04 августа 2015 г., Живая Вера Медиа

Отсутствие  доступа к формирующим у подростка примерам смертельно опасного рискового поведения  при просмотре видеороликов со сценами «зацепинга», могут предотвратить реализацию объективной возрастной  потребности молодого человека в  таком  поведении в  форме, опасной  для жизни.

Законодательный запрет на демонстрацию видеосюжетов с  «зацепингом», как действующий  запрет пропаганды суицида, несомненно предотвратит гибель многих молодых людей в России.

Пункт 1 Статьи 20 Конституции Российской Федерации1 гарантирует каждому право на жизнь. Пункт 1 Статьи  412 гарантирует каждому право на охрану здоровья

В п.1 Статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»3 здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, а под охраной здоровья подразумевается  система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе профилактического, характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни.

В п.6 Статьи 2 под профилактикой подразумевается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В п.3 и п.5 Статьи 4, п.1 Статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в числе основных принципов охраны здоровья обозначен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Подпункты 1) и 8) пункта 1 Статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и организацию осуществления мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни у граждан.

Пункт 3 Статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подчеркивает, что формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста и обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни.

Статья 42 Конституции Российской Федерации4  — право на благоприятную окружающую среду.

Очевидно, что понятия  обеспечения  права  на жизнь, охрану здоровья  и благоприятную среду  взаимосвязаны. Информационная  среда  является  неотъемлемой  частью благоприятной окружающей  среды и может быть определена как  совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, позволяющая обеспечить качество жизни населения5.

Таким образом, можно говорить о выделениибезопасной информационной  среды как части  благоприятной окружающей  среды и  информационно-психологической безопасности личностив  информационной среде в качестве самостоятельного предмета  конституционно-правовой охраны и защиты.

Содержание понятия «информационно-психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы и девиантные поведения.

Другая  часть безопасной  окружающей  среды — социальная среда, которую можно определить как совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий, в том  числе  связанных например в  социальных сетях в Интернете), доминирующие общественные идеи и ценности.

Благоприятной социальной средой, таким образом,будет являться та, где доминирующие идеи и ценности (их пропаганда)будут направлены на развитие личности без девиантного поведения. Благоприятная социальная  среда, в  свою очередь включает в  себя положительно воспитывающую среду, которая, в отличие от формирующей, является совокупностью окружающих подростка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и поведение. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

Подростковый  возраст , сам по себе, является «возрастом  риска», когда  дальнейшее  развитие  может пойти как  в позитивном, так  и в  отрицательном  направлении.Одним из признаков  «взросления» является подражательное  поведение взрослым или «более крутым» доминирующим сверстникам, демонстрирующим «взрослое поведение»: курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, употребление не нормативной  лексики и т.д. Подростки-мальчики хотят доказать, что обладают качествами «настоящего мужчины»:  силой, смелостью, мужеством, выносливостью, волей и т. п. Формирующая воспитывающая  среда,  при этом, включая сеть Интернет, могут способствовать реализации вышеуказанной  подростковой  потребности как  в приемлемых формах (например занятие определенными видами спорта) в формах асоциального девиантного поведения.

Склонность к рискованному поведению, таким образом,  является одной из характеристик подросткового возраста по биологическим, психологическим и социальным причинам и которое может реализовываться в  различных формах. В понятие опасного рискованного поведения входит широкий спектр действий, представляющих потенциальную или реальную угрозу здоровью и жизни человека, среди которых можно выделить также  «зацепинг». С одной  стороны, рисковые виды деятельности решают многие значимые в подростковом возрасте потребности ? в автономии, свободе, аффилиации, компетентности, значимости 6, однако, с другой стороны, формы «рискового поведения» зависят от формирующей  среды и в том  числе  от влияния, исходящего от сети Интернет и могут принять формы, приводящие к трагедии. Подростковое «ложное суицидальноеповедение» также зачастую  является  этапом  развития  личности, когда  подростки пробуют манипулировать взрослыми, или друзьями (объектом  первой  любви) угрозой  суицида. Шантажно- демонстративное или ложное суицидальное поведение преследуют какие-либо цели (получение денежных средств или других материальных благ) и, таким образом, привлекают внимание к себе, действуют при помощи шантажа.Однако, если формирующая  не благоприятная среда, в том числе  посредством  сети Интернет, будет осуществлять пропаганду суицида как приемлимого поведения, то ложная суицидальность может трансформироваться в  истинную и закончится  смертью подростка.

В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года 7.

Данной стратегией прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, квалифицируется как угроза национальной безопасности: «Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие» 8.

Одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков.

Подпункт 1) и подпункт 5) пункта 2 Статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 9 относит к  информации, запрещенной для распространения среди детей, информацию, побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.

В Статье 4 Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Закона РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 10 содержится  запрет на использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье 11 (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ).

В настоящее  время функционирует  «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», — автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию.Реестр находится в ведении Роскомнадзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»» 12.

В подпункте а)  пункта .5 Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 «Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются:
а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее — уполномоченные органы):

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — в отношении: информации о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;

Согласно пункта 5  подпункта 1) параграфов в) и г) части 2 Статьи 15.1 федерального закона N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 13 предусматривается, что основаниями для включения в реестр запрещенных к публикации сведений,  являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вотношении распространяемых посредством сети Интернет: в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства 14; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами 15;

Последний  пункт, на наш взгляд, должен распространяться  также  и на  «новостные сюжеты  о зацепинге» в  СМИ и по Телевидению, которые могут быть источником  информации о смертельно опасном увлечении для  подростков, еще  не попавших под влияние этого явления. В СМИ и на Телевидении должно быть распространено «табу»  на «зацепинг», аналогичный «табу»  на наркотики, алкоголь и курение табака.

21 ноября 2013 года в «Российской газете» был опубликован Приказ Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666 об утверждении критериев оценки материалов и/или информации, необходимых для принятия уполномоченными государственными органами решений о включении доменных имён и/или указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещённую информацию, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Критерии оценки информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр содержат требования к  информации о способах совершения самоубийства, к  которым относится: наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства; описания (демонстрации), в том числе текст, изображение или иная информация (материалы) (в том числе с использованием аудио- и видеосредств на рассматриваемой странице сайта в сети  Интернет ), процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий, и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети Интернет  способа самоубийства; наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства) . Всеми указанными признаками обладают большинство видеоматериалов  по теме «зацепинг», свободно просматриваемыми в  настоящее  время  подростками  в  сети Интернет.

Важно подчеркнуть, что подростковое увлечение «зацепингом» является, не просто рисковым, смертельно опасным поведением, часто заканчивающимся реальным  летальным исходом.  С другой стороны, логика поведения «зацеперов» напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Так и «подростки-зацеперы» утверждают, что «падают только дебилы», «если соблюдать правила, то упасть невозможно» и т.п. (информация взята из интернет-группы «Зацеперы» ). Таким образом, ряд специалистов полагает, что «зацепинг» можно считать одним из видов зависимости, как, например, курение или алкоголь, в данном случае, адреналиновой.

Важно также  отметить, что «Зацепинг», является особой  формой девиантногоаутодеструктивного поведения, при котором  подросток ориентирован не на самоактуализацию и личностный рост, а именно на разрушение личности. Таким образом, демонстрация в сети Интернет сцен, пропагандирующих «зацепинг»,является  для  подростков, склонных к  девиантному  поведению,  ничем иным, как провокацией к  суициду.

Исходя из вышесказанного, страницы в  сети Интернет , содержащие  указанный  контент с «зацепингом», подлежат блокировке и внесениюв «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Константин Андреев
Кандидат юридических наук, адвокат
Епископ ЕЛЦ АИ
Журнал «Религия и право», — М., №3, 2015 г.

  1. Конституция РФ принята 12.12.1993// http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p118
  2. Там же
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html
  4. Конституция РФ принята 12.12.1993// http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p118
  5. Орлов С.Б. Англо-русский словарь по вычислительной технике и информационным технологиям. РадиоСофт, 4-е издание.-2005.http://mexalib.com/view/18830
  6. В.В.Ветюгов, А.В.Червоный. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Коморбидные заболевания в аддиктологии»/ под общей редакцией профессора А.В.Худякова– Иваново. – 2011. – 62 с. – С 12-21.// http://www.vetyugov.ru/book-now/stati/item/104-s16
  7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).// http://base.garant.ru/195521/
  8. Там же
  9. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
  10. Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1// http://www.consultant.ru/popular/smi/42_1.html#p82
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)». Опубликовано: 10 апреля 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6053 Вступил в силу:19 апреля 2013 г.Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года.// http://www.rg.ru/2013/04/10/deti-dok.html
  12. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».// http://base.garant.ru/70248270/
  13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)//http://base.garant.ru/12148555/#block_9
  14. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)// http://base.garant.ru/12148555/#block_15
  15. Дополнено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ
  16. 11.09.2013 «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2013 N 30391)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154598/9324bb9153de020c18e351536e1c30bf4607fc21/
  17. https://vk.com/club44721665
Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here