О том, был ли Пушкин христианином, среди исследователей есть разные мнения. Важно различать ранний и поздний периоды творчества поэта. Ведь как любому человеку ему было свойственно и заблуждаться, и менять своё мнение, и развиваться.

Больше всего Пушкину ставят в вину злополучную «Гаврилиаду». Она относилась к раннему этапу его творчества и была написана, когда автору едва исполнилось 18 лет. В молодости Пушкин скептически смотрел на религию, что проявлялось в его произведениях. В поздние же годы он сожалел, что написал «Гаврилиаду», называл её «шалостью, столь же постыдной, как и преступной». Поэт не любил вспоминать эту поэму, считая её гадкой. Он даже нарёк своим другом человека, сжёгшего её. Того же, кто восхищался ею, объявил своим врагом.

Евангельская добродетель заключается не в безгрешности, ведь таких людей не существует, а в умении признавать свои ошибки и каяться. Читая поздние стихи Пушкина, посвящённые молитве и христианскому пути, мы замечаем новый взгляд поэта на веру и Бога. Важно помнить наставление из книги Екклесиаста: показателем любого дела является не начало, а конец!

«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания, — утверждал поэт в зрелые годы, — в нём находишь всю человеческую жизнь… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения… Библия — всемирна».

Но, даже если предположить, что Пушкин не стал настоящим верующим, нужно отличать дар, которым наделён человек, от его жизни. Апостол пишет, что служителю церкви важно, «проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Из этих слов следует два вывода.

Во-первых, можно нести другим благословение, самому же этого благословения лишиться. Вот почему у некоторых знаменитых проповедников, чьё служение духовно обогатило многих, конец жизни был печален. Если такое происходит даже со священнослужителями, что говорить о людях искусства? Каким бы ярким ни был наш талант и скольких бы людей он ни благословил, наше вечное будущее зависит не от этого, а от того, насколько наша жизнь соответствовала Писанию.

А во-вторых, даже если жизнь человека недостойна, Господь способен действовать через его дар. Поэтому давайте оставим суд Богу, только Он видел сердце поэта, сами же будем получать благословение через тот гений, которым он был наделён.

Апостол Иаков пишет, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Дары никогда не приходят от дьявола, их посылает Господь! И посылает Он их, чтобы через них даровать благословение многим! Когда верующие отвергают таланты, которыми Создатель наделил людей искусства, они сами лишают себя благословений. Отказ от мировой культуры и ограничивание себя рамками сугубо религиозного творчества обкрадывает верующих.

Епископ Виктор Судаков

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here