Данная публикация написана для Отчета о состоянии гражданского общества в Пензенской области, изданного в 2012 году Пензенским региональным общественным фондом местного сообщества «Гражданский Союз».

Автор: Киреев Сергей Геннадьевич – полномочный представитель начальствующего епископа Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ), пастор Церкви «Живая вера» в г. Пенза, президент Медиа — группы «Живая вера».

Поволжье с самого начала российской государственности развивалось как много -конфессиональный и многонациональный регион. Здесь испокон веков рядом бок о бок жили православные славяне и татары, исповедующие ислам, немного позже расселились и протестантские колонисты, направляемые государями для обживания  еще не освоенных территорий.

Пензенская область располагается в самом сердце Поволжья, поэтому такое устройство сказалось и на нашем регионе, где представители различных конфессий и национальностей проживают сотни лет (1).

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в области проживает русских – 86,4%, татар – 6,0%, мордвы – 4,9%, украинцев – 0,9%, чувашей – 0,5%, армян – 0,3%, белорусов – 0,2%, цыган – 0,2%, азербайджанцев, евреев, немцев, узбеков – по 0,1%.  Представители остальных народов составляют менее 0,1% каждый (2).

По данным Управления Минюста в Пензенской области действует 297 религиозных организаций, в том числе 191 православная (64%), 59 мусульманских (20%), 30 протестантских (10%) и 2 иудейских (0,6%).

Сегодня перед Россией стоит задача построения гражданского общества, в котором должны быть максимально удовлетворены и обеспечены все потребности и нужды граждан, где обеспечивается право на свободу совести и вероисповедания. Это не- простая задача, потому что разные структуры общества, разные конфессии, преимущественно имея общие моральные ценности, при этом имеют зачастую противоречащие друг другу сферы интересов и влияния. Не допустить проявлений экстремизма и уничижения достоинства людей по национальному и религиозному признаку, при этом сохраняя позицию невмешательства во внутренние дела религиозных организаций – задача, стоящая перед властями каждого субъекта Федерации и страны в целом.

Являясь священнослужителем, пожалуй, ведущей в регионе протестантской церкви, мне естественно было бы наиболее просто дать оценку внутренней жизни и общественной жизни своей конфессии. Но я постараюсь посмотреть немного шире и дать небольшой обзор жизни 3-х наиболее многочисленных конфессий в Пензенской области: православию, исламу и протестантизму.

ПЕНЗЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Несмотря на  тотальное  противодействие богохульников ведущей христианской конфессии — православию в г. Москве и ряде других регионов ( я имею в виду богохульную выходку в Храме Христа Спасителя), а также на  многочисленные  публикации в прессе, направленные на очернение Патриарха всея Руси и Русского Православия в целом), в Пензенской области сохраняется здравое отношение к Церкви, как к одному из институтов общества,  и каких-либо фактов осквернения святынь или ярко выраженного антагонизма не наблюдается. Хотя надо отметить, что негативное освещение данных событий имеет место на местных форумах и на информационных порталах, но все это в рамках свободы слова без проявлений экстремизма.

Солидарно с Патриархом и православной общественностью пензенские верующие 22 апреля устроили крестные ходы и молебны в защиту оскверненных святынь. Сотни верующих в этот день пришли к Успенскому кафедральному собору, чтобы вместе молиться и выразить свою позицию.

Надо отметить, что Православие, как наиболее многочисленная христианская конфессия в Пензенской области, наиболее широко представлена в общественной жизни региона. На всех местных телеканалах, в большинстве газет и информационных порталов ежедневно печатаются новости жизни Православной Церкви. При поддержке местных телеканалов, таких как «Экспресс» и 11 канал, снимаются Православные телепрограммы, которые в дальнейшем транслируются на телеканале «Союз», который имеется в пакетах всех кабельных сетей города.

В Пензе проходит масштабная стройка – восстановление разрушенного в советские годы Спасского кафедрального собора. Это очень дорогостоящий проект, участие в котором принимает местная власть и горожане, жертвующие на строительство собственные средства.

  Достаточно хорошее восприятие людьми Православной веры в регионе обусловлено не только историческим укладом, но и грамотными действиями местной власти, а также управляющего епархией — епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, который занимает довольно открытую общественную позицию, участвуя в социальной жизни региона, при этом, не занимаясь «оголтелой» пропагандой и навязыванием православия обществу. На мой взгляд, подобную позицию необходимо занимать всем иерархам, т.к. сегодня общество желает чувствовать себя свободным и абсолютно не приемлет какого-либо навязывания веры или системы ценностей.

 

ИСЛАМ В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Ислам является второй по числу приверженцев и количеству зарегистрированных религиозных организаций религией в Пензенской области. Местный ислам относится к двум централизованным объединениям ЦДУМ и ДУМЕР. Кроме этого в регионе находится Средняя Елюзань — самое большое татарское село в мире и своеобразный центр пензенского ислама. Село имеет развитую инфраструктуру и является колыбелью татарской культуры и исламской религии в регионе.

Отбрасывая в сторону внутренние проблемы в местной мусульманской умме, я имею в виду, неопределенность на выборах руководителя местного ЕДУМ, когда одновременно прошло сразу два съезда и были выбраны сразу два председателя (3), обратимся к общественной жизни и восприятию  конфессии жителями. Хотя, надо отдать должное, в такой непростой ситуации власти смогли выдержать нейтралитет и не допустить «разборок».

Местные мусульмане также ведут грандиозную стройку в городе – строительство новой Соборной мечети на одном из центральных проспектов. Здание будет включать в себя не только богослужебное помещение, но «это будет комплекс, включающий в себя духовное управление, просветительский центр, гостиницу, беседку и парк. Новая двухэтажная мечеть сможет вместить 800 человек. Высота минарета вместе со шпилем и полумесяцем составит около 42 метров» (4).

По словам руководителя проекта, председателя правления благотворительного фонда «Сияние» Жиганши Тухтарова (5)  и сообщениям ряда СМИ (6),  в регионе были организованы несколько групп по сбору подписей против строительства мечети, но эта деятельность не увенчалась каким-либо существенным успехом.

Наглядным фактом, как влияет религиозная составляющая на экономику, является ситуация связанная со строительством свиноводческого комплекса близ с. Средняя Елюзань. Местные мусульмане кардинально воспротивились реализации данного инвестиционного проекта. В результате Датская компания Russia Baltic Pork Invest ASA пересмотрит место проекта и вместе с этим построит в Пензенской области один свинокомплекс вместо планировавшихся трех. (7)

К одной из проблем местного ислама могу отнести проблему мигрантов. Огромный поток рабочих из стран Средней Азии приезжает практически во все города России, особенно в Москву и Санкт-Петербург, Пенза тоже не является исключением. Так в 2011 году на территорию Пензенской области въехало более 27,5 тысяч мигрантов. По словам начальника управления ФМС Михаила Салмина, не секрет, что далеко не все въезжающие в наш регион имеют благие намерения. За 10 месяцев 2011 года сотрудники УФМС совместно с управлениями МВД и ФСБ провели более 1,2 тыс. как индивидуально-адресных, так и крупномасштабных операций. Было проверено более 3,5 тыс. объектов и мест возможного нахождения нелегальных мигрантов и выявлено более 2,5 тыс. фактов нарушения миграционного законодательства (7). Преступность среди мигрантов, нежелание ассимилироваться и жить в соответствии с нормами российского общества, увеличение безработицы среди коренных жителей – все это не может не волновать общество, которое учитывая религиозную принадлежность мигрантов, неминуемо связывает проблему с исламом. В этой связи хочется рекомендовать мусульманам влиять на прибывающих из Средней Азии граждан, властям быть более ответственными в решении проблемы мигрантов, желательно в разы снизить количество приезжающих в страну на заработки.

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ В ПЕНЗЕ

Протестантизм находиться на 3-й строке по числу приверженцев и количеству зарегистрированных религиозных организаций. Протестанты тесно связывают свою религиозную традицию с социальным служением обществу. Поэтому протестанты на протяжении всей истории были наиболее трудолюбивым классом общества. Еще с исторических времен русские государи привлекали в страну протестантских специалистов и выделяли земли для протестантских поселений.

Российские протестанты, имея общие духовные традиции с западными единоверцами, все же имеют свои исторические корни. Еще до Реформации Мартина Лютера в Германии, в нашей стране уже существовали группы верующих со схожим богословием и формой богослужения. Поэтому одной из задач, которая все еще стоит перед российскими протестантами, и пензенскими в частности,  является задача показать свою собственную идентичность, русские корни и независимость от западного протестантизма. В большей мере это уже сделано.

Об этом говорит участие российских протестантов в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте: уже третий срок работы начальствующего епископа РОСХВЕ Сергея Ряховского в качестве члена Общественной Палаты РФ, поддержка на самом высоком государственном уровне социальных проектов протестантов, таких как движение «Россия без сирот» и т.д.

При таком существенном продвижении и использовании опыта протестантов в социальном служении в столице, еще не во всех регионах власти «разглядели» потенциал евангельских церквей, чтобы использовать его на местах. Так в Пензе уже на протяжении нескольких лет ведется разговор о включении ведущих протестантских служителей в межрелигиозный совет при Правительстве Пензенской области. Надо отметить, что в ходе недавней встречи представители Правительства отметили, что в скором времени произойдет расширение состава членов Совета, куда войдут протестанты.

Отличительным качеством протестантизма всегда было активное социальное служение. Протестанты считают, что угодить Богу возможно не через ритуалы и обряды, а через веру, которая побуждает человека к совершению добрых дел и к искренней заботе о ближних. Исходя из этой системы ценностей, не только священнослужители, но и большая часть прихожан протестантских церквей занимают активную социальную позицию, принимая участие в общественно-значимых делах, благотворительности и в помощи нуждающимся людям.

В Пензенской области по состоянию на 1 января 2012 года из 4681 ребенка 4334 (92,59%) — находятся на воспитании в семьях (8). Важно, что важное участие в этом процессе приняли христиане-протестанты. Семьи верующих показали пример в усыновлении детей и стали лицом программы по усыновлению в местных СМИ, рассказывая о своем опыте и привлекая к этому других.

  В связи с этим, в августе в г. Пензе начнется 3-й этап велопробега «Россия без сирот»,  в рамках которого город посетит команда кругосветного велопробега «Мир без сирот», кроме этого состоится пресс-конференция и однодневная конференция по усыновлению, на которой  будут подниматься вопросы по решению проблемы сиротства в России, а также даваться консультации тем, кто желает принять сирот на воспитание в свою семью. Мероприятие будет проходить в Церкви «Живая вера». Пензенские протестанты надеются на поддержку события местными властями и СМИ.

Говоря о СМИ, надо отметить, что из-за настороженного отношения властей, огромная социальная и просветительская работа протестантов остается без должного внимания прессы. Хотя в 2012 году в ряде пензенских печатных и интернет-изданий вышли публикации, отражающие жизнь протестантов в регионе.

По этой причине пензенские протестанты занимаются развитием собственных СМИ. В городе печатается Общероссийская газета «Живая вера» — одно из ведущих протестантских изданий в России, заработал собственный портал новостей http://afmedia.ru , развиваются сайты протестантских приходов,  ведется большая работа по съемке видеосюжетов и программ, которые выходят в интернете и на телеканале ТБН, который для жителей доступен пока только в спутниковом диапазоне.

В этой связи, хочется рекомендовать протестантам продолжать занимать активную гражданскую и социальную позицию, а властям быть более открытыми, равняясь в этом на руководство страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется сказать, что, несмотря на то, что Россия является светским государством и при навязывании нам секулярного мышления Западом, религиозный фактор по-прежнему остается очень важным в стране. Россия огромная страна, со множеством национальностей и конфессий, и очень  важно, чтобы она осталась таковой. Для этого нобходимо участие всех: самих религиозных конфессий, органов власти и СМИ. Религиозные чувства – это не пропаганда, это нечто глубинное, находящееся в самом сердце человека. Поэтому подходить к решению религиозных вопросов нужно очень осознанно, используя медицинский принцип: «Не навреди!» Религиозный потенциал человека может быть чрезвычайно полезен и направлен на созидание государства и социальное служение, но при этом важно не допускать столкновения религий, которое, как показывает история, обычно ничем хорошим не заканчивается. Государство в равной мере должно оказывать поддержку всем религиозным конфессиям, при этом, не допуская никаких проявлений экстремизма и ксенофобии. А сами конфессии не должны перегибать палку в навязывании своей системы ценностей, стараясь гармонично вписываться в традиционный уклад жизни.

 

Ссылки на использованные в статье материалы:

 

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here