10 простых правил, которые помогут наладить контакт с пожилыми больными людьми

Религия

10 июня 2015 г., Живая Вера Медиа

Существует несколько простых, но очень важных положений, которые помогут наладить контакт с пожилыми людьми, испытывающими проблемы со здоровьем.

Самое простое — внимание. Выслушайте стариков, — говорят психологи, — и они почувствуют заметное облегчение своего состояния. Данные исследований показывают, что психически здоровый человек на приеме у врача в среднем говорит о своих проблемах одну минуту, максимум — три. При этом, обычно врачи перебивают своих пациентов уже на 12-18 секунде их рассказа. Хороший навык слушания — первое, чем вы должны вооружиться, если хотите установить эффективный контакт с пожилым человеком, которому есть на что жаловаться, и помочь ему.

Второе. Подбадривайте пожилого собеседника, когда он рассказывает о своем недуге. Для этого не обязательно что-то говорить, достаточно ободряюще кивнуть, приблизиться к нему, взять его за руку или погладить по плечу.

Третье. Когда мы стоим возле человека, который лежит, для него это увеличивает тревожность, повышает ощущение давления, а порой страха. Рекомендуется расположиться на уровне больного, сесть возле его кровати, а если вы вдвоем сидите, то обеспечить отсутствие преград между вами, таких, как стол, спинка кровати. Посадите человека ближе к себе, и это увеличивает эффективность общения.

Четвертое. Будьте внимательны с вопросами, когда беседуете с людьми преклонного возраста и хотите выяснить, что с ними не так, что их беспокоит и как им можно помочь. Не задавайте вопросы, следующие друг за другом, это сбивает. Не задавайте тестовые вопросы «У вас болит голова? Поднялось давление?» Вопрос, который содержит предполагаемый ответ, не располагает к полному доверию, позвольте человеку самому рассказать о том, каким он ощущает и представляет свое состояние. Не начинайте с закрытых вопросов — тех, на которые можно ответить «да» или «нет». Такие вопросы должны возникнуть ближе к концу беседы. Преждевременные уточняющие реплики могут выглядеть как демонстрация желания скорее закончить разговор, избегайте их.

Пятое. С самого начала пригласите человека к повествованию собственными словами, простыми, понятными ему оборотами и в обычном для него стиле. Пожилые люди могут начинать историю своего недомогания с бытовых подробностей, семейных новостей или простых повседневных переживаний. В подробностях может крыться симптоматика, сам того не ведая, ваш собеседник может проговориться о проявлениях болезни, которые бы он не решился озвучить в разговоре сугубо медицинского характера.

Шестое. Очень важно оценивать эмоциональный фон. Люди с длительными и тяжелыми заболеваниями могут быть раздражительными, нервными и озлобленными, их поведение может выглядеть как старческое слабоумие или беспамятство. Следует понимать, что даже в преклонном возрасте человек продолжает обладать индивидуальностью, характером и персональной манерой общения. Кроме того, из-за плохого самочувствия человек может замкнуться, стать неразговорчивым и не подпускать к себе окружающих. Агрессия и нелогичность высказываний не обязательно свидетельствуют о деменции — позвольте человеку быть таким, какой он есть, даже в немощи и болезни. В тяжелом состоянии люди ждут понимания и принятия себя, как нормальных, адекватных людей. Через малейшее мимическое движение или комментарий они могут разувериться в вашем отношении к себе как к здравомыслящим, что только помешает выходить на дальнейший контакт.

Седьмое. Объяснение отказа в чем-либо. Бабушка или дедушка просят вас о невозможных, нереальных вещах? Объясните им, что вы понимаете их просьбу, но не можете выполнить ее по какой-то конкретной причине. Покажите, что хотите помочь, не оставляйте не укладывающиеся в картину действительности просьбы без внимания.

Восьмое. Говорить на чувствительные темы тяжело, но это необходимо. Обсуждение деликатных аспектов дает ощущение, что вы относитесь к человеку серьезно и цените его персональность и личностные права. Попросите лишний раз разрешения выполнить ту или иную медицинскую или гигиеническую процедуру, сообщите, что собираетесь делать и успокойте человека: «даже если это не совсем приятно, ничего ненормального в этом нет, в состоянии болезни равны все, с каждым может случиться такое». Скажите, что вы бы и сами переживали по этому поводу.

Девятое. Разъяснение — один из важнейших элементов нормальных взаимоотношений с нездоровым человеком почтенных лет. Многие современные люди дорожат своей автономией, 80% готовы и хотят знать о своем диагнозе, о том, что с ними происходит и будет происходить. Не начинайте сходу, узнайте, готов ли человек говорить о болезни сегодня, поделите сложное сообщение на несколько заходов. Протестируйте его осведомленность о длительности лечения в некоторых случаях. Проверьте, желает ли человек знать о серьезном диагнозе. Если нет, то просто остановитесь и переведите разговор на приятную тему.

Десятое правило. Эмпатия не просто уместна, порой пожилые люди ценят ее больше комфортных условий и эффективных лекарств. Не надо учиться сочувствовать, если вы не испытываете таких чувств, но обязательно надо учиться выражать сочувствие. Назовите то чувство, которое испытываете: грусть, сожаление, сопереживание, горечь, выразите свое понимание положения, в котором находится ваш пожилой собеседник. Нет ничего сложного в том, чтобы, к примеру, сказать: «Это так нормально, что вам страшно». Такое объяснение приводит к нормализации чувства, которое прежде оставалось неназванным и невыявленным. Но самое главное: когда хотите выразить сочувствие, делайте это, только если оно действительно искреннее.

Напомним, каждый может помочь пациентам домов престарелых и отделений сестринского ухода: своим непосредственным участием в их жизни, просто навестив или организовав им выезд на свежий воздух. Ведь зачастую в подобных учреждениях недостаточно персонала и ресурсов, чтобы обеспечить всем подопечным, включая лежачих больных, элементарный выход на улицу. Конечно же, старики были бы счастливы иметь постоянных посещающих, добрых неравнодушных людей.

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий