16 января 2017 г. Интервью.

В преддверии столетней годовщины Октябрьской революции своими мыслями о советском периоде истории и планах еврейской общины в наступающем году в интервью «Интерфакс-Религия» поделился главный раввин России Берл Лазар.

— В 2017 году исполняется сто лет Октябрьской революции. Не могли бы Вы дать оценку советскому периоду нашей истории?

— Для меня это — мрачное время. Большевики задались целью создать «нового человека» и построить новое общество, отринув Бога. Они шли к своей цели через насилие, достигшее апогея при Сталине. Для верующих (независимо от религиозной принадлежности) практически весь советский период действовали жесткие ограничения. До смерти Сталина они подвергались масштабным репрессиям — люди шли в тюрьму или на расстрел просто за выполнение обязанностей священнослужителя. В дальнейшем репрессии в адрес верующих стали точечными, зато сохранились различные притеснения и ограничения, которые я еще застал в конце 1980-х. Все то хорошее, о чем говорят, вспоминая СССР, существовало не благодаря, а скорее вопреки режиму.

— Какие черты и достижения советской эпохи могут служить образцом для современного общества и государства?

— Прежде всего, конечно, это победа над нацизмом, спасшая мир от чудовищной перспективы создания человеконенавистнического режима в мировом масштабе, а еврейский народ — от поголовного уничтожения. Россия и сейчас активно борется с терроризмом и экстремизмом.

Еще одно достижение, представляющее интерес для современной России, — попытка создания единой гражданской нации. В советский период оно не было доведено до конца, затем мы столкнулись с волной национализма, сейчас же мы наблюдаем ренессанс идеи создания гражданской нации.

Среди положительного хотелось бы также отметить системы образования и здравоохранения, позволившие в относительно короткий срок решить проблему неграмотности и распространения эпидемий.

— Ваше личное отношение к Ленину и Сталину?

— И тот, и другой — люди, залившие страну кровью и попытавшиеся заменить веру в Бога культом обожествленных вождей. Так что Сталин вполне справедливо именовал себя «верным ленинцем», только Ленин в большей степени делал это ради продвижения своих идей, а Сталин — ради сохранения власти.

— Не пришло ли, на Ваш взгляд, время снова начать дискуссию на тему перезахоронения тела Ленина?

— Я полагаю, что все необходимые дискуссии на этот счет уже прошли. Тело Ленина должно быть предано земле, а могилы с кладбища у Кремлевской стены — перенесены на другие кладбища. В том, что это необходимо сделать, сходятся представители всех вероисповеданий. Что касается мавзолея Ленина, я полагаю, что разрушать его не надо — здание вполне органично вписалось в ансамбль Красной площади. Лучше было бы организовать в мавзолее музей, посвященный советской эпохе.

 

Читайте: РПЦ: Ленина захоронить надо, но главное — не навредить

— Вы упомянули высокий уровень образования в СССР. Ваше мнение о современной системе образования в России?

— Она вполне отвечала задачам, поставленным в советские времена, — дать образование широким слоям населения. Но сейчас ситуация изменилась — во всем мире образование становится все более специализированным, ряд отраслей шагнули далеко вперед, а в России, к сожалению, в некоторых местах продолжают обучать так же, как делали это 20, 30, 40 лет назад.

— Что, на Ваш взгляд, следовало бы изменить?

— Первое, что нужно сделать, это вернуть престиж профессии учителя, существенно повысив зарплаты преподавателям, особенно в провинции. Второе — желательно переориентировать существующее образование от простого заучивания текстов, вошедших в канон 20, 40, а иногда и больше лет назад, к образованию, помогающему применять полученные знания на практике. Кроме того, корпус тех знаний, которые должны получать учащиеся, должен регулярно обновляться (особенно это относится к техническим наукам). В современном образовательном процессе крайне важно использовать интерактивную и технологическую составляющие. Нужно аккумулировать весь позитивный мировой опыт в этой области и отслеживать те новые идеи, которые только начинают разрабатываться.

Читайте: Почему у евреев невероятно высокий IQ?

— В каких регионах еврейская община сегодня чувствует нехватку синагог?

— На самом деле так можно сказать о большинстве регионов, где есть общины. Существующие синагоги часто бывают переполнены либо расположены далеко от мест, где живут верующие (ведь времена, когда евреи селились вокруг синагог, давно ушли прошлое), поэтому создание новых синагог, молельных домов и общинных центров будет продолжено.

— Где планируется их открыть в наступившем году?

— Точно можно сказать о том, что в 2017 году откроются синагоги в Волжском и Калининграде — местные власти в уходящем году передали еврейским общинам необходимые здания. Кроме того, в ряде городов, например, в Брянске и Саратове, ведутся реставрационные работы, которые также должны быть закончены в будущем году.

— В какой стадии сейчас находится реализация идей ФЕОР о строительстве новых синагог в Москве?

— К настоящему моменту в Москве насчитывается около 30 общин, входящих в состав ФЕОР. Три из них были открыты в 2016 году — община для англоязычных евреев на Арбате, общинный центр при МГИМО и община на Ломоносовском проспекте. В ближайших планах — строительство синагоги в Новой Москве, где власти уже выделили соответствующие земельные участки для всех вероисповеданий.

Мы стараемся охватить все районы Москвы. Где-то нам выдают землю под строительство, где-то мы сами арендуем или покупаем помещения. Активно строятся синагоги в Московской области, тесно связанной с Москвой.

В октябре в еврейской общине Мытищ состоялось радостное событие — церемония внесения нового свитка Торы. На улицу Лесную община переехала менее полугода назад, но уже сейчас успела провести полноценный ремонт в здании, где разместилась синагога. На территории планируется возвести целый комплекс зданий, включая молельный зал, библиотеку, детский сад, кошерное кафе и микву (бассейн для ритуальных омовений — «ИФ»).

В конце 2015 года в поселке Жуковка открылся одноименный еврейский религиозно-культурный центр, который стал крупнейшим в области и вторым по размеру в России после Московского еврейского общинного центра. При центре работают отель и гостевой дом, кошерный ресторан, библиотека, на постоянной основе проводятся лекции раввинов, ведут работу детский, молодежный клубы и многое другое. Недавно при ФЕОР открылась община в новом коттеджном поселке на Алтуфьевском шоссе Новые Вешки, в скором времени ожидается открытие еврейской общины в Химках.

— Какие проекты ФЕОР планирует реализовать в этом году?

— Мы традиционно развиваем проекты по целому ряду направлений. Вот некоторые из них: развитие еврейского центра «Жуковка», совершенствование деятельности Еврейского музея и центра толерантности. Федерация еврейских общин также будет активно поддерживать культурные мероприятия — издание еврейской литературы издательством «Книжники» (здесь я хотел бы выделить начатый в 2016 году проект по изданию Вавилонского Талмуда на русском языке). Предполагается активное развитие молодежных образовательных программ, направленных на самые разные возрастные категории. Особое внимание будет уделено благотворительной программе «Сердце детям», которая предназначена для оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, находящимся в чрезвычайной ситуации и нуждающимся в безотлагательной медицинской или социальной благотворительной поддержке.

Отдельное направление — увековечивание памяти жертв Холокоста путем открытия памятников на местах массовых расстрелов. Еще одно специальное направление — поддержка тех, кто по какой-то причине оступился в жизни. ФЕОР будет поддерживать антинаркотические программы для молодежи. Кроме того, в рамках этого направления предполагается открытие двух молельных комнат в местах лишения свободы в Московской области.

— Наблюдая за событиями на Ближнем Востоке, многие сегодня задаются вопросом, ожидают ли всех нас новые мировые катаклизмы. Разделяете ли Вы такие опасения, и как, с точки зрения иудаизма, вести себя человеку в преддверии глобальных потрясений, которых он опасается?

— Я полагаю, что вероятность новой мировой войны крайне низка. В отличие от предыдущих войн ведущие мировые державы сейчас обладают ядерным оружием, способным уничтожить жизнь на Земле. Вряд ли кто-то решится начинать войну, итогом которой гарантированно будет полное уничтожение всей цивилизации. Что касается отношения иудаизма к глобальным катаклизмам, то мы знаем, что наша судьба — в руках Всевышнего. Нужно поступать в соответствии поговоркой — «делай, что должно, и будь, что будет».

— Каким Вам видится будущее России и мира — например, в десятилетней перспективе?

— Я надеюсь увидеть Россию через десять лет стабильным и процветающим государством. Что касается мира, то, я полагаю, он не сильно изменится. Великие державы продолжат соперничать между собой. Хотелось бы верить, что международный терроризм серьезно сдаст свои позиции, но я не думаю, что спустя десять лет можно будет говорить о полном исчезновении этого явления. Процесс его искоренения и реабилитации тех, кто был затронут человеконенавистнической пропагандой, занимает куда больше времени.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here