Одинцов: «История евангельского движения и история России неразрывно связаны»

Религия

16 июля 2015 г., Живая Вера Медиа

Интервью координатора проекта «Подвижники земли русской» начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории Михаила Одинцова об исследовательско-просветительском проекте, который осуществляет РОСХВЕ, с привлечением историков и экспертов страны.

По своему замыслу проект охватывает разные исторические эпохи и направлен как на устранение белых пятен в истории жизни основоположников евангельского движения в России, так и на создание единой исторической картины, посвященной всем российским подвижникам и духоборцам. Особенное место в работе отводится исследованию жизни одного из основоположников русского пятидесятничества Ивана Воронаева, 130-летие со дня рождения которого, отмечалось в апреле этого года.

– Уважаемый Михаил Иванович, проект «Подвижники земли русской» осуществляется с марта этого года. Что удалось за это время, каковы наиболее яркие с научной точки зрения события в ходе работы?

– Прежде всего, хочу отметить две поездки в города Санкт-Петербург и Выборг, так как в их ходе объединились обе цели проекта: исследование и просвещение. В Санкт-Петербурге состоялось сразу несколько научных мероприятий, связанных с историей религиозных организаций в России, в том числе и протестантских. Разумеется, я включаю сюда и советский период нашей страны.

В эти годы мы отмечаем юбилей Великой Победы в Великой Отечественной войне, потому большое внимание уделяется тому, как она затронула религиозные организации. Какова была повседневная жизнь церквей в годы войны, в частности, на территории оккупации. Для того, чтобы иметь широкое и общее представление о роли религии и церквей в Великой Победе в Санкт-Петербурге, надо проделать еще много работы, однако, много уже сделано. Большая всероссийская конференция в Санкт-Петербургском христианском университете так и называлась «Религии, церкви и верующие в годы Великой Отечественной войны». Помимо общественных и научных организаций, активное участие в ней приняли и представители протестантских религиозных организаций, служители и прихожане церквей.

Собрались люди, интересующиеся этим вопросом, из различных городов России от Санкт-Петербурга до Владивостока, было много представителей от различных научных кафедр из южных регионов страны, таких как Краснодар, Тула, Нижний Новгород и многих других. На этом мероприятии говорилось о том, что русское подвижничество в среде как православных христиан, так и среди других конфессий – католиков, баптистов, пятидесятников и адвентистов – демонстрировало многочисленные примеры стойкости, мужества и патриотического подъема в годы Великой Отечественной войны. Все религиозные организации вносили значимый вклад в дело победы. Причем речь идет не только о материальных вопросах, деньгах или вещах, но, прежде всего, о духовной стороне дела, когда лидеры и руководители организаций, духовенство в своих проповедях, в своих обращениях объясняли верующим в чем смысл их патриотического долга. Участвовавшие в конференции прихожане евангельских церквей сами рассказывали о судьбах своих единоверцев в те тяжелейшие времена. Прозвучали интереснейшие иллюстрации героического поведения верующих, и я думаю, это справедливо. За советские годы мы привыкли говорить о коммунистах, комсомольцах, которые достойно вели себя в годы ВОВ, при этом замалчивая или умаляя вклад верующих в победу.

Кроме этого мероприятия, прошла конференция в университете дизайна в Санкт-Петербурге. Она была даже более представительная, и её отличие в том, что в ней участвовало большое количество студентов. Тема конференции: «ХХ век – революции, войны, реформы». Естественно, в докладах большое внимание было уделено религиозной тематике. Я выступал с докладом «Государство и евангельские церкви в годы ВОВ», где показал изменения в политике государства в отношении евангельских церквей: баптистов, пятидесятников, адвентистов. Если до войны проводилась очень агрессивная политика, сопровождавшаяся и репрессиями, и провокациями, то в ходе войны государство отказалось от преследований и перешло к выстраиванию сотрудничества.

– Вы рассказали об интересных конференциях, а в чем заключалась исследовательская работа?

– Вот между конференциями и была возможность поработать в архивном фонде музея истории религии Санкт-Петербурга. Это единственный музей страны, который собирает, хранит и представляет в своих экспозициях объективную научно-выстроенную информацию о религиозной жизни на просторах России. Большое количество документов собрано музеем за долгие годы его деятельности, и нам удалось познакомиться с архивным фондом. Должен сказать, что на хранении в музее находятся просто уникальные документы и материалы, относящиеся к истории евангельского движения в целом и пятидесятничества в частности. В музее сохранились документы о различных религиозных центрах, которые содержат информацию не только статистического или административно-церковного характера, но и большое количество личной переписки. Изучив состояние и содержание фондов музея, могу твердо заявить, что фонд перспективен для работы не только в рамках нашего проекта.

Большой интерес представляют материалы личной переписки лидеров протестантских церквей. Удалось выявить документы, связанные с историей пятидесятничества. Тут стоит отметить, что именно в Санкт-Петербурге работал Бонч-Бруевич – собиратель материалов о российских протестантах. Я очень надеюсь, что молодые таланты из российских церквей примут участие в этой интереснейшей работе по восстановлению исторической правды и жизни евангельских церквей тех лет и их лидеров. Все, кто учится на историко-архивных факультетах или имеют склонность к архивной работе, могут внести свой вклад в восстановление исторической картины развития евангельского движения в стране.

Непосредственно нам во время этой поездки удалось выявить документы по истории 30-х и 40-х годов пятидесятничества. Но ещё более удачно прошли поиски в архиве г. Выборга, где находится архив Ленинградской области. Там собраны документы периода первой мировой войны и революции. Просмотрев десятки дел, мы нашли данные непосредственно о пятидесятнической общине Хельсинки, тогда Гельсингфорс, о пятидесятнической общине в Выборге в 1915 году. Узнали о том, что часть прихожан в силу различных обстоятельств отправилась в Санкт-Петербург. Таким образом, благодаря исследованиям, в рамках проекта уже найдены интересные документы.
Надеюсь, что вскоре мы опубликуем эти документы, и это уже будет определенным достижением нашего проекта, постепенно появляются новые страницы истории пятидесятничества и его лидеров.

– Какие еще регионы охвачены исследовательской работой?

– Так или иначе, затронуты многие регионы страны. Стоит отметить, например, прекрасный круглый стол в г. Калуге «Повседневная жизнь протестантов в СССР через оптику жизни И.Е. Воронаева». Там мы говорили об одном из центральных героев нашего проекта Иване Воронаеве. Провели исследовательскую работу в местных архивах, где выявляли документы, относящиеся к калужскому периоду жизни этого подвижника, многое сделавшего для пятидесятнического движения.

Нельзя не упомянуть и о недавней поезде в Челябинск. Сам Воронаев родом из Оренбургской губернии, но его родное село или правильнее, станица Неплюевка, находится на территории Челябинской области. Поэтому все документы, относящиеся к этому району, хранятся в Челябинском областном архиве. Прежде всего, нас интересовали метрические книги, в которых отражаются порядка 60 человек из рода Воронаевых (Черкасовых). По этим метрическим книгам хотелось найти запись о рождении и крещении самого Воронаева, на тот момент Черкасова. Однако увы, храм, книги которого мы исследовали, открылся уже после рождения Ивана Воронаева. До сих пор неизвестно, в каком храме он был крещен по рождению. Это еще предстоит выяснить.

Работа историка-исследователя в этом и заключается, что иногда приходится пересмотреть сотни записей, и не всегда находишь искомое. В одной из евангельских церквей города мы провели круглый стол «День исторической памяти». Многие прихожане с интересом слушали о проводимых нами исследованиях.

– Михаил Иванович, каковы будут Ваши пожелания читателям, прихожанам церквей?

– Наш проект не имеет четкой конфессиональной очерченности. Мы устанавливаем историю народа, устанавливаем обстоятельства жизни людей. Подвижники – это те, кто стремились к высоким целям, стремились изменить мир к лучшему, а к ним, безусловно, можно отнести и представителей пятидесятничества. Очень хотелось бы, чтобы читатели тоже включились в проект. Несколько исследователей не смогут охватить весь пласт работы, связанной с созданием единой исторической картины жизни и развития евангельских церквей. Потому я надеюсь, что многие примкнут к этой работе. А найти возможность для участия несложно. Это могут быть исследования литературы, издававшейся в разное время, непосредственная работа в архивах, где мы предполагаем, могут быть нужные нам документы. Однако, самое главное, это – внутренний поиск.

Необходимо собирать информацию в семьях верующих, нужно записать рассказы тех, кто пережил войну и гонения. Люди уходят и уносят с собой бесценную информацию, которую не восстановить потом ни в каких архивах. Потому, чем раньше и шире развернется работа по сбору жизнеописаний историй старшего поколения верующих, тем более полную и ясную картину становления евангельских церквей в России мы получим.

* Исследования осуществляются в рамках социально-значимого проекта «Подвижники земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07.2014 года № 245 — рп.

Источник

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий