случилось!
P.S. Присылайте на наш адрес все DVD ваших песен и песен ваших друзей. Лучшие из них мы будем ставить в наши телевизионные программы.
CBI-SD, P.O. Box 7789, North Port, Florida, 34290 USA
Михаил Моргулис, cпециально для Медиа-группы «Живая вера»