В кинопрокате стартует новый фильм Мела Гибсона «По соображениям совести».
Военная драма, которую снял оскароносный Мел Гибсон, расскажет о том, что вера человека больше, чем любое оружие. Фильм «Hacksaw Ridge» основан на реальных событиях и рассказывает о военнослужащем США, который единственный во время Второй мировой войны находился на линии фронта без какого-либо оружия. Его оружием была его вера. Адвентист седьмого дня Десмонд Досс из-за своих религиозных убеждений отказался брать в руки оружие и служил медиком. Он стал первым «отказником совести», награжденным Медалью Почета — высшей военной наградой США, которая дается за выдающиеся храбрость и отвагу.
Предлагаем Вашему вниманию русскоязычный трейлер фильма «По соображениям совести», а также обзор картины от Игоря Игрицкого — кинокритика портала Лента.ру.
Посмотреть фильм «По соображениям совести» Вы можете на сайте: https://kinoguru.be/
Мел Гибсон мало что изменил в биографии протагониста. Доброволец Десмонд поначалу был простым рядовым, но из-за отказа участвовать в стрельбах сначала попал под суд, а затем в результате разбирательств, с привлечением главнокомандующего и поправок к Конституции, был определен в медицинский корпус.
Санитар Досс эвакуировал раненых с линии огня и во время битвы на высоте Hacksaw Ridge спас 75 человек, получив несколько серьезных ранений. В конце ленты публику ждет несколько документальных кадров с реальным героем, дожившим до 2006 года.
Невероятный казус реальной истории в том, что будучи адвентистом седьмого дня и радикальным пацифистом, Десмонт Досс начисто отказывался прикасаться к любому оружию и убивать людей. Первые 75 минут фильма Гибсон в пасторальной манере рассказывает, как еще мальчишкой, после драки, где он случайно чуть не покалечил брата, Десмонд подолгу заглядывался на плакат с перечнем десяти заповедей. Вскоре история на картинке подступила ближе: в пылу ссоры отец, ветеран и алкоголик, выхватил пистолет и хотел выстрелить в мать, после чего юноша поклялся, что больше никогда не прикоснется к оружию. Он встречает первую любовь, она — санитарка в местной больнице, но после помолвки начинается война, и Десмонд уходит добровольцем в армию. Его невеста дарит ему на прощание маленькую Библию.
Вторые полчаса Гибсон почти буквально цитирует все классические военные драмы про новичков — от «Цельнометаллического жилета» до «Взвода»: парень, отказывающийся убивать, встречает сопротивление и насмешки сослуживцев. «Я не могу себе представить Христа с оружием в руках. Я верю, что если бы Он оказался на войне, то спасал бы жизни, а не губил», — в какой-то момент кажется, что пафос первой части картины переполнит чашу зрительского терпения, но стоит учесть, что Гибсон следует реальной биографии своего героя. Именно такова была мотивация религиозного пацифиста, решившего спасать жизни на войне. Тут стоит отметить, что католик-фундаменталист Гибсон всячески старается избежать религиозного подтекста этого поступка Досса. Поскольку Библию ему вручает возлюбленная, чья религиозность никак не акцентируется, можно подумать, что именно из любви к жене Десмонд ведет себя как сумасшедший, добровольно идя под трибунал за отказ стрелять даже по мишеням.
Собственно, в психической неполноценности парня поначалу и заподозрили. Между тем понятно, что в данной протестантской деноминации, каковой является Церковь адвентистов седьмого дня, просто-напросто запрещено прикасаться к оружию, а почитание именно субботы (не воскресенья) — один из отличительных признаков этой конфессии, поэтому по субботам рядовой Десмонт вообще не служит. В фильме все эти религиозные подробности опущены, что у чуть более искушенного в истории зрителя может вызвать недоумение: почему Гибсон отдает предпочтение романтической линии, в ущерб исторической достоверности? Мотивировка безоружного солдата была сугубо религиозной, а не какой-либо иной. Но таковы законы жанра, к которому медленно, но верно подготавливает публику режиссер, — батальная драма.
Прошел час с небольшим экранного времени, Десмонд выиграл военный суд, ему разрешили служить, он безоружный медик на передовой. Дождались. Возникает картина апокалипсиса. После ожесточенных боев на Гуаме 77-я дивизия высаживается для штурма 120-метровой отвесной скалы, рассекавшей остров Окинава. Японцы окопались и укрепились по всему острову. Американцы карабкаются вверх, чтобы преодолеть последний 15-метровый отрезок пути. В ход идут морские грузовые сети. Добравшись до вершины, рота подвергается шквальному вражескому огню. Наконец режиссер отбрасывает всяческую романтику и со всей удалью, на которую только способен Безумный Макс, демонстрирует, что такое рукопашный бой стенка на стенку.
На протяжении часа зритель ни на секунду не может оторваться от экрана: в каждом пикселе — гигантская работа по воссозданию реального сражения, рассмотренного в мельчайших деталях. Кровь вперемешку с грязью стекает ручьями, внутренности, конечности и головы разлетаются по экрану, как мыльные пузыри, выстрелы рвут на части плоть, окруженную красным облаком и слизью — в общем, Ангел Смерти встает во весь рост и уже ничем, кроме фантазии художников, декораторов и гримеров не ограничивается. Гибсону не стоило бы браться за подобный сюжет — слишком их много было в истории кино, если бы он не хотел довести визуальную сторону сражения до совершенства. И вот что интересно — мы сто раз видели эти схватки боевые, но почему-то именно Гибсону удается сделать кинематографически привлекательными подобные страсти, не эстетствуя и не упиваясь ими. Эта своеобразная гиперреалистичная манера сложилась у мастера еще в период «Страстей Христовых», не претерпела особых изменений в «Апокалипсисе» и достигла особого размаха в последнем фильме.
Можно как угодно относиться к патриотическому и религиозному пафосу Hacksaw Ridge, но каждый раз приходится удивляться умению автора создать нечто своеобразное, эстетизируя насилие, однако не упиваясь им. Единственный вопрос, который остается после увиденного — как этот фильм можно показывать в Японии?
Игорь Игрицкий
- Мел Гибсон снимет продолжение фильма «Страсти Христовы»
- Мел Гибсон: Дарите врагам мороженое (Правила жизни)