В Госдуме рассмотрят предложения о закреплении в законе ведущей роли православия

Религия

14 января 2016 г., Живая Вера Медиа

В 2016 году в Госдуме займутся разработкой законодательства, регламентирующего деятельность вновь возникающих религиозных организаций. В итоге в юридическую лексику может быть, в частности, введено понятие «секта», сообщает Живая Вера Медиа со ссылкой на NEWSru.com.

Как отмечают в нижней палате парламента, поводом для внесения дополнений в закон стали обращения возмущенных граждан, требующих принять меры в отношении нетрадиционных религиозных групп. По мнению экспертов, в кризисных ситуациях влияние таких организаций возрастает, и власть хочет застраховать себя от нежелательных воздействий на общество.

Об этом интернет-газете Znak.com рассказал глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов(ЛДПР).

По его словам, при руководимом им комитете действует рабочая группа по мониторингу деятельности новых религиозных организаций, где отмечают, что число случаев обращения граждан с жалобами на действия новых религиозных образований, в том числе противоправные, увеличилось.

«Была проведена рабочая встреча, где обсуждалась эта тема. Конечно, подход будем вырабатывать. Например, звучали предложения ввести в законодательство понятие «секта» или особо закрепить ведущий статус православия, но такие предложения противоречат Конституции, которая гарантирует свободу совести. Сами же организации тоже жалуются, что, к примеру, распространяемую ими литературу признают экстремистской. Конечно, в этом году мы подумаем, как доработать законодательство по поводу новых религиозных образований, главное — выработать не эмоциональный, а содержательный подход», — приводит Znak.com слова Нилова.

Отметим, что месяц назад депутат также заявлял, что в настоящее время будет сложно ввести юридическое определение «секта», «потому что это может нарушить Конституцию». Он считает, что формулировка «секта», по идее, должна привести к запрету деятельности религиозных организаций, в то же время Конституция и ее действующая норма позволяет действовать в РФ всем зарегистрированным религиозным организациям.

По мнению Нилова, «в народе так называемые секты носят неюридический характер, это бытовое определение», между тем законодатели и юристы пользуются термином «новые религиозные образования».

Вместе с тем он отметил, что в некоторых регионах РФ найдены свои способы бороться с сектами: в Белгороде, например, принят закон о миссионерской деятельности, в Архангельской области тоже в первом чтении одобрен законопроект, который обязывает те религиозные организации, которые действуют в соответствующем субъекте, получать некую лицензию своей деятельности.

«С одной стороны, понятен мотив, с другой — такой подход можно рассматривать как некое нарушение прав», — считает Нилов.

Между тем депутат отметил, что в последнее время активизировалась деятельность «так называемых новых религиозных образований, это и Свидетели Иеговы, а также церковь сайентологов, в отношении которой есть судебные решения, которые признают ее нерелигиозной организацией».

«Чем острее будет международная обстановка, тем, вероятно, активнее будут действовать различные религиозные меньшинства, которые будут ставить перед собой разные цели, а самое главное — перед ними будут ставить разные цели», — подчеркнул глава комитета.

Источник интернет-газеты Znak.com в думской рабочей группе заявил, что новые ограничения не коснутся религиозных организаций, давно действующих на территории России, но ограничат возможность возникновения новых.

Консервативный публицист Егор Холмогоров считает, что для новых религиозных организаций ограничения надо вводить превентивно. «Эти структуры растут как на дрожжах от социальной смуты, бедности и страха. В условиях надвигающегося кризиса, бедности и банкротств угроза новых религиозных организаций повышается. Мы через все это уже проходили в 1991-97 годах, когда страну буквально накрыло этими организациями. Они давали людям мнимое чувство поддержки и спокойствия, хотя в реальности это было жульничество и доведение до безумия, в некоторых случаях – Мария Дэви, Аум Синрике – социальные последствия были тяжелыми. Тогда с волной справились, в том числе и законодательными мерами, установив приоритет традиционных религий», — считает Холмогоров.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев, со своей стороны, убежден, что «закручивание гаек» в отношении новых религиозных организаций неизбежно. «Очевидно, что традиционные конфессии воспринимаются благожелательно и позитивно, их нетрадиционные конкуренты — прямо наоборот. И дело не только в том, что идет привычная битва за души людей, есть еще и усиливающаяся боязнь внешних влияний через религиозные организации. Активность «сект» сейчас очевидно не выше, чем была, например, в 90-е. Хотя в условиях кризиса активность будет нарастать. Вот и страхуются, принимают превентивные меры. А ссылки на граждан, скорее, предлог, граждане жаловались на «сектантов» всегда», – заявил эксперт.

Нынешний созыв Госдумы по всей логике закончит свою деятельность примерно с того же, с чего начал – с принятия различных регламентирующих и запретительных законов, отмечает политолог Глеб Кузнецов. «Думаю, любые ограничительные поправки будут приняты вне зависимости от того, что обсуждению вопросов свободы совести более 700 лет. Я при этом верю, что следующий созыв Госдумы проведет ревизию законодательных запретительных инициатив и многое из принятого этим созывом отменит. Если говорить об этом в рамках тренда на консерватизм, то надо понимать, что консерватизм — это как раз система взглядов, связанная с осторожным отношениям к новациям, а ограничительная новация — это тоже новация. Ограничение свободы совести под видом упорядочивания религиозного поля — это не консервативный шаг, а реформистский», – заявил Кузнецов.

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий