Олег Серов: Вода и листья

Религия

Мы прочитаем с вами одну историю из Евангелия от Иоанна. Это известная история о том, как Иисус у колодца разговаривал с самарянкой, и мы попытаемся найти в этом определенные образы. Мы знаем, как Господь воздействовал на сердце этой женщины, и после общения с Иисусом она привела к Нему весь свой город. Но хочу обратить ваше внимание, что этот разговор состоялся у колодца. В России колодец не значит ничего, по крайней мере, в наше время. Но в Палестине колодец значит очень многое. Если мы посмотрим в Ветхий Завет, то увидим, как святые патриархи на своём пути всегда копали колодцы. Почему? Потому что раньше строили поселения вокруг колодцев, которые перерастали в деревни и целые города.

Если мы вспомним историю, то увидим, что это перешло и в средневековье, когда крепостное сооружение строилось вокруг колодца. В России города строились у реки, но в Палестине почти нет рек, и они были вынуждены искать воду, копая колодцы. Только после этого их скот начинал плодиться, их семьи начинали умножаться, народ Божий начинал жить. Поэтому колодец в Ветхом завете имел огромное значение.

Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

То, что делали патриархи, то, что делает святой Божий народ, будет увековечено, хочешь ты того или нет. Если Божий народ делает зло, об этом будут помнить всегда, и если будет делать замечательные дела, об этом тоже будут помнить всегда.

Мы, сегодня являясь Божьим народом должны понимать: то, что мы сегодня делаем или говорим, завтра не забудется, останется навсегда, как памятник.

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа (Иоан.4:4-6).

Иаков выкопал этот колодец, о котором мы, спустя много сотен лет, читаем в Библии. Колодцы есть и на нашей земле, но кто их выкопал, никто не знает. А это колодец Иакова, известно всем. Потому что он был святым человеком, и он понимал, что там, где есть вода, там будет жизнь, поэтому он подарил участок земли, своему сыну, на котором уже был колодец. Он не дарил просто участок земли, но постарался, чтобы на нём была жизнь. Он подарил Иосифу жизнь. И на этой земле, где уже был колодец, по воле Иосифа образовалось селение, а потом уже город.

Казалось бы, ну что такого, один человек выкопал колодец и всего-то? Но на самом деле это произвело потрясающее действие, там был создан город и Иисус пришёл в этот город. Это образ для нас, чтобы мы, воспитывая наших детей, наши семьи или общаясь в народе Божьем, не дарили пустые сухие участки земли. И не надо быть глупыми, чтобы принимать сухие участки земли, потому что там нет жизни.

У Иисуса была возможность прийти в город, основанный Иосифом на земле, которую подарил ему Иаков. Иосиф не построил бы ничего, если бы Иаков не выкопал колодец. Всё начинается с малого: выкопать колодец на каком-то участке земли. Там, где есть источник, там есть жизнь, где нет источника, нет ничего. Я бы очень хотел, чтобы Иисус видел в моей жизни, что я копаю эти колодцы. Потому что Господу угодны эти образы в нас.

У Иисуса не было бы возможности присесть у колодца, если бы Иаков не выкопал его. Иосиф основал там селение, которое переросло в город, и Иисус, проходя мимо, утомившись от дороги, присел у этого колодца. Это целая история.

Прочитаем далее, что повествует нам Иоанн: «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Иоан.4:7-10).

Иисус начинает говорить о некой живой воде, которую может дать Он. Тем самым Господь переводит этот разговор в духовную сферу. Когда ты общаешься с Иисусом в молитве, эта молитва выглядит так: «Дай мне пить». Но проходит немного времени, и ты сам того не замечая, переносишься в некие духовные глубины, которые начинают открываться тебе. В этот момент главное не сказать самому себе: «Как я стал умён», потому что иногда бывают такие ситуации, когда мы, размышляя над каким то местом Писания, получаем от Господа потрясающее откровение, и даже не думаем записать его, потому, что уверены, что сами до этого додумались.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

«Вода живая» — это то, что появляется внутри после того, общения с Иисусом. Иисус разговаривает с Самарянкой, и она склоняет этот разговор к какой-то усложнённой ситуации. Все мы очень похожи на неё, нам нужно всё усложнить, вывести из равновесия. «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Ну какая тебе разница, зачем тебе вдаваться в эти мелочи, тем самым всё усложнять? Тебя просто попросили дать воды, а ты в этом видишь какой-то подвох, появляются лукавые подозрения и т.п., вот человеческая натура, которую Иисус хочет менять посредством живой воды, которой Он обладает.

Откроем книгу пророка Исаии: «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Исайя 64:6).

Читая это, мы можем не понимать, что случилось с этими листьями. В нашем климатическом поясе листья блекнут только к зиме, а в Палестине это является очень актуальным. Там, чтобы трава была зелёной и не сохла, её нужно поливать минимум четыре раза в день, а если не так, то утром взошедшая, зелёненькая травка к вечеру превратится в сухую солому, то же самое происходит с листьями на деревьях. И только пальма растёт вечно зелёной. Из-за чего? Потому что её корни уходят так глубоко, что достигают грунтовых вод. Именно поэтому она вечно зелёная.

Вокруг сушь, все блекнут, а она живёт, зеленеет и листья её всегда сочны. Листья остальных деревьев сохнут от палящего солнца, потому что их корни растут вширь. Пальма не такова, она не высокомудрое растение, ей не нужна эта ширь.

Глядя на другие деревья, она говорит им: «Раскидывайтесь вширь, высокомудрствуйте, философствуйте, мне это не нужно». Она как апостол Павел «желает знать только Иисуса Христа, и то распятого». Это тот образ, который являет нам пальма.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1:1-6).

Иногда слишком часто мы ходим на совет нечестивых, потому что уверены, что это совет праведных. Так бывает из-за того, что мы совершенно не знаем Писания и нам не с чем сравнивать; мы не молимся — и в нас нет чувствования Духа, нас легко обмануть. Ещё так бывает, потому что нам слишком хочется верить в это.

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

С одной стороны, как мы прочитали из пророка Исаии: «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда». То есть наша праведность, человеческая — это и есть высокомудрие, философия, это корни, которые пускаются вширь. Результат всего этого — поблекшие листья. Такие люди не смиренны, рассуждают свысока, наши помыслы — как корни, разросшиеся вширь. И только пальма ни о чём не рассуждает, она просто ищет воду.

«О горнем помышляйте, а не о земном», — сказал апостол. О чём это? О том, что нужно искать воду, которую дает Иисус. Библия полна учением, которое учит нас просто искать воду. Апостол Павел тому ярчайший пример. Он был фарисеем из фарисеев, учился у ног самого Гамалиила, но всё это он почёл тщетою ради познания Христа, и притом распятого. Этого Иисуса он нам и проповедует, и юродством проповеди его мы спасаемся.

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод. Как мы узнаем, посажен человек при потоках вод Божьих или нет? — По листве, по зелени и сочности. Если человек не посажен при потоках вод, то такой человек ходит понурый, злобный. Вспомните историю Каина, который из зависти готов был убить своего брата. Бог, увидев Каина, спросил у него: «Отчего поникло лицо твоё?»

Заходя в свой сад, как ты узнаешь, какое из растений нуждается в твоей заботе, чтобы ты полил его? — По листьям. Если они вянут и если их не полить, то они засохнут, и ветер их унесёт. Если же листья здоровы, сочны, то никакой ветер не сорвёт их. Также и люди. Иисус сравнивает нас с деревьями, говоря, что каждое дерево судится по плодам.

Но тут нужно помнить: мы не совсем, деревья, ведь у деревьев нет выбора, а у нас есть. У нас есть выбор слушать проповедь с потухшим взглядом, думая о своём, или впитывать каждое слово и от этого все более возрастать духовно. У деревьев нет такого выбора, где его посадили, там оно и растёт.

Когда мы посажены при потоках вод, наша листва сочная, пышная, яркая, наша жизнь расцветает. Люди смотрят на нашу семью, детей, нашу жизнь и восхищаются. Соответственно и наоборот: смотришь на некоторые жизни и понимаешь, что они довольствуются лёгким дождичком, главное для них — чтобы корни росли вширь. Эти люди хотят дать своим детям только земное, совершенно не думая, что «всё, что в мире -это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

Но вспомните, что дети — это не только туловище, у них есть ещё дух и душа. Родителям важно помнить об этом, не относиться к детям как к животным, которым достаточно дать еды. Если мы к своим детям будем так относиться, то вырастим «животных». У детей есть дух, который нужно кормить, есть совесть, которую нужно воспитывать. Если не так, то «заржавевшую» совесть не смажешь никаким маслом.

И горе родителям, которые способствуют тому, чтобы совесть их детей была сожжена. Они вырастят себе животных, которые пожрут их самих. Беспечность глупцов погубит их!

Откроем книгу пророка Исаии: «Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды» (Ис.1:29,30).

Вспомним, что такое дубрава. Господь заповедал приносить жертвы на возвышенных местах. Там делались жертвенники, на них возлагалось жертвенное животное, и начиналось жертвоприношение. Это не очень приятная картина: животное нужно было выпотрошить, провести еще многие манипуляции, а потом сжечь. И всё это должны были наблюдать люди.

Это делалось для того, чтобы люди поняли, что за их грехи страдают жертвенные животные, весь «неэстетичный» процесс жертвоприношения должен был воспитать в людях отвращение к греху. Но вместо этого люди придумали следующее: вокруг этих жертвенников стали рассаживать дубравы, которые скрывали место жертвоприношения. Люди говорили: жертвы мы будем приносить, но это кровавое зрелище уже надоело. За эти дубравы Бог обличал Свой народ, говоря, что они заменили самое главное. Жертва должна напоминать людям, что они грешники.

Ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

Это печальное зрелище, когда огромный дуб — символ несгибаемости, твёрдости и мудрости — просто сохнет. Это перекликается с Плачем Иеремии, где говорится о потускневшем золоте. Когда золото перестаёт быть тем, чем оно должно быть, это всегда печально. Также и сад, в котором нет воды, это мёртвый сад.

Эти образы печалят нас, но есть источник, который может спасти нас. Прочитаем об этом в Евангелии от Иоанна: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:37,38).

Самое потрясающее, что этот источник всегда рядом, но к нему нужно идти и пить. С одной стороны, мы жаждем, но, с другой стороны, мы совершенно не хотим идти и не хватает смирения самим пить из Этого Источника. Мы, конечно, хотим, чтобы наша листва была зелёной, но молиться и Библию читать не хотим. Это делать нам лень, у меня времени на это нет. Сготовить борщ время есть, а помолиться нет. Легче завести хомяка или ещё какое-то животное, и ухаживать за ними, нежели молится и читать Библию.

Хотя это более тяжёлая работа, чем молиться. По этому на самом деле легче молится и читать Писание, нежели делать какую бы то ни било работу. Но почему-то люди охотнее делают тяжёлую работу, вместо того чтобы пить из Источника воды живой. Кто-то может ответить на этот вопрос, почему дети Божьи делают более трудоёмкие вещи с большей охотой, нежели элементарные вещи, которые являются водою живой?

Когда ты читаешь Библию и молишься, ты сажаешь себя при потоках вод. И сказано, что ты всё успеешь.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сначала Он говорит, чтобы мы шли и пили, а потом говорит о вере. Другими словами, о вере мы можем говорить тогда, когда мы посажены при потоках вод, не раньше. Глядя на людей веры, можно удивляться, как они живут в таком графике? Они мало спят, постятся, постоянно в служении, – как всё это возможно? Да просто они пьют из Источника воды живой.

Смотрите, что сказал Иисус Самарянке: «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан.4:13,14).

Это значит, что теперь ты можешь вставать и провозглашать: «Иди ко Мне и пей». Когда человек как дерево посажен при потоках вод, он приносит плод свой во время своё. И к нему могут подойти люди жаждущие, сорвать это яблоко и утолить эту жажду.

В третьей главе Евангелия от Иоанна сказано: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоан.3:5-7).

Говоря о рождении свыше, Иисус говорит о Духе и упоминает о воде. Это потрясающий образ. Мы не можем быть духовными людьми и рассуждать духовно, если не будем посажены при потоках вод. «Иди ко Мне и пей», – это тот принцип, в котором заключается посадка нас при потоках вод. Скажем это так: «Иди и молись, иди и читай Библию».

Епископ Олег Серов
Общероссийская газета «Живая вера» 

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий