Турция: Исламизация пришла в школы и что из этого вышло?

Религия

Система образования в Турции становится все более религиозной.
 
Утро в турецких школах начинается с клятвы верности турецкому государству. Выстроившись в ряд, под звуки национального гимна школьники обещают хранить светские устои республики, как завещал их вождь и  учитель, создатель республики  Кемаль Ататюрк. Вместе с европейскими костюмами в двадцатых годах прошлого века он принес в страну традиции светского образования. В Стамбул приехали учителя из Европы. Они носили укороченные юбки и бриджи, ездили на велосипедах,  играли в футбол, что поначалу вызывало страх и недоумение среди консервативного населения Турции. Появились иностранные учебные лицеи, которые  пользуются большой популярностью до сих пор и воспитывают элиту нации. Один из выпускников  престижного стамбульского американского лицея, турецкий писатель Орхан Памук, лауреат Нобелевской премии по литературе за 2006 год, который в последние годы живет большей частью в Нью-Йорке, после отъезда из страны объяснил свое решение тем, что не согласен со многим, что происходит в Турции. «Нужно воспитать новое поколение образованных людей, чтобы положить конец фанатизму. Однако каждая приходящая к власти исламистская партия в Турции закрывает европейские лицеи как рассадники свободной мысли и открывает  религиозные школы. Идет война за души людей, чтобы было легче управлять ими», — сказал Памук в интервью телекомпании CNNTurk.
 
Законы физики или Коран?
 
В ходе недавней реформы общеобразовательной системы в Стамбуле «пострадали» около восьмидесяти пяти школ, где обучается в общей сложности более пяти тысяч детей. Как сообщали оппозиционные светские издания, власти преобразовали учебные заведения в религиозные школы имам хатиб. Это было сделано насильно и тайно —   чиновники министерства образования оповестили о своих планах только руководство школ. То есть фактически поставили руководство перед фактом. Для многих родителей учеников такие изменения стали неприятным сюрпризом. По всей стране прокатились митинги протеста. На улицы вышли более ста тысяч школьников  с лозунгами «Мы хотим изучать законы физики, а не Коран». Правящую партию обвинили в насильственной исламизации системы образования в Турции. В конфликт вмешался лидер партии, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, в прошлом выпускник одной из таких религиозных школ, заявив, что «знания, полученные во время учебы, пригодились ему в жизни гораздо больше многих наук», поскольку его учили «соблюдать законы ислама, быть честными, не обманывать, не воровать». «Мы хотим учить тому же ваших детей. Неужели мы поступаем плохо»? — сказал премьер. 
 
Религиозный район Фатих в европейской части Стамбула: мечети высотой в несколько этажей, длиннобородые мужчины, женщины в коротких юбках вызывают косые взгляды прохожих. С начала учебного года государственная школа Мустафы Арифа преобразована здесь в религиозную. В учебной программе отменили ряд предметов, резко повысили количество часов  преподавания религии, ввели религиозные проповеди. Многие родители заявили, что сочетание религиозного образования с обычной школьной программой превратилось в огромную нагрузку и породило в головах детей путаницу. Ожидающий после школы свою дочь-ученицу Мехмет Ардын не согласен с этими реформами. «Детям по несколько часов рассказывают о жизни пророков и мало объясняют законы физики», — жалуется он.
 
Однако некоторые родители довольны переменами. Сорокалетняя Айнур в исламском платке, которая ожидает своего сына, говорит, что вся эта критика – преувеличение, и религия должна быть частью образования в Турции.
 
С Айнур соглашается и школьный преподаватель истории Дениз Кайа, который сетует на то, что перенятое у европейцев современное образование привело к тому, что  современные турецкие школьники слишком мало знают о достижениях исламской цивилизации. По словам преподавателя, учащиеся удивляются, когда он говорит им о том, что открытия средневековых исламских ученых в области  сельского хозяйства, медицины, архитектуры, навигации, внедрение системы арабских цифр привело к постепенному развитию Европы и завершилось Ренессансом. По его мнению, исламская научная мысль оказалась за бортом цивилизации. 
 
Несколько лет назад стены этой школы украшали  портреты основателя турецкой республики Ататюрка, европейских мыслителей,  писателей, историков, повлиявших на ход мировой истории. Теперь вместо них красуются портреты османских султанов. На мой вопрос «почему?» завуч школы пожимает плечами, а одна из преподавательниц по секрету сообщает, что таково распоряжение «свыше».
 
«За кулисами происходящих изменений в обществе стоит правящая исламская партия, которая пересматривает весь ход современной истории, — пишет оппозиционная газета «Созджу». — Взгляды политиков все больше обращаются в далекое прошлое. Османскую империю называют примером государственного устройства. Лидера партии Реджепа Эрдогана — султаном Реджепом Первым».
 
Борьба учебников
 
Издаются и учебные пособия, сеющие  неуважительное отношение к европейской мысли и  враждебность к христианскому миру. Родитель одного из учащихся стамбульских школ Айхан приводит один пример из учебника сына, где помещена фотография Альберта Эйнштейна с высунутым языком, а под ней разъяснение, что в детстве Эйнштейн был «грязный, неопрятный человек и имел много вредных привычек, например, ел мыло и мел».
 
Турция занимает 24-е место в мире среди стран с наивысшим показателем уровня «утечки мозгов». Более семидесяти процентов студентов  турецких ВУЗов  хотят уехать за границу, получить там образование и остаться жить. Тем временем турецкие депутаты ведут дискуссию о том, каким должен быть герой нашего времени. Большинство считают, что «современный герой должен совершить подвиг во имя родины, вести достойную жизнь и обязательно быть мусульманином».
 
Елена Солнцева, Свобода.org
Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий