Евангелие от Apple

Религия

Вас начинает лихорадить при мысли о новом продукте Apple? Ваши руки становятся влажными? Согласно последним исследованиям американских ученых, Apple стимулирует те же участки головного мозга, что и религиозные учения. Об этом наглядно рассказано в новом документальном фильме BBC «Секреты Супер Брендов». Ведь когда рассказываешь фанату о новом продукте Apple, уровень эндорфина в крови зашкаливает, так что же такое Apple на самом деле – бренд или религия?

Идея написать статью о «яблочной зависимости» была у меня давно. Почему? Потому что для меня всегда было странным, когда взрослые люди, верующие, а иногда даже пасторы и священники проявляют невообразимый энтузиазм, схожий с экстазом, обсуждая свои i-phone и i-pad. Когда в христианских сообществах в социальных сетях или скайпе, эта тема находит больший отклик, чем гонения на церковь, общественно-политическая жизнь или новости церковных приходов. Когда если ты говоришь, что у тебя планшет не c яблоком, то в ответ получаешь, как минимум непонимание…

Он пришел

Вчера в программах новостяей нескольких телеканалов прошли репортажи с презентацию нового i-phone 5. Уже не совсем ясно, почему столько телеканалов придали этому событию столь великое значение, раньше эти события освещались в специальных программах о новых технологиях, но да ладно. Но больше всего меня удивила реакция «фанатов», которые в безбедной Америке выстроились за сутки в огромные очереди, чтобы первыми получить новый гаджет. Люди приезжали из разных штатов, стояли под дождем и спали на улице… Нечто подобное наблюдалось, когда в Москву привезли пояс Богородицы.

      

Решив разузнать об этом феномене больше, для начала я обратился к всезнающему Яндексу. Просто задав в поисковике «религия Apple»,  я обнаружил, что огромное количество людей уже давно считают, что Стив Джобс создал новую религию. Чему, кстати, есть и научные подтверждения. Но обо все по-порядку.

В своей книге «Buyology» мировой гуру маркетинга Мартин Линдстром, сравнивая Apple с новой религией, рассказывает, что истерическое поклонение яблочной продукции началось еще в 1990-е.

«Никогда не забуду конференцию Apple Macromedia, на которой я побывал в середине 1990-х годов. Я сидел в переполненном конференц-зале в Лас-Вегасе среди десяти тысяч преданных фанатов этого бренда; на сцену медленно в своем неизменном черном свитере вышел основатель и генеральный директор компании Стив Джобс и объявил, что Apple собирается остановить производство карманных компьютеров Newton, потому что они якобы устарели. После этого заявления Джобс, чтобы доказать серьезность своих намерений, театрально выбросил компьютер в ближайший мусорный ящик. Newton прекратил свое существование. Его история закончилась.

Сидевший рядом со мной мужчина достал свой Newton, в отчаянии бросил его на пол и стал неистово топтать. Пожилой мужчина, сидевший по другую сторону от меня, готов был заплакать. Весь центр Moscone погрузился в хаос, это было настоящее религиозное действо, словно Джобс объявил, что второго пришествия не будет. Спустя много лет, оказавшись в центре Apple на Манхэттене, я испытывал благоговение, глядя на огромный свисающий с потолка логотип компании, сверкающий в лучах солнца, словно Вифлеемская звезда. Как и тогда на конференции, ко мне внезапно пришло осознание, что Apple — не просто торговая марка, это религия!» — пишет Линдстром.

Почему Apple – это религия?

Так на каком основании мы можем говорить, что Apple – это религия? Я приведу несколько характерных черт присущих любой религии.

1.Священные Писания

Самое главное, что присуще любой религии – это наличие Священных книг. Новый Завет, Тора, Коран — каждая религия основывается на историческом опыте, который закреплен в священных книгах, состоящих из сотен полных драматизма или повествующих о чудесах сказаний. Еще при жизни Стива Джобса была написана его биография с удивительным названием «Второе пришествие Стива Джобса». А биографическая книга вышедшая после смерти стала поистине мировым бестселлером.

2.Святые и герои веры

В каждой религии есть свои герои веры, на которых должны равняться ее приверженцы. В Apple, как мы уже поняли, главным «святым» является ее основатель. От слов приверженцев «Яблока» и рекламы компании можно неоднократно услышать, что как Христос стал основателем новой эры человечества, так и Стив Джобс дал начало новой цифровой эпохе. Вообще олицетворение Джобса и его творений с Христом уже стало привычным в рекламе компании, называющей своего Джобса Мессией.

А сколько людей повесило у себя дома портреты Джобса, после его смерти? Лично я, удивляюсь, почему у этих людей в домах нет портрета Билла Гейтса, сделавшего компьютер компактным и доступным любой кухарке (наверняка знакомство каждого яблочника в нашей стране началось с творений Гейтса), или Александра Белла – изобретателя телефона (большинство из нас даже не знает его имя), или академика Королева, открывшего дорогу в космос, без которого космические технологии вообще были бы невозможными.

3.Религия – это борьба

В каждой религии присутствует «борьба»: борьба с ветхой природой человека, борьба Бога и сатаны, религиозные войны. Крупнейшие религии постоянно соперничают между собой за зоны влияния. Наличие противников по религии не только подталкивает людей к тому, чтобы они еще более рьяно демонстрировали свою веру, но и способствует сплочению приверженцев одной веры. У Apple на протяжении всего времени существования бренда всегда были эпические враги, сначала IBM, затем Microsoft. «Яблоко» не просто выпускает качественные товары, оно борется с «врагами». Пиар на протаскивании других брендов всегда был отличительной чертой компании.

4.Сакральная символика

В 1977 году дизайнер Роб Янофф создал логотип Apple в его нынешнем виде, представляющий собой очертания надкушенного яблока. Даже неискушенный духовными знаниями человек увидит в этом образ запретного плода с древа познания, попробовать который Адама и Еву соблазнил дьявол в образе змея.

5.Визуальные образы

В каждой религии есть свои визуальные образы, которые позволяют отличить ее от других, даже в Исламе, который готов головы рубить за любые изображения есть полумесяцы и арабская вязь с именем их божества. В христианстве есть крест, распятие, голубь, ангел, терновый венец. Также каждая иконка Apple, начиная с логотипа компании, изображения корзины для удаленных документов и заканчивая смайликом приветствия, вызывает ассоциацию с компанией даже тогда, когда она предстает перед нами вырванной из контекста. Вам известно, что компании Apple принадлежит около трехсот таких иконок?

6.Последователи – распространители и защитники религии

Компания Apple рассылает своих «проповедников» в массы, как это во все времена делала церковь. В декабре 1979 года Стив Джобс увидел у компании Xerox первый в истории компьютер Xerox Alto, использующий операционную систему с графическим пользовательским интерфейсом и привычными сегодня окнами запущенных программ.

Пять лет спустя Джобс представил первый персональный ПК от Apple линейки Macintosh. Однако он продавался совсем не так хорошо, как планировалось, и тогда родилась идея провозгласить пользователей Apple евангелистами («Евангелие», как известно, в переводе означает «благая весть»). Появились восторженно-убежденные продавцы и покупатели, которые должны были сообщить людям о счастье и эйфории, приносимых компьютерами Apple своим владельцам. Самый успешный и знаменитый «евангелист» — маркетолог компании Apple Гай Кавасаки — вынес эту идею в заголовок своей книги «Selling the Dream», которая рассказывает об искусстве сделать из клиента миссионера.

«Заступничество» приверженцев Apple за своего «идола» иногда выходило за рамки. «Мы являемся почетными борцами за Apple», — провозгласил в 1997 бывший сержант ВМФ США Джесси Браун, который собрал вокруг себя группу под названием Mac Marines из почти 1800 последователей. В то время журналисты и представители крупных компаний, утратившие свою благосклонность к Apple и планировавшие заменить свои Macinstosh на IBM PC, получали от Mac Marines тысячи электронных писем с требованиями отнестись к Apple с большим уважением. Эту группу по-праву можно назвать апологетами (защитниками веры) от макинтоша.

А что говорит наука?

Но самое главное сходство Apple и религии нам предоставили ученые. В недавно экранизированном документальном фильме BBC британские неврологи поделились догадками, что яблочные продукты стимулируют мозг приверженцев Apple точно так же, как и религиозные образы стимулируют мозг верующих людей.

Чтобы проверить это утверждение, неврологи обследовали автора блога World of Apple  Алекса Брукса. Который, как он сам говорит, думает об Apple 24 часа в сутки 7 дней в неделе. Они изучили  реакцию могза Брукса на изображения электронных устройств разных компаний, в том числе, конечно же,  и Apple. Выяснилось, что реакция «і-маньяка» Алекса Брукса на яблочную продукцию соответствовала записанной раннее реакции верующих на религиозные образы.

Кроме этого в лаборатории доктора Калверт подобным образом исследовали еще 65 человек. Сканирование мозга волонтеров продолжалось в течение нескольких дней. Им показывали различные бренды, спортивную атрибутику и религиозную символику, в то время как ученые просматривали их мозг на томографе. В завершении исследования доктор Калверт сделала заключение:  «Реакция мозга участников эксперимента на бренды и религиозные символы была не просто похожей, но одинаковой». Бренды стимулируют те же участки головного мозга, которые «отвечают» за религиозность, при этом влияние продуктов Apple было наиболее сильным.

      

Jesusphone – брендинг на грани богохульства

Для меня было большим удивлением и даже повергло в культурный шок, что уже пару лет i-phone среди яблочных сектантов зовется не иначе, как Jesusphone. Вот она подмена ценностей!? Телефон вместо Бога, гаджет с именем того, кто сотворил небо и землю. «Евангелисты» Apple проповедуют своего «Иисуса».

На мой может быть субъективный взгляд подобное сравнение является ничем иным, как богохульством. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7). Не берусь судить, но может быть поэтому Джобс так много в своей жизни страдал от болезней…

Не люблю сравнения христианства с исламом, но представьте на минуту, что если бы i-phone назвали бы «Аллахфон»… За оскорбление ислама за головы Джобса и Кука давно бы выставили цену, объявили бойкот всей продукции компании и покрушили бы несколько десятков «яблочных магазинов».

Кто автор твоего Евангелия?

Я не буду призывать вас сжечь свой i-pad или идти срывать рекламу i-phone 5 в ближайшем магазине. Даже не буду призывать отказаться от «яблочной продукции» в вашем доме, хотя моя позиция в этом вопросе более радикальна.

Как говорил апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Проверь, не является ли твое использование продукцией Apple уже нечто большим, чем просто пользованием. Если ты «проповедуешь» яблоки больше чем Христа или примерно столько же, если новый гаджет для тебя интереснее молитвы, если ты готов отдавать любые деньги за каждый новый продукт, но не способен к милостыне и пожертвованиям в церкви, не  покупаешь себе духовную литературу для своего роста – ты уже на опасном пути. Я уверен, что Бог никого не отправляет в ад за бренды, но за отступление от Христа, за посвящение чему-то другому вместо Бога, за идолопоклонство (не важно это Apple или что-то другое) Бог ревнует.

«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27), — говорил Христос, — равно и гаджеты для человека, а не человек для гаджетов. Пусть гаджеты помогают нам нести Евангелие, а не мы станем их евангелистами.

Сергей Киреев

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий