Когда встал вопрос о праздновании Рождества, лидеры протестантской Реформации 16 века разделились во мнениях. Одни видели в этом празднике “bah humbug” («Фи! Какая глупость!»). Другие – “радость миру”.

В то время как Лютер любил праздновать Рождество с застольем и особыми церковными богослужениями, так называемое реформированное крыло Реформации, лидерами которого были Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, выступили против рождественских торжеств, аргументируя свою позицию тем, что верующие должны поклоняться Богу только так, как это ясно указано в Писании. Поэтому они не одобряли декабрьских праздников в память рождения Христа.

Пуритане в Англии и Новой Англии – как наследники Реформаторского крыла – были непреклонны в своем неприятии рождественских праздников. По словам церковного историка Майкла Хейкина, английский пуританин Уильям Принн (1600-1669) убеждал, что “все благочестивые христиане” должны “питать неизменное отвращение” к рождественским празднованиям. В Новой Англии за празднование Рождества могли оштрафовать.

Хотя среди современных христиан такое отношение к Рождеству – большая редкость, Энди Дэвис – пастор Первой баптистской церкви города Дарем (Северная Каролина) – считает, что мы можем извлечь полезное из обеих сторон “рождественских дебатов” прошлого. Он защищает “умеренную позицию”, которая признает празднование Рождества с его столами и подарками как дар Господа, но учитывает, что мирское восприятие Рождества как время веселья и покупок может увести далеко от понимания главной сути этого праздника: воплощение Бога.

“Принимайте благословения Рождества – и поднимайте очи вверх, к Даятелю, – говорит Дэвис. – Радость, которую мы испытываем, смотря на рождественские огни, и ощущение счастья – все это дар, приходящий от Бога. Но в конечном итоге Бог дал нам намного больше, чем все это. Он дал нам Своего Сына. И Он является источником всякого доброго даяния”….

Майкл Хейкин – профессор церковной истории и библейской духовности в Южной Баптистской Теологической семинарии – считает, что разные взгляды реформаторов на Рождество можно объяснить различием в понимании поклонения.

Лютер придерживался “нормативного принципа” в отношении поклонения: можно все, что не запрещено Писанием. Цвингли же и Кальвин придерживались “регулятивного принципа”: можно только то, что позволено Писанием.

Таким образом, Лютер сохранил римско-католические традиции Адвента и Рождества и, возможно, был одним из первых, кто наряжал свечами рождественскую елку. “Это был праздник, который он (Лютер) любил отмечать”, – убежден Хейкин.

Первые семь проповедей в книге “Полный сборник проповедей Мартина Лютера” (изданной Джоном Николасом Ленкером) посвящены как раз периоду рождественских праздников.

В отличие от Лютера, Цвингли и Кальвин видели в Рождестве “ряд проблем” – считает Хейкин. Профессор отмечает, что хотя все реформаторы славили Бога за воплощение, они отличались в вопросе “уместности” официального празднования Рождества 25 декабря.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here