Михаил Моргулис: Христианская песня, как путь по минному полю

Религия

«Нет ей равных средь  ледей»!  Это не слова поручика Ржевского из анекдота. И не опечатка. Это слова из современной христианской песни.  Просто певец и он же сочинитель этих  перлов не знал, что слово «леди» не склоняется.

Вначале,  я вообще не понял смысла этой пародийной несуразицы, и  подумал, что автор назвал словом «ледей» всех женщин идущих за пастором Ледяевым. И  хотел со  вздохом оставить этот опус и другие  неисчислимые несчастья современной христианской песни. Но на меня продолжал пикировать шквал неграмотных, бессмысленных, якобы христианских куплетов, под знакомую и бездарную музыку светской попсы. А христианскими эти песни называют  потому, что в тексте упоминается Христос, любовь, крест, и   некоторые другие слова, взятые из Библии. И ранят воздух, душу и уши зарифмованные слова «роз-Христос»,  «перст-крест», «розы-морозы». Так это ещё из лучшего, что там имеется. Часто в тексте такую ахинею напишут, что и детективы не разберутся. Например, другой певец, из  того же песенно-пошивочного цеха, что и автор  бессмертной «песни о ледей», вспоминая о родной маме, написал в честь её такую абракадабру: «Чтоб руки нежные ласкали, как в детстве молча, ты всегда…». Очень похоже на команду прапорщика: «Копать от  забора и до обеда!».

Больше примеров я приводить не буду, чтобы не обижать людей, искренне желающих хорошо спеть, создать хит, прославляющий Бога и, простите, самого исполнителя. Первая часть задачи преподносится массам, вторая – тихо хранится на глубине мечтающего о славе сердца. И всё равно, примеров больше давать не буду. Постараемся мыслить о вещах принципиальных.

Вначале  озвучу то, что вы хорошо знаете:  В славянской Америке мы живём с вами в век позолоченных колхозников – т.е. бывших  бригадиров и   механизаторов, продавцов женских юбок и ландышей, которые в Америке быстро принюхались и,  используя при строительстве домов рабский труд  приезжих нелегалов, своих же   братьев по вере, сколотили себе состояния наподобие пиратов прошлого. «Пираты христианского моря»! Как название? А некоторые, полностью забыв о Боге, проявили невероятную  прыть в продаже детей из детдомов Украины и России. Я уже не говорю об уголовниках в хитонах, которые, нацепив на себя одежду Христа, зарабатывают состояния на бедах детей-наркоманов, высасывая из родителей всё для «исцеления» несчастных детей. Но не об этом речь в нашем сегодняшнем горьком раздумье, давайте, как на приличной разборке  —  всё по очереди.  Сегодня, господа, только о песне и музыке.

Наверное, мы с вами уже знаем, что правда приносит неприятностей гораздо больше чем ложь. В классическом  иудаизме считается, если   правда, причинит кому-то боль, она не должна произноситься.  Согласен,  если это   касается бытовой жизни. Но категорически против, если идёт речь о  творчестве, без которого человечество зачахло бы и вымерло. Без прорыва правды не было бы Торы, Библии, Гамлета, Дон-Кихота, Войны и мира, Моцарта, Пушкина и Рембрандта.  Поэтому и мне, хотя это находится далеко  от  Моцарта, приходится говорить  правду о том, что же в действительности происходит в творческой области, так называемых «певцов-евангелистов».  И я вслед за мальчиком из сказки Андерсена,  вынужден объявить о том, что король то голый. О том, что христианская песня, призванная вести людей к небу, ведёт их в яму, куда уже свалилось множество слепых и бездарных. А я не хочу  повторять лицемерные возгласы, о, братья, как прекрасно, как чудно мы прославляем Христа! И фальшиво умиляться этому. Потому что мы уже не можем искренне умиляться, как наши добрые бабушки слушавшие  хоры. Там где каждое «меццо, от которого некуда деться» воспринималось в церквушке, как вершина мирового вокала.  Мы живём в другое время, когда можно сравнивать, понимать, анализировать и даже об  этом говорить.  И потому повторяю, в основном, современная христианская песня убога по содержанию, примитивна в словах текстов, она  лишена настоящего внутреннего Духа, она часто беспомощна в музыке. Короче говоря: в основном, она повторение, она имитация, она суррогат.  А пытается она спеть о Том, кто был Изначальным, ни на кого не похожим, ни кому не подражавшим, о прекрасном  и жертвенном в своей небесной красоте. Но поёт она об этом серо, уныло, неправдиво, или фальшиво радостно, но почти всегда – неинтересно. А если кое-как  составлен текст и есть какая-то мелодия, то и тогда, в песне появляется форма, но нет внутри ей живой сути —  Христа Живого!

Сегодня, как никогда, для христианства важны слова нобелевского лауреата Бориса Пастернака: «Талант – единственная новость, которая всегда нова!». Да, сейчас в евангелическое христианство (так правильно, если по-русски) пришло много молодёжи, часто не только искренней, но и в разной степени способной. Но они не выучены, у них нет профессионализма, нет мастерства, а часто и вокальных способностей. (Собственно, это тоже повторение ситуации, сложившейся в мирской сфере музыкального бытия).  Но от сегодняшней вседозволенности, петь хочет каждый второй. Никто не помнит рассказ Виктора Драгунского о мальчике Дениске, амбициозной матери которого учитель музыки говорит примерно следующее: Он может стать Эйнштейном, Биллом Гейцом или Майклом Джорданом, но Паваротти, он не станет никогда!  А вот наши Дениски, хотят им стать назло всем. Конечно, я не вполне знаю, что происходит в сердцевине христианского музыкального Бомона, но всё же,  если  бы появилось, что-то необыкновенное и выдающееся, я бы об этом услышал. Самое главное, наши певцы не  понимают, что их успех на христианском рынке – это победа человека. А успех христианской песни на светском рынке —  это победа Бога. Вот так всё просто, если ты стоишь в святости Божьей и понимаешь Его повеление о том, куда надо идти…

Понятно, что я не говорю о группах прославления, для которых песня не произведение искусства, а эмоциональный взрыв радости и духовного кайфа.

Потому, первый и главный вывод такой: Христианской песни на славянском языке, которая достигла бы высочайших музыкальных и смысловых высот – пока, к сожалению, нет!  Хотя, думаю, при определенных условиях это состояться сможет.  Современные христианские исполнители, говоря о том, что они отличаются от  мирских певцов, так как прославляют Бога, на самом деле повторяют все формы и потуги мирской попсы, заменяя слова мирских песен на дешёвые  «христианские» тексты. Другими словами, идёт спекуляция христианской  идеи, для достижения человеческой славы, и меркантильные соображения  певцов,– как получить деньги за христианские вздохи, охи, рулады и частушки, выдаваемые за евангельские соловьиные трели. А сейчас, когда границы стран сблизились, и можно ехать и зарабатывать на этом убогом материале, то особое значение приобрело музыкальное сленговое  слово «чёс».  Это когда ты стремишься выступать везде, всегда, перед всеми, и зарабатывать максимально, всуе вспоминая Бога.  Поэтому американские и канадские  церкви забиты приезжими  «лауреатами» с Украины, России, Беларуси. Поэтому, перекормили славянский евангельский народ миллионами низкопробных христианских песен, и народ этот, уже в этом песенном угаре вообще перестал понимать: что, для чего, для кого, и зачем.

Некоторый итог: В опыте создания современных христианских песен,  никакой христианской самобытности не получилось. Получилось жалкое подражание миру, с которым христианская песня, по своему стратегическому замыслу, должна была конкурировать и побеждать его великими идеями Христа. И так как весь этот песенный «христианский» арсенал оказался имитацией массового мирского искусства, а не новой формой искусства, то  христианская песня «услаждает» сегодня лишь часть прихожан славянских евангелических церквей и никого больше. А неверующие люди, для победы над которыми должна создаваться и исполняться христианская песня, в абсолютном большинстве, о ней не знают, а если узнают, то,  не видя в этих песнях настоящего таланта и оригинальности, их просто игнорируют.

Помню, на заре христианского современного вокала, была группа, в которой пели трое русских ребят из Казахстана. И делали кое-что неплохо, хотя произношение у них было, как во время исполнения песен в подворотне, а это был всего лишь 1977 год. Так вот я дал послушать кассету хорошей  камерной певице, исполнявшей романсы. Она послушала их надрывы, их язык, их аранжировки, и серьёзно поинтересовалась: «А почему эти гаврики о Христе запели? Разве так  Христа славят?!». Эта фраза остаётся классической и для нашего времени.  Уже другие «гаврики» привыкшие к всетерпимости верующих, думают, да наши ничего не поймут, а, в крайнем случае, стерпят… Запомните, когда вы поёте о Христе, подобная фраза никому в голову прийти не должна. А если чувствуете, что она пришла – уносите ноги со сцены и кайтесь на ходу за свою сверхсамонадеянность.

Говоря богословски, нет в этой новой песенной  христианской сфере такого духовного атрибута, как страх Божий. Как-то привыкли к тому, мы, мол, не проповедники, нам здесь страх Божий не нужен. Ещё как нужен! Каждая бездарная песня о Христе, отпугнувшая неверующих, будет засчитана, как тяжёлый грех, и это по слову Божьему. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Послание Апостола Павла). Каждый неверующий, равнодушно прослушавший вашу песню, и из-за неё не пришедший к Богу, будет записан на ваш долговой счёт в вашей книге жизни. Знаете, почему многие люди не пришли в церкви? Потому что не поверили, что мы их по-настоящему любим. Знаете, почему многие верующие не поверили вам в песнях,  потому что эти песни были недостойны имени Того, кого вы вызвались прославлять. Вот так, дети  гитарных переборов.

А ведь, откровенно говоря – кто в этом мире заслуживает песен и  музыки самого высокого уровня?  Кто? Догадываетесь… Господь… А мы закармливаем  зрителя «джанк-фудом» о Нём, т.е. вредной духовной пищей,  может быть годящейся для гаитянских божков, но  не для великого Бога Спасителя.

Не думайте, что я  поругаю, и всё. Нет, я  попытаюсь дать рецепт, как победить христианской песне в этом безумном и циничном мире. И самые умные, талантливые и мудрые последуют этому совету – потому что другого пути для победы – нет!

Мне не хочется сейчас вспоминать об убогих проповедниках, прикрывающих свою неграмотность и узость, дикими криками и необычайным возбуждением. И если это от них отнять, окажется, что наши короли корявого безграмотного слова – голые, а если это их коробит, то пусть в подштанниках. Сколько их безымянных солдат римской империи, записавшихся  сейчас в проповедники  и забивающих гвозди во Христа своими бездарными мыслями и примитивными  фразами. Помню, на заре моей юности, один русский радиопроповедник из Америки высказался на весь СССР: «Все ученики Христа  оказались трусы», с ударением на последнем слоге. А какие же книженции они издают, основываясь на своём мизерном и часто ничтожном духовном опыте. Им даже неохота уплатить редактору, чтобы исправить   анекдотические ошибки. Из-за своей полной безграмотности, они, не зная этого, дают названия своим опусам чисто комические. Один, к примеру, дал такое: «Отцы и дети». Предполагаю, что Иван Сергеевич Тургенев в этот день перевернулся   в гробу. Возможно,  что  следующее  произведение этого проповедника будет называться «Война и мир», а там уже пойдут «Отелло», «Гамлет» и всякая остальная всемирная дребедень. Но забудем на время их, создателей неандертальского уровня в протестантизме. Хотя не только Бог, но и человек им судья!

Вернёмся к христианской песне, которая на уровне упомянутых проповедников, как-то даже похорошела. 

Когда-то я разговаривал с Нобелевским лауреатом Иосифом Бродским о поэзии. Я защищал некоторую формальную отделённость христианской поэзии от обычной. Бродский сказал: «Мне кажется, что если поэзия хорошая, высокая, то она  всегда духовна…» Так и песня. Если в ней  есть пронзительные слова, и Дух Божий, если в ней звучит точная  мелодия, она всегда будет духовной. А если вы нашпигуете песню словами: «Христос-мороз, берёзы-слёзы,  грозы-грёзы, небеса- чудеса», то от этого она христианской не станет, а останется пародией.

Перейдём к практическим советам.  Хотя мы  знаем, что успех популярной песни зависит от музыки на 70% -80%, в данном случае, я советую христианским певцам начать менять себя с текстов своих песен. Но вначале, заставить себя признать, что не каждый из нас может быть ценителем  поэзии. И поняв это, обращайтесь к людям с хорошим вкусом, не важно, верующий это или нет, важно, чтобы он посоветовал вам настоящие стихи о Христе, о чистоте, о  жертвенности, о доброте и любви.  И эти стихи не повторят мирские тексты, а если кто-то и на них уже поёт, не бойтесь, лучше вас на эту тему не споёт никто.  И тогда, какая бы музыка не приложится, песня эта уже пустой и глупой не покажется.

И вот теперь, утверждаю. Этот мир можно победить музыкой, только создав великие песни о любви христианской и  исполнить эти песни для мира, но так, чтобы сердца слушателей обливались кровью, наполнялись любовью и приходили  к вере. Чтобы равнодушные песенные продюсеры, знающие только о ценах на раскрутку,  услышав  эти песни, заворочались бы, и со своей стороны коммерческой поняли, что эти песни люди будут слушать. А сейчас таких песен на славянском небосклоне я не вижу. Может быть, есть те, каких я не знаю, но их не знает  и мир, нуждающийся в спасении и любви. А пока этого не случится, мы просто болтаемся по церквям, кафедрам, сценам и значительного служения для Него не совершаем.  Силой любви и силой Духа, которые заложены в талантливой христианской песне мир можно победить. Не христианской попсой, а словами и нотами, которые будут западать в души, как капли крови, капающие  с Креста.

Вспомните, как великие Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд  начинали петь христианские песни в Америке. Но слушателей у них было мало. Тогда они стали петь  песни о любви для мира, в котором не хватает любви. А когда мир их узнал и полюбил, они снова запели  песни славящие Любовь Бога.

И всё сегодня было  сказано для  того, чтобы это случилось!

P.S. Присылайте на наш адрес все DVD ваших песен и песен ваших друзей. Лучшие из них мы будем ставить в наши телевизионные программы.
CBI-SD, P.O. Box 7789, North Port, Florida, 34290 USA

Михаил Моргулис, cпециально для Медиа-группы «Живая вера»

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий