Христианский бизнес не только может, но и должен быть социальной силой, привносящей в постсоветское общество настоящие перемены.

Вера поощряет таланты, их активное использование в рост. Вера может быть обогащающей, об этом знают и свидетельствуют многие христиане-бизнесмены. Но может ли и должна ли вера сделать больше – не только обогатить человека, его семью, круг друзей, братьев по вере, но и преобразовать общество, изменить отношения в нем, заложить иные ценности, формировать другое мировоззрение?

Возьмем пресловутую, но болезненную тему этики бизнеса. Сегодня об этике говорить не модно. Победителей, якобы, не судят, а успешных само собой признают. Вот и не хочет никто отвечать на вопрос, как он заработал свой первый миллион. Но без этики, без ясности нравственных оснований не будет качественных изменений — ценностей, установок, мышления, спроса, рынка. Вне этики есть лишь текущий момент, в который можно украсть или заработать на обмане или панике. С настоящим бизнесом, на мой взгляд, подобные авантюры имеют мало общего. А этика – лишь часть веры, точнее мировоззрения, богословия, христианской жизни. И бизнес – лишь часть, а не целое. Этика может быть «христианской», а успеха не будет, и мечтать о нем запретят благочестивые старцы. Бизнес может быть успешным, а на вопросы этики положат табу эффективные предприниматели. Так что часть может быть успешной, а в целом все окажется бесперспективным.

Вот поэтому святые и праведные люди должны дерзать верить так, чтобы вера стала преобразующей, а христианские предприниматели, в свою очередь, должны думать не только об эффективности, но и о внутренних, фундаментальных условиях успеха.

Вот уже сто лет после Макса Вебера никому не удалось опровергнуть тезис социолога, что вера творит экономические чудеса и меняет сам способ жизни общества. Есть незыблемые христианские принципы, поощряющие предприимчивость, дающие ей смысл и этическое наполнение. Эту связь вероисповедных принципов и экономического успеха нужно понимать правильно, она сложная, не такая уж однозначная. Но еще более сложно понять веру и успех вне этой связи, разрыв этой связи заканчивается абсурдом.

Мотивом христианского предпринимателя не может быть только извлечение прибыли, здесь присутствуют и ответственность за данные таланты, и удовольствие от труда, и стремление к лидерству, и страсть к умножению возможностей. Да и сама прибыль не является самоцелью, она служит расширению дела, развитию бизнеса, ступенькой роста. А еще – вкладом в такое преобразование мира, когда богатства становится больше, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28), а бедности и дефицита – все меньше.

Перевернутой логикой по отношению к такой установке была классовая идеология с призывом уничтожить богатых, а дальше — не работать и не умножать, а отнимать и бесконечно делить.

В логике же христианского предпринимательства иное — классовое сотрудничество, при котором богатый умножает не только свое, но совокупное, общее благосостояние, когда при обогащении богатого бедный не беднеет, но также обогащается – и не подачками, а возможностями получить медицинскую помощь в клинике для малоимущих, именную стипендию для учебы, перспективную работу для талантливой молодежи.

Обычная логика бизнеса – держать народ в состоянии невежества и нищеты, зарабатывая на эксплуатации самых низких потребностей. Логика христианского бизнеса – преобразовать общество, расширяя возможности людей, предлагая им новые инструменты успеха, увеличивая их покупательную способность, прививая вкус, преобразуя потребности в ценности.

Надо признать горькую правду жизни: для христианского предпринимательства открыты далеко не все сферы рынка, самые прибыльные захвачены и защищены от конкуренции. На мой взгляд, это не так уж и плохо. Нужно видеть перспективные сферы, предугадывать завтрашний день, формировать новый спрос.

В то время как ведутся кровавые войны за привычные места быстрой прибыли, стоит экономить время, силы и ресурсы для новых рынков. Или же подумать иначе: как привнести свежие подходы в традиционные сферы бизнеса, чтобы вернуть к ним интерес. Если в кафе можно будет «подвесить чашку кофе» для нищего студента и оставить журнал или книгу на полке бесплатного пользования; если в обувном магазине по ценнику можно будет узнать, что в стоимость купленных ботинок включена дешевая пара для сиротского приюта (причем за половину подарка детям платит клиент, а за вторую половину из своей прибыли платит владелец магазина), то этот бизнес станет не только социально ответственным, но и социально привлекательным.

Принимая на себя ответственность за преобразование рынка-общества-человека, бизнес стимулирует собственное же развитие. Теперь бизнес взаимодействует с обществом не столько через рекламу и ее искаженные образы, сколько через активное и заинтересованное соучастие в трансформации общественных ценностей и нужд, моделей успеха и стратегий развития.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here