Кризис или суд? (Сергей Киреев)

Религия

Жара… — как много в этом слове слилось этим летом для сердца не только русского, но и европейского и американского.  Наверное, не ошибусь, что именно это слово на разных языках по несколько раз в день слетает с уст жителей разных стран и континентов. Оно звучит на телевидении, по радио, в сети интернет, заставляет накручивать счетчики посещаемости сайтов с метеорологическими прогнозами.

Два месяца на улицах многих стран мира стоит аномальная 40-градусная жара. Люди изнывают от жары, гибнет урожай, умножаются лесные пожары, пожирающие на своем пути сотни гектаров леса, а вместе с ними дома, иногда и целые населенные пункты, многие города закутаны дымом горящих торфяников… Апокалиптично!? По словам специалистов такой погоды на Земле не наблюдалось уже несколько десятилетий.

Вообще, если посмотреть беспристрастно, планету, а вместе с ней всех ее жителей  в последние годы очень серьезно «штормит». Один кризис сменяет другой: финансовый, политический, продовольственный, экологический, климатический… С какими только видами кризисов человечество не столкнулось за последние годы. Складывается ощущение, что все сферы жизнедеятельности человека находятся в состоянии кризиса, на последнем издыхании, на грани скорого полного разрушения.

Что же такое кризис? Откуда он берется? Зачем приходит? И самое главное, как же его преодолеть? Это вопросы, которые стоят сегодня перед человеческим обществом, над решением которых безрезультатно бьются великие умы мира сего, но ответы на которые, судя по всему, лежат в плоскости о которой мы – современные люди, к нашему огромному сожалению, все реже хотим задумываться.

Так что же такое «кризис»?

С греческого языка слово krisis переводится, как суд. Именно это слово стоит в Библии в местах, где говорится о Божьем суде.

Раньше люди, если их постигало какое-то несчастье, употребляли вместо слова «кризис» слово «суд». Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение – «суд Божий!», начиналась война или эпидемия – «суд Божий!», землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – «суд Божий!». Поэтому, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, ее попустивший, и цель, ради которой беда была допущена. После подмены слова «суд» малопонятным словом «кризис», никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Вот и сменяет один кризис другой, потому что люди не могут извлечь уроков.

Посмотрим на некоторые места Священного Писания, говорящие нам о Божьем суде:

«Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих» (Пс.9:17),  «Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его» (Пс.104:7), «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1-Пет.4:17).

Замените в этих местах Писания слово «суд» на «кризис» и все встанет на свои места.

Познан был Господь по кризису, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих… Он Господь Бог наш: по всей земле кризис Его… Ибо время начаться кризису с дома Божия…

Читая библейские стихи в этом свете, становится понятно, что всякий происходящий кризис – это Божий суд для человечества за все грехи и злые поступки, который Господь допускает, чтобы люди вспомнили о Нем, познали Его, снова обратились к Нему. Бог имеет власть и силу, чтобы распространить кризис по всей земле, и Он же имеет силу, чтобы прекратить его после нашего покаяния.

Где начинается кризис?

Библия ясно и недвусмысленно дает нам ответ: «Ибо время начаться суду (кризису) с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1-Пет.4:17).

У нас у верующих есть иногда такая склонность, которую Библия называет «фарисейством», считать, что мы праведные и святые, а этот мир грешный и негодный. От части это и верно, но никогда не стоит забывать, что и мы – воцерковленные — тоже люди, которые согрешают, далеко не всегда живут по Божьей воле, и тоже нуждаются в покаянии. Более того, верующие имеют еще перед Богом ответственность, чтобы не только самим жить праведно, но нести эту праведность в мир, чтобы исполнилась молитва Иисуса: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Бог дал нам власть, Он же дал нам и ответственность, и когда мы не исполняем свою ответственность, нам приходится отвечать перед Богом.

Когда Божий пророк Иона сев на корабль плыл в Фарсис, желая убежать от исполнения воли Господа – спасти от грехов жителей Неневии, на море начался великий шторм в котором чуть-было не погиб не только пророк, но и все плывшие с ним.

Но даже если, как мы думаем, суд Божий не из-за нас, будет уместно всем верующим напомнить слова русского классика Ф.М. Достоевского: «Каждый из нас, несомненно, в ответе за всех и за вся на земле. Это сознание есть венец жизни каждого человека на земле…Путь спасения один – возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи. Это и в самом деле так, ибо как только ты себя  искренне  сделаешь ответственным за всех и вся, тотчас же увидишь, что так и есть  в самом деле и что ты и  являешься ответственным за всех и вся».

Огонь с неба

Так уж совпало, что самый разгар жары пришелся на дату, когда Церковь празднует день пророка Божьего Илии и во многих приходах звучат проповеди об этом пророке и засухе, посланной Богом на Израиль в его время. Я думаю, это тоже не случайно и Господь хочет нам что-то этим сказать.

Илия жил в трудное время для Израиля. Народ Божий отвернулся от Господа и погрузился в идолопоклонство, стал служить Ваалу – древнему языческому божеству изобилия и плодородия. Они оставили веру в Бога, заменив ее на стремление к обогащению и роскошной жизни. Как это напоминает сегодня наш мир и, к сожалению, многих христиан, погрузившихся в бизнес, оставивших личную духовную жизнь, призвание, церковное служение.

Израильтяне думали, что, начав поклоняться Ваалу, у них будет успех и процветание, но вместо этого Бог послал им засуху, продолжавшуюся три с половиной года, повлекшую за собой голод и нищету. Точно также в наше время Господь покарал надеющихся на богатство экономическим кризисом, показав всю зыбкость мировой финансовой системы.

Когда только финансовый кризис начался главы всех христианских конфессий сделали заявления, что это Божий суд за человеческую жадность, ставшую системой человеческой жизни. «Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто. Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными. Все, кто строит свою жизнь, основываясь на удаче, карьере, деньгах, должны учитывать это. Те, кто полагает, что реальность — это вещи, которые можно пощупать, вводят в заблуждение самих себя. Наш мир рухнет, если люди будут искать исключительно личную выгоду. Причиной экономического кризиса является человеческая жадность», — говорил Папа Бенедикт XVI. Но вняли ли люди голосу Божьих людей? Судя по  тому, что в мире ничего не изменилось – нет. Нашлись объяснения и математические выкладки, объясняющие, что это не Божий суд, а чистая экономика. Вот и вынужден Господь посылать природные катаклизмы: засуху — за упорство и нераскаянность наших сердец. Может быть хоть так на смену рациональным объяснениям кризиса придет осознание реальности Божьего суда и необходимости покаяния.

Из Библии мы знаем, что Илия смог обратить сердца людей к Господу, но это было настоящее сражение истины Божьей с человеческой гордостью и упорством. В присутствии всего народа Илия должен был принести жертву Богу, а лжепророки Ваалу. «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог», тому Богу Израиль будет поклоняться и служить.

С раннего утра до позднего вечера служители Ваала призывали имя своего бога, кололи себя ножами и копьями, но безрезультатно. Так и мы сегодня не обращаясь к Богу пытаемся решить проблемы по своему, не как хочет Господь, но как мы хотим, прилагаем кучу усилий, но тщетно.

А что сделал Илия? Он восстановил разрушенный жертвенник Божий. Пророк собрал разбросанные камни жертвенника в единое целое: молитва, изучение Библии, духовная литература, пост, посещение церкви, общение с верующими и др.  Не пора ли задуматься, где наши духовные камни и восстановить место своего поклонения Богу?

Затем Илия сказал народу, чтобы они принесли всю имеющуюся у них воду и вылили на жертвенник. Чем была вода для людей в период трехлетней засухи, когда нет дождей и высохли реки, догадаться не трудно. Это было все реальное, земное, осязаемое на что можно было возложить свое упование, чтобы продолжать жить. Но Илия лишил их этого, показав, что наше упование и надежда должны быть сокрыты лишь в Боге. Господь – источник всего доброго в нашей жизни: успеха, счастья, материального обеспечения и т.д.

Когда огонь Божий сошел на принесенную жертву и люди увидели силу Господа и тщетность человеческой гордости, Илия приказал убить всех пророков Ваала, показав символический пример, как нам следует относиться ко всему, что разрушает нашу веру и становится идолами в нашей жизни. В своей жизни мы имеем только то, что сами допустили. Пора произвести переоценку ценностей и удалить от себя все, что нас разрушает – это тоже часть покаяния. Невозможно приближаться к Богу и строить Ему жертвенник, оставляя идолов в сердце.

Только после этого израильская земля после трех с половиной лет засухи впервые увидела дождь. Мы должны понимать, что огонь с неба придет в любом случае: либо огонь уничтожающей засухи и Божьего суда, либо огонь Божьего благоволения, принимающий жертву нашего смирения и дающий затем влагу для жизни и спасения.

Рассуждая над Божьими судами, мне вспомнилось еще одно место Священного Писания о последних днях из книги Откровение: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр.16:8,9). Я не знаю, о сегодняшней ли жаре пишет Иоанн или будет когда-то еще жарче, но хочется, чтобы гордость наша человеческая все же сокрушилась, чтобы назвали мы кризисы судами Божьими, исправили пути свои, принесли плоды покаяния… Есть в Библии упоминания и еще об одном огне – вечном, адском, но хочется верить, что это не для нас.

Сергей Киреев,
Общероссийская газета «Живая вера» 

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий