Роман Лункин: У Церкви есть сила и влияние (+видео)

Религия

Уже много лет редакция газеты «Живая вера» дружит и тесно сотрудничает с Романом Лункиным – известным специалистом в области религии и права в нашей стране.

Недавно он совместно с известным юристом Инной Загребиной создал новую организацию по защите прав верующих – Гильдию экспертов по религии и праву. Мы решили задать Роману несколько вопросов о новой структуре, проблемах, с которыми сталкиваются церкви, достижениях евангельского движения в России и дать профессиональный прогноз на будущее.

— Недавно в российском религиозном сообществе появилась новая структура — Гильдия экспертов по религии и праву. Какие цели создания этой организации?

— Я думаю, что уже давно в России возникла необходимость создать Гильдию экспертов по религии и праву, поскольку это объединение всех специалистов, имеющих какое-либо отношение к религиозной сфере и знающих реальную жизнь церкви. Главное в нашей деятельности – это воспитание и обучение специалистов в религиозно-правовой сфере, а также организация конференций и семинаров для представителей власти и церквей.

Помимо этого в своей декларации мы обозначали следующие принципы. Первый — ликвидация религиозной безграмотности в России. Второй принцип касается привлечения экспертов, которые не только бы противодействовали нетерпимости, разжиганию межрелигиозной розни и вражды, но также занимались защитой церквей.

Мы хотим, чтобы поддержка оказывалась всем, кто в ней нуждается. Создание системы поддержки – это сверхзадача, с которой, я надеюсь, Гильдия справится, т.к. самое большое опущение правозащитного общества в России за последние 20 лет – это отсутствие подобной системы. Все происходит хаотично. Если возникает конфликт или проблема у определенной церкви, то ей приходится решать всё самой. При этом все делается только через столицу, на местах не к кому обратиться, нет никакой квалифицированной помощи и поддержки.

Необходимо воспитать юристов, квалифицированных журналистов, а также реализовать связь церкви с научным сообществом на местах. В регионах эта проблема стоит довольно остро.

Последнее положение нашей декларации является идеологическим и выражает то, что мы — за религиозную свободу. Мы не собираемся из-за светскости отвергать роль, которую православие и другие церкви занимают в нашем обществе.

Мы заявляем то, что все церкви имеют право говорить о своей позиции и реагировать на социально-политические события, которые происходят в России. И заявлять об этом громко. Думаю, что в связи с этим мы не только объединим юристов и ученых, которые согласны с нами, но и сможем реализовать масштабную информационную программу позиции церквей.

— Какие, на ваш взгляд, самые большие проблемы, с которыми сталкиваются евангельские церкви сегодня?

— С одной стороны, ситуация стала хуже, чем была в конце 90-х годов или даже несколько лет назад. Поскольку в некоторых регионах органы власти если раньше просто лишали церкви аренды помещения, то сегодня они имеют системную установку, чтобы церкви сидели тихо и не высовывались. Много лидеров церквей, с которыми я общался, говорили, что у них проблем нет, только если они не устраивают открытые, публичные акции. Как только они устраивают что-то или выходят в СМИ, на них обрушиваются гонения, происходят какие-то проверки.

Это большая проблема. Евангельские церкви достигли предела своего роста, за которым должно быть участие в строительстве нашего гражданского общества. В России 2 млн. евангельских верующих, это примерно 7-8 тысяч церквей и групп, а может быть даже больше. Но количество должно перейти в качество, чтобы церкви продвигали свои проекты, публичные и благотворительные акции, чтобы христианские общины ощущали себя полноправными гражданами России.

Это значит не только жить свободно и проповедовать. Для того, чтобы церковь росла, нужно создавать общество вокруг себя, и этому можно поучиться у Русской Православной Церкви. К примеру, патриарх Кирилл проявил инициативу об ограничении абортов в России и продвигает ее как танк. В каждом регионе должны быть такие лидеры, как в Пензе, которые могут активно, энергично продвигать социальные, миссионерские и культурные инициативы церквей. Чтобы Россия почувствовала, что у церкви есть сила и влияние, что церковь заявляет свою позицию по самым актуальным вопросам.

— Долгое время Евангельские церкви были на уровне подпольных организаций, а сейчас время свободы. Кажется ли вам, что у многих  ещё осталось подпольное мышление, что все должны сидеть тихо в норке и не высовываться?

— Я считаю, что эта ситуация радикально поменялась, особенно за последние пять лет. Думаю, в ближайшее время, особенно после президентских выборов 2012 года, ситуация изменится еще более радикально. Не только потому, что Православная Церковь пробудилась и в Московской Патриархии идет реформация, но и в большинстве протестантских церквей люди задумываются о том, как мы живем, и как исправить то общество, в котором мы живем. Сегодня люди перестают говорить: «Ну, это такая страна, что мы можем поделать?»

Это религиозные лидеры играют в игру традиционных и нетрадиционных религий. Пора перестать это делать и заявить, что есть религиозное многообразие в России,  есть содружество христианских церквей, которые должны действовать вместе: православные, католики, протестанты, старообрядцы. Думаю, что в этом есть спасение России, и в этом предназначение церквей.

— Как вы думаете, что будет с Евангельскими церквами через пять, десять лет? Мы будем о себе заявлять на уровне глав союзов или такое движение пойдет снизу?

— Я вижу, что большинство церквей в регионах России, например, в Башкирии, Перми, Пензе не находятся в подполье, они даже играют роль в строительстве гражданского общества, участвуют в различных публичных мероприятиях, их приглашают органы власти, принимает ученое сообщество. Думаю, что в России уже есть несколько десятков точек, где протестантская церковь определяет религиозную жизнь в городе или регионе, особенно это Урал, Сибирь, Дальний Восток, Калининград и Санкт-Петербург.

Что касается развития на уровне союзов, то все будет зависеть от лидеров. Сложилось два мировоззрения церквей. Одну позицию определил бывший глава союза баптистов Юрий Сипко, который до Патриарха Кирилла стал религиозным лидером, высказывающим свое мнение по каждому вопросу общественно-политической жизни страны. После Сипко Патриарх Кирилл стал выражать свою позицию и о кризисе, и о семейных ценностях, о законопроектах, о геополитике и т.д.

Вторую позицию характеризует Сергей Ряховский – епископ РОСХВЕ. Эта позиция более осторожная и умеренная, направленная на длительное выстраивание отношений власти и религии.  Эти две позиции будут определять будущее. Не их противоборство, а их умелое сочетание, как написано в Евангелии: «Будьте мудры как змеи и просты, как голуби». Я очень надеюсь, что современные евангельские лидеры поведут Россию к Царству небесному.

— Что может предложить Гильдия экспертов по религии и праву и Институт религии и права в поддержку Евангельским церквам?

— Во-первых, правовую и юридическую поддержку. За последние три года у нас возрос поток жалоб и обращений от церквей. Поэтому возникла необходимость создавать определенную систему поддержки и взаимодействия с церквами. Важно, чтобы по поводу каждой проблемы и конфликта был отклик. Тогда власти и общество поймут, что нельзя безнаказанно противостоять церкви. Для этого нужно серьезно заявить о своей позиции.

Второе – это информация. Информационная поддержка социальных и культурных проектов, освещение той деятельности, которую ведут церкви, тех проблем, которые у церквей возникают.

Право и информация – это два направления, по которым мы сейчас активно работаем.

— На протяжении многих медиа-группа «Живая вера» плотно сотрудничает с Институтом религии и права. Какие у вас впечатления об этом?

— У меня самые лучшие впечатления. Я думаю, что наше сотрудничество надо безусловно развивать. Думаю, это поможет сделать наше служение еще более доступным и популярным. Также хочу отметить, что Общероссийская газета «Живая вера» радикально отличается от изданий, которые обычно появляются в церквах. Поскольку она далеко ушла от церковных листов, и стала действительно общественной христианской газетой. Думаю, в этом направлении нужно продолжать развиваться.

Беседовал Сергей Киреев
Общероссийская газета «Живая вера» (№4 2011г.)

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий