Интервью с профессором, которое перевернет ваше представление о Ветхом Завете

Религия

Представляем Вашему вниманию интервью Евгении Игнатьевой у своего преподавателя Ветхого Завета профессора Чандлера Коллинза из Иллинойса (США), который с этого года будет преподавать в Иерусалимском университете.


Все мы знаем, что учиться — это хорошо. Но это в целом, а в частности, учится просто необходимо. Поэтому я спешу познакомить вас с моим преподавателем по Ветхому Завету в американском университете Trinity International University в Иллинойсе, где я была его студенткой. Я узнала от него столько нового, что просто не могу молчать об этом.

Его зовут Чандлер Коллинз, ему 32 года, и он женился в феврале. Поздравляем! Он учился в Америке и Израиле, археолог и специалист по Древнему Ближнему Востоку. Это как раз то место и время, где происходили события, описанные в Ветхом Завете.

Я попросила его дать несколько советов тем, кто стремится к серьезному и более глубокому пониманию первой части Священного Писания.

Я: Каждый день мы узнаем что-то новое о том поразительном времени, потому что в Израиле ведутся раскопки, прогрессирует изучение языка, появляются сведения  и о народах, окружавших Древний Израиль и игравших огромную роль в жизни Божьего народа  того времени. Мне, например, все это ужасно интересно, а вы знаете столько всего. Вы не хотели бы как-то популяризировать свои знания?

К: Я хотел бы продолжать преподавать, но не только в университетах, где готовят узких специалистов, но и более широкой аудитории. Можно учить в церкви, например, или в журналах и блогах для тех, у кого есть интерес.

Я: Мы все в предвкушении того, что вы можете нам рассказать, но прежде чем мы перейдем к подробностям, что мы должны помнить всегда, рассматривая Библию?

К: Мы все знаем, что многое в Библии нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Каждое слово написано в определенное время при определенных обстоятельствах, это нужно понимать. Конечно, бывает, что и одна строчка в Библии может кардинально поменять вашу жизнь. Но умение видеть большую картину дает действительно глубокое понимание вещей.

Все события имеют начало и конец, и предыдущие события влияют на последующие. Так первые главы книги Бытия связаны с тем, что мы читаем в ней дальше. Книги Исход и Левит мы тоже рассматриваем в свете Бытия, а книги Судей и Царств — в свете закона Моисея. Так, например, когда мы читаем о событиях в конце книге Судей, когда герой приносит в жертву свою дочь, потому что дал обет Богу —  то нам это крайне трудно понять. Но когда мы вспоминаем, что в Законе прямо написано не приносить человеческих жертв, то поступок героя уже выглядит совершенно по-другому.

Поэтому нужно видеть всю картину.  Бог не просто наблюдатель, но и движущая сила истории. Он участвует в осуществлении Своего плана искупления. Да, мы читаем Ветхий Завет в свете Нового Завета, но и Новый Завет тоже нужно читать в свете Ветхого Завета. Потому что сама идея завета появляется  при событиях с Ноем, потом завет с Ноем перерастает в завет с Авраамом, потом с Давидом, а потом уже у пророков мы читаем о Новом Завете, который осуществится позже. Мы  предвкушаем этот Новый Завет, и предвкушение нарастает со временем. Мы еще не видим его  в действии, но уже знаем о нем и ждем его.  Ко времени Иисуса это ожидание, можно сказать, накаляется, а ведь многие и тогда не видели этого и сейчас не замечают.

Я: Мы с вами говорили о том, что для понимания Ветхого Завета необходимо особенно обратить внимания на несколько вещей, среди них…

К: География. Я, например, вырос в равнинном месте среди среднего класса вдали от большого города. Я видел и горы и города, но когда на воскресной школе рассказывали библейские рассказы и когда я сам их читал, то, не задумываясь, представлял себе все эти события в знакомых мне декорациях моей жизни. Ну или где-то в тридевятом царстве. Но все это происходило не в тридевятом царстве, а в реальном месте и оно сильно отличается от наших краев.

Когда же я в 2010 году туда приехал, то увидел, что в условиях их природы библейские тексты получают как бы новое прочтение. Очень важно помнить, что израильтяне жили в горных местах, а другие племена жили в долинах и на побережье. И хотя эти народы были в принципе рядом, жизнь в горах и внизу сильно отличалась. Наверху у них  каждый имели кусок земли и их это устраивало.  Внизу жизнь была другая: они строили корабли, шла активная торговля и так далее.

Жизнь в горах всегда менее стремительная, старомодная, вы как бы отделены от других. К этому относились серьезно, даже их враги предпочитали сражаться в долине, потому что считали Яхве Богом гор.

Так люди тогда смотрели на вещи: определенные боги сильны на определенных территориях. Храм в Иерусалиме был на горе и к нему поднимались. Помните, когда Самсон сражался с филистимлянами? Мы можем прочитать географическое название, но поймем ли мы, что речь идет о плодородных землях, где можно вырастить хороший урожай? Когда Самсон связал лисьи хвосты и поджег землю, это была не просто земля и там росла не просто трава!  И это было время урожая. А это уже совсем другая картина.

Если мы знаем, как живут рыбаки на морском побережье, мы понимаем о чем говорил Иисус со своими апостолами, некоторые из которых были рыбаками.  Когда ты видишь своими глазами, где и при каких условиях жизни происходили все эти события — это уже другая картина.

Но и это еще не все. Даже погодные условия дают нам заглянуть в склад ума людей древнего Израиля.  У нас четыре времени года: осенью и летом все плодоносит, весной цветет, зимой идет снег, а весной все начинается сначала. В Израиле было только два времени года: сезон дождей до середины апреля, а потом засуха до середины сентября.  Ни большой реки, ни озера, ни моря около Иерусалима нет, поэтому во время сезона дождей люди строили цистерны и собирали воду. Из камня и специальной замазки строили водосборник и помещали в землю на пути стекания воды. Возможно, этой водой даже и не поливали, ее только пили. В книге пророка Иеремии Бог говорит людям, что они как сломанные цистерны, которые не могут удерживать воду.

Понимаете, о чем тут? Второй вариант — это источники натурального  происхождения, так называемый “водоносный горизонт”.  Внутри гор возникают каменные  резервуары, в которые вода просачивается через верхний слой почвы. Эти резервуары могут быть гигантскими! Например, в Иордании недавно нашли один такой резервуар, из него можно поить всю страну до 50 лет. Затем в каком-то месте из-за давления вода протекает наружу, и появляется  источник. И все это дождевая вода. Поэтому когда Бог говорит, что если израильтяне не покорятся Ему, Он не даст им дождя, то для них это означает голод и жажду.

В истории о пророке Илии и служителях Ваала, как мы помним, тоже речь идет о засухе. В их случае дождя не было несколько лет. Все это время не было урожая.

Цисцерна для сбора воды в Яффе (Израиль)

Я: Однако, такие климатические условия как-то не вяжутся с  представлением о земле, где течет молоко и мед. Я не хотела бы жить в таких условиях.

К: Надо разобраться, что вообще эта фраза означает. Одно из объяснений говорит, что молоко, а тут имеется в виду козье молоко, представляет возможность для животноводства. А мед, как всегда считалось, — это не пчелиный мед, а то, что они делали из фиников, и это, метафорически говоря, земледелие. Тогда речь идет о том, что эта земля была пригодна для животноводства и земледелия.  Но недавно в Иордании нашли следы древнего пчеловодства, так что может быть у них и был мед. В любом случае, речь тут не идет о земле, где все растет “только палку воткни”, как думал я, когда рос посреди Америки. Это становится ясно, как только ты на своей шкуре испытаешь их климат. Но они были рады и этой  земле. Если ее сравнивать с Египтом, где именно все легко растет и где всегда была житница древнего мира, то мы видим одну картину. А если сравнивать с Синаем, то картина другая, потому что там вообще почти ничего не растет.

Я: Может быть они просто были рады, что наконец-то у них будет их земля, где они не рабы, хозяева сами себе.

К: Да, и плюс эти горы, а мы уже говорили, что в представлениях древних боги обитали каждый в своем месте. Например, Ваал был богом дождя и грозы. Его обычно изображали с молнией в руках. Именно он был верховным богом в этих местах, особенно его почитали финикийцы, потому что они были моряками и сильно зависели от погоды на море. Финикийцы и другие народы считали, что дождь  —  в руках Ваала. Поэтому Илия и говорит, что если ваш бог действительно может дать дождь — то вы ему помолитесь и посмотрим, что будет. Но если Илия будет просить Яхве дать дождь и дождь пойдет, то тогда они должны будут признать, что только Яхве достоин поклонения. Идет Илия не куда-то, а на гору Кармель. В  легендах эта гора — место обитания местных богов, как Олимп для тех народов. Илия идет на территорию Ваала, где пророки бога дождя Ваала просят его дать им дождь, и ничего не происходит. Но когда Илия просит Яхве, то он не только посылает дождь, но и огонь с неба, вероятно, молнию. А дождь и молния — это как раз то, чем по вере местных должен распоряжаться Ваал. И все признают, что Яхве — Бог. Так посреди народов, где разные боги имеют разные функции, мы видим Яхве, которому подвластно все — и море и земля, и война и деторождение, мудрость и все остальное.

Храм Баала (Ваала) в Пальмире.В данный момент разрушен боевиками ИГ (запрещена в РФ)

Я: То есть у евреев было совершенно другое представление о Боге.

К: Да, у них должно было бы быть другое представление, которое передали им патриархи, Моисей, Иисус Навин. Но мы имеем множество археологических свидетельств того, что среди них было широко распространено идолопоклонство, против которого проповедовали ветхозаветные пророки.

Я: Получается, они зашли слишком далеко в своих контактах с другими народами.

К: Религия и политика были сильно связаны между собой в древнем мире. В каждом большом городе был какой-нибудь языческий храм и целый класс священников. Разные города в разное время становились сильнее и слабее, поэтому часто «сила» такого бога соответствовала политической силе этого города и их представление о духовном мире менялось.

Например, в Египте, когда у власти была 18 династия, один из фараонов, Аменхотеп, потом он назывался Эхнатон, провозгласил себя поклонником Атона, солнечного диска, это было вопреки всем традициям. Можно бесконечно говорить о том, почему он это сделал. Существует целый ряд теорий, начиная с того, что он действительно было монотеистом, и, кончая предположениями, что он просто возвысил Атона над другими богами. Но, кроме религиозных новшеств, это принесло и политические изменения. Эхнатон перенес столицу в другое место. Это сильно уменьшило власть жреческого класса и увеличило власть самого фараона. Жрецам это не понравилось, и они стали сопротивляться. В конце концов, этот новый город просто было оставлен, и все вернулось к прежнему укладу.

В Израиле тоже политика и религия влияли друг на друга, особенно после разделения царств на северное и южное.

Я: Очень интересно. Давайте посмотрим, к чему мы пришли с нашим «географическим» фактором.

К: Да, всегда полезно иметь перед глазами географическую карту. Помните, в начале книги Властелин колец есть карта, и на ней показано, где Шир, где Мордор, где разные царства. Когда мы читаем эту книгу, мы сверяемся с картой, и у нас появляется как бы уже не плоское, а “объемное” преставление о событиях. Когда мы читаем Библию и не представляем себе, где все это происходит, создается впечатление, что речь идет о событиях в тридевятом царстве. Совсем другое дело, если мы смотрим на карту и видим: тут Иерусалим, тут был храм, а вот тут были городские ворота, а таким путем можно было добраться из Иерусалима в Самарию, где было Северное царство. Тут жили филистимляне, тут моавитяне, тут ассирийцы. Все это оживляет Библию.

Изображения филистимлян в египетских храмах.

Я: Да действительно, ведь Ханаан находился между главной политической силой Ассирией и хлебной корзиной, Египтом.

К: Это важно, Ханаан был вроде моста, единственная дорога. Места эти были не супер плодородными, но там пролегали торговые пути, а это означало серьезные преимущества, ведь они буквально находились между основными мировыми державами. Сначала между Египтом и хеттами, потом между ассирийцами, вавилонянами и персами и египетским хлебом. Плюс на побережье финикийцы, которые были транспортной системой древнего мира. Бог обещал, что царство Израиля будет простираться от границ Египта до границ Ассирии. Через эти места пролегали торговые пути. Тем всегда было множество народа, можно сказать, весь мир того времени как бы встречался там. Это важный образ для понимания искупления через народ Божий. 

Предчувствие того времени, когда все дороги приведут в Храм, в котором обитает Сам Бог. В Новом Завете уже Дух Божий живет в каждом из нас как в Храме. Но только теперь уже дороги ведут не в храм, а, наоборот, из наших храмов в Иудею, Самарию и до краев земли.

Я: Возможно, такое географическое положение давало и материальные выгоды. Они могли собирать пошлины с торговцев?

К: Да, конечно. Но в таком положении есть не только преимущества. Потому что как мы уже говорили, в случае войны Израиль оказывался на пути и подвергался нападению. Люди в таком положении  очень зависят от внешних обстоятельств, и таким образом, от Бога. Не только дождя просили они. Бог мог защитить их, или не защитить от сильных государств с их армиями.

Во Второзаконии Бог говорит, что Он избрал это народ не потому что они были богатыми и сильными. Хотя в истории евреев были моменты, когда они были сильны. Например, из внебиблейских исторических источников мы знаем, что царство Ахава было политически весьма успешным. Но библейских авторов не интересует политический успех так, как духовное состояние нации, их верность Богу. Их жизнь могла быть полна страхов. Будет ли дождь и урожай в этом году (у Египтян не было таких проблем, например), какая еще супердержава появится и захочет владеть ими. Кто из местных народов может навредить им, как делали филистимляне, например.

Я: Израиль ведь мог позаимствовать и культуру других стран. Например, я читала, что административное устройство двора Давида было построено по египетскому образцу.

К: Евреи не были однородны, другие народы вышли с ними из Египта, некоторые народы остались с ними в Ханаане, некоторые присоединились. Например, Раав не была еврейкой. Археологические находки дают нам понять, что Израиль культурно был вполне интегрирован в мир того времени. Взять, например, их письмо. Библия написана на еврейском языке, это один из западно-семитских языков, очень похожий на другие западно-семитские языки. Арамейский, например, угаритский язык, на котором говорили в городе Угарит, стиль жизни которого был очень похож на финикийский. Финикийский алфавит состоит из тех же букв, что использовали евреи, моявитяне и идумеи. Даже филистимляне стали использовать семитский язык и письмо, но это было гораздо позже.

Финикийский алфавит

Я: Теперь мы имеем дело уже не только с географией, но и с культурой Древнего Востока вообще.

К: Да, и она отличается от нашей и в мелочах и по-серьезному. Например, в Библии мы встречаем плач, как жанр литературы. У этого жанра есть правила, и авторы этим правилам следуют. Хотя мы и понимаем, что это такое, все же это не самый распространенный сегодня жанр в литературе. Или описание сотворения. Первые 11 глав Бытия заметно отличаются по стилю от следующих глав. Неподготовленный читатель сегодня этого может и не увидеть, но людям того времени все эти нюансы были понятны. Бог говорил с людьми понятным им языком, в понятном им стиле, приводя понятные им образы. Например, Бог — скала. Или Господь — мой пастырь, то есть пастух. Им не надо было объяснять про скалу пастуха или про воду. Поэтому и нам надо пытаться увидеть не то, что эти образы рождают в нашем воображении, а что, что видели люди тогда.

Я: Очень интересно. Тогда что же Авраам, когда он выходил из Ура, думал о том, как был сотворен мир?

К: Этого мы не знаем. Мы можем судить только на основе того, что написано в книге Бытия. А там написано только, что он последовал велению Яхве отделиться.

Я: И все же когда Авраам уже знал Бога, он понимал, что его Бог один единственный Бог? Или он считал, что вот теперь у меня есть свой Бог, а у других есть другие?

К: Возможно, он вырос поклонником местного бога, но потом поверил в Бога, и мы знаем со слов Павла, что эта веру Бог признал за праведность. И хотя богословие Авраама отличалось от веры других людей, в других аспектах он был одним из них.

Например, Бог обещал ему сына, но Сара была бесплодна. И он сделал то, что делали тогда все: взял служанку жены и от нее родился сына. У нас есть текст примерно того же времени из другой страны, где происходит то же самое. Авраам не ослушался, он просто сделал то, что было принято.

Авраам и Сарра

Я: Почему он вообще просто не взял другую жену и не получил законного наследника от другой жены?

К: Мы знаем только, что у него нет наследника, и это очень большая проблема. И потом уже после Измаила, Бог говорит Аврааму, что наследник будет от Сары. Мы видим множество примеров в самой Библии, когда от разных жен много сыновей и законных наследников много, возникают серьезные проблемы.  Так было с Давидом, так было с братьями Иосифа. У Авраама был наследник от Сары.

Я: Насколько вообще мистический элемент присутствовал в той культуре? В СССР при атеизме мы часто думали, что религия была для бедных и глупых, а по настоящему умные люди всегда понимали, что никакого Бога нет. Сейчас эти идеи тоже довольно сильны в целом, в научной среде, например, или просто в среде людей далеких от мистики и религии. Кто серьезно может отнестись к тому, что кому-то Бог сказал выйти из своего народа и так далее…

К. Из всего, что мы знаем следует, что абсолютное большинство представителей древних культур верили, что боги участвуют в их жизни самым непосредственным образом. И они очень серьезно к этому относились, часто были очень и очень суеверны. Буквально, что угодно могло быть знамением, плюс они считали, что можно достигнуть божественных милостей, принося жертвы, например. Иногда жертвы приносились перед сном в надежде, что бог явится во сне. У нас есть истории и из Библии, когда люди встречались с Богом во сне. У многих народов тоже было принято приносить жертвы перед сном и ждать, что вы увидите что-то во сне.

Было распространено гадание по печени; и другим внутренностям. Прежде чем заколоть животного, люди шептали свой вопрос ему в ухо, а потом закалывали, вытаскивали внутренности и пытались прочитать. У нас есть множество примеров глиняной печени, которая учила жрецов читать такие ответы. Мы находим и модели печени и тексты, как бы учебники, по которым жрецы учились читать эти знамения, по всей территории древнего мира, в том числе и на территории Израиля в Меггидо. Там в подробностях рассказано, что можно увидеть на печени, и что это может означать. Многие думают, что именно поэтому в книге Левит дается указание сжигать внутренности, особенно печень, чтобы по ним никто ничего не «читал».

Долина Мегиддо

Я: Вы не раз указывали нам во время лекций, что у этих народов был какие-то общие представления. Как, например, что море или океан — это символ хаоса.

К: Да, такое представление складывается у нас, когда мы читаем о том, что море ассоциируется с силами, которые неподконтрольны человеку, огромные монстры выходят из воды и так далее. В первой главе Бытия мы тоже видим воду, над которой носился Божий Дух.

Когда Бог творит, он демонстрирует свое могущество: Он говорит — и все это происходит. Он разделяет воды и для Него это как танец и все происходит по Его воле. В мифологиях других народов часто вода, которая есть в начале — это хаос, который нужно обуздать.

Я: Это ведь правда, во многих мифологиях все начинается как бы с воды, а у скандинавов — лед.

К: Но Яхве распоряжается водой как инструментом Своей воли. Во время потопа воды являют суд. Они затопляют все и мир как бы возвращается к нулю. А потом все начинается сначала.

Еще вспомните Левиафана, который описан как огромное непостижимое чудовище. Левиафан есть и в мифах других народов, он появлялся из моря и символизировал могущество хаоса.  В книге Иова Бог говорит, что Он создал Левиафана и может делать с ним что хочет.

Представьте себе евреев, которые живут в горах, варятся в своей жизни, в то время как внизу живут финикийцы, которые постоянно в движении и открыты для всего известного мира. Они имеют дело с огромным океаном, тогда как иудеи устроены в горах и живут старомодной жизнью. А жизнь прибрежных народов кажется им слишком близкой к хаосу, как если бы те играли с огнем.  К тому же мы помним, что вода в любом проявлении имела огромное значение для людей. Мы сегодня не мыслим так, но люди того времени легко читали все эти образы.

Профессор Чандлер Коллинз на археологических раскопках в Хирбет Каяфа (Израиль)

Я: Теперь я могу на многое в ВЗ посмотреть с другого угла. Не откроете ли вы нам еще пару таких секретов?

К: Возьмем Закон. Многие считают, что Закон Моисея в стиле хеттского договора. Форма позаимствована у Хеттов. Потому что так было принято.  Но содержание там строго монотеистическое и отражает уникальные только для евреев идеи.

Я: А как нам помогает археология?

К: Тут есть свои особенности. Писания, как правило, создаются представителями высших и образованных классов, хотя иногда и описывают события в еврейской деревне, как, например, в истории Руфи. Археологи же обычно имеют дело с артефактами из жизни простых людей, потому что дворцы и храмы часто подвергаются грабежам при разных событиях. Так что археологи имеют представление о повседневной жизни простых людей: мы знаем, как был устроен их дом, видели печи, в которых они готовили еду, однажды нам повезло и мы нашли кузницу, но это уже более «зажиточный» образ жизни. Сегодня очень много материалов, которые на основе находок археологов рассказывают о том, как жили люди в библейские времена. Это не только очень интересно, но, опять же, помогает нам увидеть реальность библейских событий, что все это происходило так и так, а не в тридевятом царстве при царе Горохе.

Я: Очень жаль, что у нас уже нет времени узнать у вас еще что-то интересное. Спасибо за то, что вы нам рассказали. Я не сомневаюсь, что теперь мы будем смотреть на Ветхий Завет немного с новой  точки зрения.

Беседовала Евгения Игнатьева | Все статьи автора

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий