Археологи нашли первое доказательство существования пророка Исайи

Религия

Археологи объявили, что, возможно, обнаружили первое материальное доказательство существования библейского пророка Исайи. Вещественное свидетельство найдено в мусорной куче в Иерусалиме.

Доказательством реальной жизни пророка стал небольшой кусочек глины длиной всего 0,4 дюйма с оттиском печати. На фрагменте можно прочитать надпись «Исайя пророк».

Как пишет издание The Daily Beast, ценный фрагмент был найден во время раскопок ранее не тронутой древней кучи мусора. Помимо кусочка с печатью там еще нашли фигурки, обломки керамических сосудов, кусочки слоновой кости и глиняные предметы с оттисками печатей, известные как буллы (от лат. Bulla — «печать». — прим.ред.) — в том числе печати иудейского императора Езекии.

Раскопками руководила израильский археолог Эйлат Мазар. Она утверждает, что рядом с буллами Езекии были «еще 22 буллы, в том числе булла с надписью «Yesha’yah[u] Nvy[?]», что совершенно буквально переводится как «Исайя пророк», публикует перевод статьи InoPressa.

The Daily Beast отмечает: «Если учесть значение Исайи в истории религии, этот оттиск печати очень важен как для иудеев, так и для христиан».

Согласно Книге Исайи, которая является 12-й книгой Танаха раздела Невиим (второго раздела иудейского Священного Писания), пророк жил в VIII веке до н. э. Исайя начал проповедовать в правление иудейского царя Озии, жил при нескольких царях — Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии.

«Христиане так его любили, что написали «Вознесение Исайи» — рассказ о его мученической смерти и вознесении на небо», — отмечает автор статьи The Daily Beast.

По словам исследователя Эндрю Дэвиса из Бирмингемского университета, без Исайи люди лишились бы «ряда самых скорбных, но и самых оптимистичных произведений религиозной поэзии, а также некоторых величайших для своей эпохи богословских новшеств».

Исайя имел большой авторитет даже при жизни. Он не только проживал в Иерусалиме и был приближенным к иудейским царям, но и почитался последующими поколениями, которые, впрочем, добавляли в его книгу что-то от себя. Большинство ученых считают, что Книгу Исайи можно разделить на две, если не три части, каждая из которых приписывается отдельному автору.

Считается, что автор второй части Книги Исайи писал во времена изгнания еврейского народа и предсказал его возвращение из Вавилона в Иерусалим. Включение в Книгу Исайи дополнительных разделов показывает, что пророк был крайне важен для потомков и они желали использовать память о нем для распространения своего послания.

Что касается христианства, в их глазах особую ценность представляют множественные пророчества Исайи о грядущем Мессии.

«Теперь у нас впервые есть образчик его предполагаемой «подписи». Это не только доказательство существования Исаии (собственно, ученые всерьез не оспаривали факт его существования), но и, возможно, показатель его роли в иерусалимском обществе в VIII веке до н. э. Не всякий, кто имел собственную печать, отличался высоким социальным статусом (печать была способом подтвердить свою личность), но в Библии говорится, что Исайя был советником царя и тот обращался к нему за советами. То, что оттиск его печати найден рядом с оттиском печати Езекии, подтверждает «портрет» придворного пророка, который рисует нам Библия», — говорится в статье.

Правда, Мазар признает в своей публикации, что с оттиском не все однозначно: несколько букв, по-видимому, отвалились. Вдобавок на большинстве печатей имя их владельца приведено с отсылкой к его отцу: «Такой-то, сын такого-то». Надпись на печати Исайи, согласно интерпретации Мазар, не следует этому формату: тут указана его профессия (пророк).

В Biblical Archaeology Review подчеркивают, что журнал постарался воздержаться от категоричных утверждений. Сам редактор издания лично полагает, что Мазар действительно обнаружила оттиск печати Исаии и это «первое археологическое и внебиблейское упоминание о пророке».

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий