15 августа 2016 г., Право

Адвокат Славянского правового центра Константин Андреев продолжает делиться рекоммендациями для верующих и религиозных организаций в связи с принятием «закона Яровой».

Статья 24.2 «Закона Яровой» определяет порядок осуществления миссионерской деятельности, в частности:

Пункт 1  статьи 24.2 предписывает, что граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Выше  мы  уже  комментировали, что законодатель похоже  делает все, чтобы  сделать осуществление свободы  вероисповедания в  форме  религиозной  группы  наименее  привлекательным для  граждан. Что запрещает гражданам действовать не  от лица  религиозной  группы в  рамках ФЗ-125, прошедшей  государственную регистрацию,  а  от лица  группы, которая  неформально сгруппировалась, пользуясь  правом, представленным 28 статьей  Конституции  Российской  Федерации. То есть, здесь  действует  уже  озвученный  принцип «не  все  то религиозная группа, что группируется». А  при выборе  такой  формы  реализации своего права  и свободы, гражданам следует помнить народную  мудрость, гласящую «Зачем  козе  баян?». Вполне вероятно, что и незачем…

Пункт 2 статьи 24.2 описывает, что миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять:

Первая  категория  граждан:

  • Руководитель религиозной организации. Его полномочия подтверждаются решениями высшего коллегиального органа и отражаются в выписке из ЕГРЮЛ.
  • Член ее коллегиального органа. Их полномочия подтверждаются решениями высшего коллегиального органа и отражаются в Уставе и  Протоколах;
  • Священнослужитель религиозной организации. Его полномочия  могут быть отражены в Уставе и во внутренних установлениях религиозной организации.

С учетом отсутствия  в  российском законодательстве  понятия  священнослужитель и связывания  его исключительно со статьей 15 ФЗ-125 «Внутренние  установления», а  также  с  доктриной  «всеобщего священства» у протестантов, данный  пункт представляется  более  чем абсурдным. Но в  практическом  смысле, очевидно священнослужителю нужно выдавать справку, форма  которой не определена законодателем.

  • Иные граждане: Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Интересно, что помимо «иных граждан», под которыми можно подразумевать методом  исключения: не руководителей, не членов коллегиального органа  управления и не священников (хотя  не понятно как  быть со «всеобщим священством  верующих»), миссионерской деятельностью от лица религиозной  организации могут заниматься «юридические лица». Если миссионерская деятельность — это  прежде всего распространение определенной информации с целью вовлечения и т.д., а законодатель не уточнил какие  именно «юридические лица»  могут осуществлять миссионерскую  деятельность по  доверенности,  можно предположить что любое СМИ может быть признано осуществляющим миссионерскую деятельность в  рамках  пункта  2 статьи 24.2.

Понятно одно, что «иным лицам» нужна  «справка», которая, следуя букве закона,  должна представлять собой документ, выданный руководящим органом религиозной организации и подтверждающий полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации.

Каким должен быть этот документ законодатель не  разъясняет, но указывает, что эта  «справка» должна в  обязательном  порядке  содержать следующие  данные:

  • реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом (то есть, свидетельство о внесении изменений в  уставные документы).

Но в  последнем абзаце пункта  2  статьи 24.2 вновь дается  исключение, согласно которого описанные правила (выдачи справок и удостоверений) не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

О чем же  говорит нам пункт 2 статьи 24.1, который  в  свою очередь имеет  исключение с  отсылкой  к  статьи 16 ФЗ-125, что  справки не  нужны, если миссионерская  деятельность проводится:

  • в культовых помещениях,
  • зданиях и сооружениях,
  • на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности,
  • на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности,
  • на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
  • в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

В жилых помещениях получается тоже справка  не нужна, потому что это исключение из п.2  статьи 24.1, где, как мы уже выяснили, можно осуществлять миссионерскую деятельность, если эта миссионерская  деятельность совершается в  форме религиозных обрядов и церемоний, которые, как  уже  отмечалось выше, осуществляются  беспрепятственно.

Согласно пункту 3 статьи 24.2 , иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность: 

  • от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Возможно, это единственный  случай, когда  существование  религиозной  группы  может быть оправдано,  так  как  она  может выдавать соответствующее  разрешение  на  осуществление  миссионерской  деятельности иностранному  гражданину. Однако, не следует сильно обольщаться, потому  что ошибки при оформлении «разрешительной документации» от группы  могут свести к нулю все благие намерения  и вылиться в негативные последствия  в виде штрафа  и выдворения  иностранца за  пределы  РФ.

  • от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Следует помнить, что иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 Федерального закона, помимо  осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями, могут участвовать в паломничествах, участвовать в собраниях и других мероприятиях, получать религиозное образование.

В пункте 4 статьи 24.2  конкретизируется, что иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации, в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Таким образом, право осуществлять миссионерскую деятельность предоставлено всем тем иностранным гражданам, кто въехал на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 Федерального закона. Оно никак не может быть ограничено лишь теми, кто въехал в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности. Например, если целью поездки иностранного гражданина является участие в собраниях и других мероприятиях религиозной организации, он также вправе осуществлять миссионерскую деятельность, хотя и не на профессиональной основе.  С разрешения другой религиозной организации или группы, а с учетом  изъятий  п.2 статьи 24.1 и ст.16 ФЗ-125 беспрепятственно.

Ваш христианский адвокат, Константин Андреев

По всем вопросам обращайтесь andreev.advocat@gmail.com

СКАЧАТЬ: Методические рекомендации религиозным объединениям и верующим гражданам в связи с исполнением положений ФЗ № 374 «Закона Озерова-Яровой»

Поделитесь этой важной информацией с друзьями в соцсетях!

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here