14 марта 2014 г., Живая Вера Медиа
 
30 марта 2014 года студия «Угол» (Сакраменто, США) готовит премьеру второго документального фильма «Богоискание – славянских народов». По этому случаю Елена Осипова взяла интервью у автора проекта, Александра Шевченко.
 
– Фильм о протестантском направлении или о поисках человеком Бога?
 
– Поиск Бога заложен Им от начала. Творение не может найти себя за пределами Творца. Апостол Павел писал, что Бог назначил всем людям времена и пределы их обитания, чтобы они искали Бога. Не ощутят ли Его, не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.
 
Когда мы говорим о протестантах и о протестантизме, то мы скорее говорим о христианской истории, которая, в основном, объяснялась и преподавалась на православный лад. Фильмов много об этом, учебников, статей, журналов и всего прочего. Это говорит о том, что те же самые события, о которых мы говорим в нашем фильме, объяснялись по-другому, а значит, о каких-то моментах умалчивалось, перекручивались факты и т.д.
 
Взять, к примеру, события, произошедшие в Украине месяц назад. Их объясняют по-разному на востоке и на западе. А что говорить об исторических событиях, которые произошли сто или тысячу лет назад? Мы поставили за цель поднять все общие исторические пласты, события в истории, но посмотреть на них с нашей перспективы. На зарождение Евангельских христиан-протестантов, которых тогда считали сектантами и еретиками.
 
 
– Можно ли сказать, что для вас этот фильм не просто интересный творческий проект, рассказывающий широкой аудитории об исторических фактах с другой перспективы, а нечто большее, призванное повлиять на чье-то мнение, выбор или решение в жизни?
 
– Нет, это намного больше! Творчество – это самое последнее, что меня сейчас интересует. Я ставил конкретные цели повлиять на общественное мнение, на светского человека, прежде всего, а не на христианина. Это фильм о христианах, но не для христиан, а для светского зрителя. Нам важно, чтобы светский человек посмотрел и переосмыслил известные исторические события.
 
– Премьера пройдет в церкви «Дом Хлеба». А как вы планируете показать этот фильм светскому человеку?
 
– Прежде всего, должны быть определенные личности, участвующие в фильме в качестве экспертов. Если в этом фильме буду говорить я или наши епископы, то для светского зрителя эти люди неизвестны и не являются авторитетами.
 
Но, если в этом фильме говорят патриарх Украинской Православной церкви КП Филарет, Алексей Осипов, профессор Московской Духовной академии и известные религиоведы, историки, журналисты, которых все знают на постсоветском пространстве, то это располагает светского человека прислушаться к их мнению.
 
Второе – интернет, социальные сети. Наш первый фильм разместили на своих страницах более ста светских интернет-порталов, телесайтов с видеоархивами в разделах документалистики и образовательного видео. Фильм был показан на 6 светских каналах (Центральный Канал в Киеве, областные каналы в Херсонской, Одесской и других областях, региональные каналы в России). 
 
А также мы распространили несколько тысяч дисков через евангелизационные проекты.
 
 
– Когда началась работа над фильмом, было сразу понятно, что он будет многосерийным?
 
– Да, мы сразу знали, что он будет освещать много исторических пластов, разных эпох, поэтому шли издали, начиная от Крещения Руси, и выискивали красную нить богоискания.
 
Церковь тучнела и теряла Бога, и всегда в ее среде находились монахи, священники, которые говорили, что здесь нет Бога, уходили в леса, строили себе кельи и опять искали Бога. И народ тянулся, потому что там был Бог. Так опять возрастали мощные стены монастырей, появлялись дарители и богоискание продолжалось.
 
Творчество – это всегда выражение личности. У двух частей фильма разные режиссеры: Тамара Ниничук работала над 1-й серией, а Удо Соколовский режиссер 2-й. Так сложилось или это целенаправленное решение, чтобы у каждой части была своя индивидуальность?
 
Это не целенаправленное решение, хотя я всегда оставляю двери открытыми, приходят новые люди в команду, дают дельные советы, работают на идею.
Удо оказался тем человеком, с которым мы недавно знакомы, но удивительно, когда я ему предложил такую роль, он не бросился на мое предложение, а сказал: «Дай мне время помолиться, хотя я очень люблю историю и имею опыт работы в качестве режиссера, но я хочу знать, что Бог располагает мое сердце к этому проекту». Мне это очень понравилось.
 
 
– Название 2-го фильма «Москва – Третий Рим» имеет отношение к теории, где первые две империи пали, третий Рим – Москва – стоит, а четвертому не бывать?
 
– Да, название имеет прямое отношение к этому историческому срезу, потому что в такой категоричной форме ни Римская, ни Константинопольская цивилизация не заявляли, что «четвертому не бывать», как это заявила Москва. Рим первый потерял свою силу, влияние и пал, а второй Рим – Константинополь – тоже пал под натиском ислама. Христианство очень развилось на русских землях, и потому эта идея, я бы сказал, полюбилась эгоцентричной натуре русского человека. Официальная церковь, считая себя представительницей Бога на земле, считала любое инакомыслие ересью. Этим объясняется такая агрессия к инакомыслящим, которой не было ни в Константинополе, ни в Риме, ни в любой другой точке земного шара.
 
А кто были инакомыслящие? Самые обычные люди, довольно часто образованные. Порой это были представители той же официальной церкви, которые просто говорили, что в Писании не сказано о поклонении иконам, и не нужно собирать сокровища на земле. За инакомыслие людям привязывали камень к ногам, зачитывали отрывок из Евангелия, где говорится о том, что всякого, кто соблазнит одного из малых сих должно утопить и… топили.
 
– Вы сказали, что фильм ориентирован на светского зрителя, но в церквях тоже могут быть люди, не знающие своих корней?
 
– Конечно, такая просветительская работа нужна и в учебных заведениях, и на молодежных собраниях, и просто в качестве размышления! Но первичная задача – это хороший повод заговорить со светскими людьми.
 
– Запланировано ли обсуждение фильма со зрителями после премьеры?
 
– Поскольку сейчас самое большое общение происходит через социальные сети, у нас приблизительно около 80 000 подписчиков, которые по-настоящему заинтересованы и следят за тем, что мы делаем. Еще через интервью, радиопрограммы или прямые эфиры люди получают информацию о нашей деятельности. Узнать мнение зрителя можно многими путями, например, выставить опрос в Вконтакте, Фэйсбуке, Твиттере, где люди отвечают массово.
 
– Что было самым сложным и самым радостным в работе над фильмом?
 
– Самое сложное – это объективность, я боялся предвзятости и субъективности. Поэтому я в совести своей считал и считаю не только по отношению к себе, а к любому историку и религиоведу, главное – оставаться не предвзятым. Если были позитивные моменты, события в деятельности православной церкви, то конкретно об этом говорить. Если были отрицательные моменты у баптистов, пятидесятников, харизматов, также не скрывать.
 
Хотелось бы, чтобы люди, просматривая фильм, могли сказать, что это был широкий и мужественный взгляд на историю церкви. Перефразируя слова Александра Меня: «История христианства – это далеко не всегда история Христовой церкви». Сложно среди всеобщего нагромождения событий и фактов отыскать именно Божью работу.
 
– А что же было самым радостным в работе?
 
– Я бы отметил работу нашей команды. Мы еще не шли таким путем, особенно касательно инсценировки, кадрового видеоряда, когда инсценировались исторические отрезки, и у нас не было ни актеров, ни костюмов, ни навыка профессионального, ни декораций. Я отмечаю это, как самое радостное, как колоссальный прогресс и прорыв в нашей творческой работе! Сознаюсь пред всеми, что я, можно сказать, не верил, что это могут сделать наши люди. Ни опыта, ни людей, ни финансов у нас не было, а сегодня все это есть! Искренне благодарен каждому участнику нашего общего проекта!
 
 
– Можно сказать, что это благословение Божие?
 
Да, уверен! В нашей команде был потенциал, но до тех пор, пока Бог не дал нам конкретные задачи, он не был высвобожден. Это показывает, что у нас всегда есть ресурсы, когда мы делаем дело Божье. Они заложены внутри нас.
 
– Работа над 2-м фильмом почти завершена. Можно сказать, что цели достигнуты?
 
Премьера 30 марта! Это событие будет транслироваться на сайте pema.tv/live или bogoiskanie.org Oсталось все собрать в единую картину. Я думаю, что если Бог благословит нас, и мы завершим задуманное, то этот фильм «Москва – Третий Рим» превзойдет лично мои ожидания, хотя я очень требовательный человек.
 
– На съемки фильмов тратятся колоссальные средства. Считаете ли вы, что в данном случае цель оправдывает затраты? У вас есть финансовые спонсоры?
 
Да, данный проект поддерживают финансовые спонсоры, которые, как и мы, верят в важность и необходимость этого дела. Вся работа над фильмом ведется исключительно на пожертвования обычных людей из Украины, России, Белоруссии, Прибалтики, Австралии, Европы, Америки, Канады.
 
– О чем будет следующая серия фильма?
 
Центральной темой следующей серии будет великий православный раскол, который произошел в православной церкви на почве так называемых стяжателей. Иосиф Волоцкий предложил сжигать еретиков, сказавших, что христиане не могут быть богачами, владеть землями, монастырями и заставлять людей платить дань и оброк. Эту мысль выразил Нил Сорский. Наша задача выискивать Божью работу, как Бог вел свой народ и делал Свою работу через все века и народы, в нашем случае – через славянский народ.
 
– Есть вопрос, на который вы хотели бы ответить?
 
Наверное, вопрос о том, хватит ли сил все завершить. По моим предположениям, это еще займет минимум 5-7 лет. Чем ближе мы продвигаемся к нашим дням, тем больше у нас есть материала: фотографии, видеоматериалы, которые мы выкупаем из советских архивов, много исторических моментов черно-белого кино, связанных с Лениным, революцией.
Остается молить Бога, чтобы хватило и финансовых, и кадровых сил. У меня есть целый список людей, которых я очень хотел бы видеть в этом фильме. Изумительные историки-современники, такие как Эдвард Радзинский, которого читает весь мир. Если такие люди будут участвовать, то мы заставим широкую общественность смотреть этот фильм.
 
Подготовила: Елена Осипова
Редакция: Алина Платонова
Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here