Все чаще наблюдаются “сгорания” в пасторском служении

Религия

В своей новой книге Тревис Коллинс исследует причины, почему пасторы оставляют свое служение (добровольно и недобровольно). Причины этому кроются как в самих пасторах, так и в их общинах.

Коллинс нес пасторское служение три десятка лет, но только последние десять лет его стал тревожить факт большего количества “сгораний” среди его коллег-служителей – особенно среди молодых.

“Количество уходов из пасторского служения вызывает тревогу”, – сказал Коллинс, который сейчас является директором “Продвижения Миссий” и координатором в организации “Fresh Expressions U.S”, основывающей церкви нового образца, способные эффективно нести служение в постмодернистской культуре (координируется исполнительным советом Баптистской Генеральной Ассоциацией в Виржинии).

“Некоторые статистические данные показывают, что в первые пять лет половина пасторов оставляют свое служение”, — заявляет Коллинс, который когда-то нес служение старшего пресвитера   церкви “Bon Air” в Ричмонде.

Однако вместо того чтобы просто беспокоиться и пассивно наблюдать за этой грустной тенденцией, Коллинс решил, объединив исследования последних 30 лет с современными данными, изложить мысли на бумаге.

Так родилась его книга “Для служителей: о том, как начинают служение, и как его бросают” (For Ministers About to Start … or About to Give Up).

На 153 страницах этой книги Коллинс предлагает тревожную статистику, предупреждает против практики “саботажа пасторов”, очерчивает опасности малоподвижной жизни, плохого питания,  недосыпания и других ловушек в жизни служителя.

Автор также предлагает ряд советов, которые, если к ним прислушаться, помогут пасторам не сходить с дистанции, несмотря ни на какие обстоятельства.

Коллинс признается, что потому написал эту книгу, что сам пережил многое из того, с чем сталкиваются многие молодые пасторы. В своей карьере он дважды переживал “сгорание”. Причем, в последний раз он уже “основательно поглядывал на дверь”.

Однако он выстоял, смог выйти из этой черной полосы, благодаря чему пережил затем один из самых благословенных периодов своего служения. Поэтому его последний год в “Bon Air” (перед тем, как он перешел в “Fresh Expressions”) оказался самым успешным в его пасторской карьере в плане посещаемости, пожертвований и других критериев видимого успеха.

Статистика, однако, показывает, что опыт Коллинса встречается все реже и реже.

“Данные исследований дают картину не просто грустную, но стабильно грустную”, – пишет он в своей книге:

28%  пасторов увольняют, изгоняют из церквей;
33% пасторов жалуются, что их служение “наносит прямой вред” их семьям;
75% переживают сильнейшие стрессы, порождающие душевные страдания, беспокойства, растерянность, гнев, депрессии, страх и отчуждение.
Данные показывают, что пасторы разделяют с врачами и адвокатами “топ рейтинг” тех, кто склонен к разного рода зависимостям и даже суицидам.

Коллинс пишет, что хочет убедить пасторов, которые проходят темную полосу в своей жизни, чтобы они не бросали свое служение – ведь дальше в их жизни может случиться настоящее чудо.

“Я остался в служении, благодаря чему мой последний год в “Bon Air” стал тем прекрасным опытом, которого никогда бы не было, если бы я не выдержал и ушел из служения раньше времени, – пишет Коллинс. – Я не хочу, чтобы люди уходили из служения раньше времени, потому что они рискуют так и не испытать самых лучших, самых благословенных дней в своем служении”.

Служение пастора никогда не было легким, но сравнительно новые реалии (постмодернистская, постхристианская культура, всевозрастающая грубость и неверность) усиливают в жизни служителей ощущение изоляции и даже ощущение того, что их преследуют, притесняют. К этому нужно прибавить стрессы от новоявленных “горячих социальных тем”, разделяющих общины.

“Десять лет тому назад вопросы рукоположения геев и однополых браков не разделяли церкви. Пасторы не сталкивались с подобными проблемами”, – пишет Коллинс. Тем временем многие церкви (особенно “современные”) требуют от пасторов “кооперативного, объединенного лидерства”, т.е. такого стиля, который в действительности весьма ограничивает возможности пастора принимать решения и вести общину в выбранном им направлении.

“Думаю, мы просто заставляем пасторов собирать советы, на которых поем “Кум ба Ях”, и где каждый “вставляет свои пять копеек”, вместо того чтобы следовать ясному призыву, – считает Коллинс. – Так мы можем подрывать духовный авторитет пастора”.

Какими бы ни были обстоятельства, пасторам, чтобы выдержать этот натиск, следует больше работать над собой, чем над внешними факторами.

“Служители должны брать на себя ответственность за то, как они реагируют на происходящее в церкви, – объясняет дальше Коллинс. – Если я слышу, что пастора уволили, я не делаю автоматического вывода, что в этом виновата именно община”.

Развитие эмоционального интеллекта (эмоциональной зрелости) – вот ключ к успешному  управлению как внешними факторами (например, влияющая на церковь культура), так и внутренними динамическими процессами – считает Коллинс.

Что касается внутреннего мира пастора, эмоциональная зрелость помогает ему не зацикливаться на нездоровых членах церкви, не пытаться все время их исправлять. Эмоциональный интеллект также помогает служителям не принимать близко к сердцу сплетни и любые атаки на их   видение и стратегию.

Особый раздел книги Коллинса посвящен “заботе о себе”, психогигиене. Он содержит советы, как сохранять психическое и физическое здоровье, находить время для отдыха.

“Это помогает спокойно относиться к трудностям, способствует объективной оценке того, что происходит в системе церковной жизни, внутри вас самих, – объясняет Коллинс. – Это существенно повышает шансы перенести все бури, умело направляя корабль церкви и своей жизни”.

Однако когда идет речь о долгосрочной профилактике риска “сгореть” из-за различных церковных неурядиц, есть еще один важный фактор, – отмечает Коллинс.

Необходимо обновление церкви, чтобы сделать ее уместной в современной культуре. Такие изменения существенно снижают количество “сгораний” среди пасторов и рядовых членов церкви.

“Мы должны задать себе вопрос: является ли наша церковь общиной, которую направляет Иисус? – говорит Коллинс. – Вдохновляет ли Он всю эту церковную машину со всеми ее требованиями, что касается организации, структуры, зданий, собственности, бюджета”?

Церкви в Африке и Азии переживают сейчас стремительный рост, хотя общины там простого устройства и больше ориентированы на отношения.

“Нет таких церковных моделей, которые бы гарантировали отсутствие проблем, – считает Коллинс. – Однако “механические” церкви с громоздкой структурой изживают себя. От такой модели следует отказаться”.

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий