В нашу редакцию пришел вопрос от Дениса Симонова из Пензы, который коротко можно сформулировать так: «Являются ли пятидесятники протестантами? Или протестантами мы можем считать только лютеран и кальвинистов?»

Ответить на этот вопрос мы попросили Константина Андреева — Епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России.

Вопрос о протестантской (в данном случае пятидесятнической) идентичности в последнее время часто возникает в связи с потребностью конфессиональной идентификации, которая актуальная как в рамках взаимоотношений между государственными органами власти и религиозными объединения протестантского направления, так и в самоидентификации религиозных объединений и отдельных верующих.

Данный вопрос имеет свое основание в двух фундаментальных аспектах. Первый – конфессиональный. Самоидентификация, понимание своей конфессиональной природы необычайно важно для религиозных объединений, так как из него вытекает другой не менее важный вопрос – исповедания веры и связанная с  ним  апологетика. Второй — религиоведческий. Но это не только научный  интерес. Именно на результатах религиоведческой экспертизы базируется решение о регистрации религиозного объединения, выстраиваются определенные государственно-конфессиональные отношения.

Отвечая на вопрос, обращенный к пятидесятникам «кто вы?», последние вынуждены идентифицировать себя  с  определенной традицией  в христианстве.И хотя имеются мнения, что корнями  российские протестанты баптистко-пятидесятнических толков лежат в традициях российских стригольников, или молокан, большинство пятидесятников ассоциируют свои корни с западным протестантизмом, который, впрочем, на русской почве  приобрел свои специфические черты.

Существуют  убедительные аргументы, которые позволяют ответить на вопрос — почему пятидесятников можно называть протестантами?

Исторически протестантами в первую очередь конечно можно  называть лютеран. Как известно, в 1526 году на рейхстаге Шпейере по требованию немецких курфюстров-лютеран было приостановлено действие Вормсского антилютеранского эдикта.Но уже в 1529 г это постановление было отменено. И в ответ на эту попытку ущемления свободы совести  шесть курфюстров и представители четырнадцати свободных городов Священной Римской империи рейхстагу был предоставлен так называемый «шпейерский протест», или протестация (Protestationzu Speyer). Именно от этой протестации проистекает название «протестант».

Однако, следует заметить, что уже протестация1529 г подавалась не в защиту  некоего «протестантского конфессионализма», например лютеранского, но прежде всего в  защиту  права  на свободу  совести представителей нового движения церковных  реформаторов. Несомненно, большинство тогдашних протестантов конфессионально можно было бы назвать лютеранами, хотя это достаточно условный термин и сам Лютер был категорически против него. Да, в Шпейере отстаивалось право исповедовать веру согласно учению, изложенному в Аугсбургском исповедании и его апологии и именно эти сочинения стали сердцевиной  Книги Согласия –первой протестантской конфессиональной вероучебной доктрины. Но уже в то время среди последователей Лютера и симпатизирующих его учениюпоследователей из разных странне было абсолютного единства по всем вопросам. Каждый новый лидер движения, как  это происходит и в современном  протестантизме, привносил что-то новое, в зависимости от своего культурного уровня, сформировавшихся  религиозных взглядов, личного мистического опыта, образования и т.д. Таким образом под протестантизмом, следует понимать прежде всего разнородное церковное движение за обновление церкви с определенными сложившимися теологическими взглядами, сформировавшимися  в период XVI — XVIII в .

Итак,  протестантизм должен рассматриваться  как движение, а не как отдельная религия и конфессия. Скорее его можно сравнивать с ветвью на основном  древе христианства, которое  дало многочисленные побеги и ответвления. С развитием движения возникали все новые и новые формы, отходившие от изначального Аугсбургскоголютеранского исповедания веры. Пятидесятничество же — наиболее молодая отрасль на протестантской ветке и ввиду  этого, а также  в виду своей  эклектичности, так  как  в  центре данного направления движения  лежат не ответы на фундаментальные богословские вопросы, а  скорее личный  мистический  опыт, не обладает четко выраженными конфессиональными чертами. Пятидесятники, в зависимости от предпочтения  конкретного лидера, склоняются по большей  степени к фундаментализму, в России традиционно к арминианским взглядам, а также к кальвинизу и реже к классическому лютеранскому богословию. И при этом, пятидесятники несомненно протестанты.

С богословской позиции протестантом  может называться   тот, кто придерживается определенных «протестантских принципов» и самое  главное  его интенция  должна быть связана с желанием быть протестантом. Другими словами, кто называет себя протестантом, очевидно и есть протестант. Хороший он протестант или нет, грамотный  или не очень, знающий свои корни или нет, это уже  другой вопрос. Св.Ап.Павел выражал этот принцип в письме к коринфской  общине, где очевидно велись первые «межконфессиональные споры» и некая  партия отстаивала  свое  право быть более «христианами», чем другие ученики: «На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». 1-Коринфянам 10:7.

С точки зрения фундаментальных прав человека, пятидесятники также могут называться протестантами. Так, в ряде международно правовых актов, а также в статье 26 Конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. То есть национальность носит декларативный характер, выявляемый обычно в ходе переписи населения. В государстве Израиль выбор национальности связан с религиозной идентификацией, но принцип того, что человек может выбрать себе  национальность самостоятельно, сохраняется в и в данном  случае. То есть, если я, будучи русским, захочу быть немцем, государство обязано уважать мое волеизъявление. Если данный тезис справедлив по отношению к национальности, тем более он должен быть действенным по отношению к религиозной самоидентификации.

Таким образом, отвечая на вопрос, являются  ли пятидесятники протестантами или  нет, следует ответить, что конечно же они протестанты. Являются  ли они единственными протестантами (единственно правильными, лучшими и т.д.)- конечно нет. Но это вопрос изначально лишен смысла. Правильно, с нашей точки зрения, определять пятидесятничество как одно из самых молодых движений в позднем протестантизме, четкое конфессиональное определение которого пока, в  силу его молодости, не возможно, а возможно и не нужно. Ведь любое движение (как и лютеранство), выполнив  свою роль, ради которого оно создавалось, должно исчезнуть. Неизменна только Церковь, о Которой Христос дал нам исчерпывающее обетование: «…и врата ада не одолеют ее».

+ Константин Андреев
Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России
www.luther.ru

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here