Владимир Воленко: Вы что-нибудь слышали о Стэнли Джордане?

Религия

Однажды услышав и увидев (это ещё важно видеть) выступление нашего гитариста Дмитрия Малолетова, долго не мог понять, как это он ухитряется играть сразу и тему, и бас, и аккорды одновременно. И вдруг заметил, он пользуется не традиционными приёмами исполнения: где левая рука зажимает лады, а правая бьёт по струнам, а обе его руки извлекают звуки путём нажатия пальцами.

Этот приём называется тэппинг. О нём в Википедии написано довольно подробно:

Тэппинг (с англ. tapping — постукивание) — техника игры на струнном инструменте, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки (pull-off/hammer-on в исполнении правой). Эта техника похожа на легато (pull-off/hammer-on), но используется в более расширенном варианте: постукивания на грифе будут выполнены только правой рукой в сочетании с обычными штрихованными нотами. Тэппинг включают в себя использование обеих рук и состоит только из постукиваний, хаммер-онов и пулл-оффов. Тэппинг используется исключительно некоторыми гитаристами-виртуозами такие, как Стенли Джордан.

Так вот, после знакомства с Малолетовым, которого у нас считают мастером отечественного гитарного тэппинга (хоть он всячески от этого отбрыкивается), сведущие люди рассказали мне, что существует человек, который всё это придумал – некий Стенли Джордан.

Американский фьюжн-гитарист Стэнли Джордан Гитарист-виртуозс шести лет серьёзно занимался фортепиано и только в одиннадцать, подражая Джими Хендриксу и Карлосу Сантане, самостоятельно освоил гитару. Детские уроки не прошли даром. Сегодня Джордан широко известен благодаря своей феноменальной тэп-технике – игре на гитарном грифе двумя руками, как на клавиатуре рояля. Уже первый его диск «Magic Touch» (1985), где помимо ансамблевых композиций были сольные, исполненные новым методом, произвел сенсацию. После этого Джордан стал желанным гостем джазовых фестивалей в Европе и Америке, выступает с сольными концертами и в ансамблях. «Когда я его слышу, – обронил как-то ведущий фьюжн-гитарист Джон Скофилд, – то думаю, что играют два гитариста».

Распространён стереотип: если гитарист, да ещё чёрный – значит, играет джаз или блюз. Именно это блестяще делает Стенли Джордан, а также его бэнд, состоящий из контрабасиста и барабанщика.

Однако музыкальный диапазон Стенли на этом не исчерпывается. Он из тех, кто может сказать: «А сейчас я сыграю вам Моцарта, Дебюсси или битловскую Элеонору Ригби», — которую я поначалу с трудом узнал.

Помимо всего прочего он ещё и великолепный пианист, вернее гитаропианист.

Как это? – снова спросите вы. Да очень просто: на концертах излюбленным трюком Стенли Джордана является игра сразу на двух инструментах. Правая рука, как правило, солирует, используя рояльную клавиатуру, а левая аккомпанирует тэппингом на гитаре, которую он держит на коленях.

Ну, и помимо всего прочего Стенли оказался очень простым и добродушным в общении человеком. После концерта он без всякого пафоса в фойе Светлановского зала дал автографы и сфотографировался со всеми желающими.

Владимир Воленко специально для медиа-группы «Живая вера»

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий