Сергей Киреев: Памяти моего деда-фронтовика и миллионов спасителей мира

Общество

Я часто листаю страницы фронтового альбома моего деда Талышева Ивана Степановича. Смотря на эти пожелтевшие от времени фотографии, я как бы стараюсь перенестись в ту эпоху, почувствовать дух времени и характер людей тех лет.

Мой дедушка был призван в ряды вооруженных сил в 1942 году в возрасте 18 лет. После «учебки», получив звание младшего лейтенанта, отправился на фронт в должности командира танка Т-70.

Сложно представить, что в свои 19 лет в составе 2-го Прибалтийского фронта он уже активно участвовал в боях. Например, в Ленинградско-Новгородской стратегической операции, где войска фронта сковали 16-ю немецкую армию и не допустили переброски ее сил под Ленинград и Новгород. Сегодня вспоминая подвиг блокадников Ленинграда, я говорю спасибо и своему деду, который внес свою лепту в их освобождение.


Танк Т-70

Сложно представить, что чувствовал дед, когда в его легкий танк попал немецкий снаряд? Дед и его команда с тяжелыми ранениями все же выбрались из горящей машины. Что чувствует человек, когда смерть в одном шаге, а тебе еще нет и двадцати?

Эти люди были другой закалки. Смотря на фото, ты видишь перед собой минимум 30-летних. Наверное, ответственность и фронтовая закалка сходу прибавили им еще по 10-15 лет, добавив бонусом строгий серьезный взгляд.

С июля 1944 по май 1945 года дед (хотя тогда до статуса «дедушки» ему было еще далеко) воевал в составе 2-го Белорусского фронта под командованием маршала К.К. Рокоссовского. Теперь он коммандир СУ-76.

Вы спросите, что такое СУ-76? Откуда такая модель самолета, когда до сих пор летают на СУ-27? Все просто СУ — это не самолет «Сухой», а самоходная установка.


Самоходная установка СУ-76

На такой бронемашине дед участвовал в Белостокской операции (Белосток — самый крупный город на северо-востоке Польши).Затем 2-й Белорусский фронт освободил Западную Белоруссию, Польшу и Восточную Пруссию.

Войска фронта вышли на связь с английской армией на р. Эльба, участвовали в Берлинской стратегической операции, разгромили штеттинскую группировку противника, обеспечив с севера наступление ударной группировки 1-го Белорусского фронта на Берлин.

Дед очень мало рассказывал о войне, старался избегать этих разговоров. О его боевых заслугах мне больше рассказывали его односельчане.

Эта уникальная фотография сделана в где-то Польше в 1945 году. Дед участвовал в освобождении Варшавы от фашистких захватчиков.

Возможно, на этой фотографии запечатлен экипаж СУ-76, которым он командовал. На этом фото дедушка сидит на стуле. Думаю, что и однополчане его уважали.

Кстати, не пытайтесь расшифровать надпись… Она на немецком. Это не потому, что дед знал этот язык и любил его, а потому что альбом трофейный. Принадлежал ранее какому-то немцу, который и оставил эти надписи.

В альбоме есть фотография, на обороте которой написано: «Правильному другу по службе и войне и в дальнейшей жизни от Владимира Денисенко. 9 сентября 1945 г., Восточная Пруссия».

Что сказал бы лейтенант Денисенко — фронтовой друг моего деда, видя происходящее сегодня между братскими народами России и Украины? Что сказали бы они оба, слыша заявления сегодняшних властей Польши, которую они освобождали?

Но мне, как и многим миллионам россиян, глубоко все равно до того, что говорят сегодня власти некоторых стран. Мы знаем подвиг наших дедов и прадедов, мы помним его! И чем больше людей в угоду своим «хозяевам» хотят его нивелировать, тем сильнее мы будем его чтить!

Сергей Киреевглавный редактор afmedia.ru, полномочный представитель начальствующего епископа РОСХВЕ в Пензенской области, пастор церкви «Преображение» в Пензе

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий