Известный генетик безуспешно пытался остаться атеистом

Религия

7 апреля 2015 г., Живая Вера Медиа

Действующий глава Национальных институтов здравоохранения Френсис Коллинз пришел к вере после долгих попыток опровергнуть существование Бога, сообщает Живая Вера Медиа со ссылкой на Голос Истины.

“Я всегда полагал, что вера основана сугубо на эмоциональных или иррациональных аргументах, поэтому был весьма удивлен, когда обнаружил, что вероятность существования Бога может оказаться наиболее правдоподобным объяснением всего существующего, – признается Коллинз. – Мое старое убеждение «Бога нет» потеряло львиную долю своей категоричности. Мне все чаще приходилось искать аргументы в его защиту”.

В 1993 году генетик Коллинз был назначен руководителем проекта на 3 миллиарда долларов по расшифровке генома человека. Проект был завершен в 2004 секвенированием трех миллиардов пар нуклеотидов. В результате была получена генетическая карта, которая, как ожидается, поможет в лечении генетических болезней.

Упомянутый проект также открыл перед Коллинзом величественную картину порядка и  поразительной гармонии в молекуле ДНК, которая является Божьим “программным обеспечением” для всего живущего. Проект по расшифровке генома человека считался тогда в научном мире верхом престижа.

“На самом фундаментальном уровне является величайшим чудом сам факт существования вселенной, – заявляет Коллинз, – существование невероятно сложных конструкций и законов, следующих точным математическим формулам. Размышляя над всем этим, непредвзятый наблюдатель просто обязан признать, что за всем этим должно существовать некое “должно”, причина. Однако это “должно” я квалифицирую как чудесную, глубочайшую истину, находящуюся  вне сферы научного объяснения”.

Свои мысли на этот счет Коллинз изложил в книге “Язык Бога” (2006 год), главный постулат которой – биология, астрофизика и психология предлагают реальные аргументы в пользу существования Бога. Через год после издания книги Коллинз основал организацию “БиоЛогос”, в которую приглашаются все ученые, пытающиеся гармонично объединить науку и веру.

“Наука и вера могут обогащать друг друга и дополнять при условии правильного понимания их сфер и взаимного уважительного отношения, – считает Коллинз. – Ведь существует ряд важнейших вопросов, на которые наука неспособна в действительности дать ответов – например: «Почему существует нечто вместо ничего?» «Зачем мы здесь?» Я обнаружил, что к ответам на эти вопросы лучше всего идти путем веры”.

Особым образом вера подчеркивает важность “морального закона” в нас, способность различать добро и зло. Все люди осуждают притеснение, убийство, предательство, ложь. И наоборот, одобряют доброе отношение к пожилым, к детям, к слабым и беспомощным (о чем еще писал Клайв Льюис).

“Я уже 28 лет как верующий, и Моральный Закон до сих является для меня наиболее мощным аргументом существования Бога”, – пишет Коллинз в своей книге.

Детство Коллинза прошло в штате Виржиния в семье агностиков. Ко времени окончания медицинской школы, однако, он считал себя вполне сформировавшимся атеистом. Но один из пациентов подставил под сомнение его атеистические взгляды. Уязвленный этим, Коллинз решил провести исследование и доказать несостоятельность веры в Бога.

“Когда я еще учился в колледже, это сильно повлияло на мои взгляды, убеждения, – вспоминает Коллинз. – Я вдруг понял, что сам не могу разобраться, во что я действительно верю. Я слушал других, доказывающих, что всякая религия основана на суевериях, и начинал думать: «Ну, да. Наверное, я так тоже считаю»”.

Уже будучи выпускником Йельского университета, Коллинз удивлялся: “Как возможно всю вселенную описать с помощью одного дифференциального уравнения второго порядка?”

Получив степень по квантовой механике, Коллинз решил сменить карьеру и занялся медициной. Как врач-ординатор, он нередко видел, как верующие люди страдали от неизлечимых болезней – и не обвиняли Бога. Казалось, вера придавала им силы, улучшая во многих случаях симптомы болезни.

“У них были ужасные болезни, из лап которых практически невозможно вырваться, – рассказывает Коллинз, – но они вместо того чтобы гневаться на Бога, еще больше, кажется, возлагали на Него свое упование как на великий источник утешения. У меня даже складывалось впечатление, что их положение не казалось им таким жутким, как мне. Наблюдать такое было интересно, и одновременно это сбивало с толку, вызывало даже некоторую тревогу”.

“Я принял решение опровергнуть всякую в мире веру, не понимая в действительности того, что собрался опровергать, – признается Коллинз, – и это серьезно меня беспокоило. Вы же понимаете, ученый чувствует себя неловко, когда пытается сделать что-то в сфере, в которой некомпетентен. Я прекрасно понимал, что у меня нет никакого собранного материла о существующих в мире верованиях – во что, как и почему люди верят”.

Затем Коллинз обратился к известной книге Клайва Льюиса “Просто Христианство”. Когда он читал этот апологетический труд, его предрассудки касательно веры в Бога были сильно потрясены. Это не было приятное чтение – скорее, весьма болезненное, тяжелое.

“Для меня стала совершенным открытием та идея, что к вере можно прийти разумно (т.е. когда тебе указывают на неоспоримые факты), что вера в Бога – наиболее правдоподобное объяснение всего существующего”, – свидетельствует Коллинз.

После нескольких месяцев тяжелой борьбы насчет веры в Бога Коллинз, наконец, “сдался”, т.е. покорился вере. Ему было тогда 27 лет. Однажды во время похода по Каскадным Горам он, восхищенный красотой Божьего творения, сказал Богу “да”.

“С тех пор я никогда больше не возвращался к прошлым сомнениям, – свидетельствует Коллинз. – Это был самый важный момент в моей жизни”.

Вначале, однако, ему непросто было говорить другим о своей вере. “Как и большинство ученых, я боялся, что из-за принятия каких-либо религиозных убеждений меня станут воспринимать как некоего чудака, «чуть-чуть свихнутого». Также это немного не вписывалось в жесткую формулу “дай мне факты”, которой, как считается, должны следовать все ученые”.

Но сейчас Коллинз так смело говорит о своей вере, что стал объектом нападок со стороны воинствующих атеистов. Например, атеист Сэм Харрис раскритиковал решение президента Барака Обамы назначить Коллинза директором Национальных Институтов здравоохранения (НИЗ): “Должны ли мы вверять будущее биомедицинских исследований в США тому, кто искренне считает, что научное понимание людской природы невозможно?”

Коллинс вступил в должность директора НИЗ в 2009 году. Сейчас ему 65 лет. Он любит езду на мотоцикле и музыку. Вместе с учеными их Хопкинского Университета он организовал музыкальную группу. В 2005 году он вместе со своим коллегой в сфере генетики Крейгом Вентером получил звание Лучшего Лидера – от “U.S. News & World Report” и Центра Общественного Лидерства при Гарвардском университете.

“Я помню этот момент, когда стал верующим, – рассказывал он Андерсону Куперу. – Два года во мне шла внутренняя борьба, но постепенно я пришел к выводу, что вера в Бога является самым лучшим объяснением всего существующего. После многих месяцев такой борьбы (стоит ли делать этот шаг веры) в один прекрасный осенний день, когда я путешествовал пешком по горам Северо-запада (меня ничего не отвлекало, и мои мысли были яснее обычного), я почувствовал, что больше не могу сопротивляться вере. В тот день я стал верующим”.

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий