Число христиан в Китае достигло 100 миллионов

Религия

24 марта 2015 г., Живая Вера Медиа

В Китае стремительно растет число христиан, что вызывает смешанные чувства в руководстве КПК – от одобрения до подозрения, сообщает Живая Вера Медиа со ссылкой на Радио Свобода.

Число христиан всех конфессий в Китайской Народной Республике, все население которой составляет почти 1 миллиард 367 миллионов человек, по последним данным, достигло ста миллионов. Христиан в Китае стремительно становится все больше – к 2030 году, по некоторым прогнозам, их может насчитываться уже 240-250 миллионов. Данное обстоятельство не может не беспокоить руководство правящей Коммунистической партии Китая, по-прежнему подозрительно относящееся к любой религии, и уж тем более к такой, которую принято считать «иностранной».

В 2014 году в Китае, согласно последнему докладу международной благотворительной организации «Всемирная христианская солидарность», по приказу властей были снесены более 30 церквей, в основном в прибрежной восточной провинции Чжэцзян, где христиан исторически много. В докладе говорится об общей тенденции и росте антихристианских инцидентов в КНР. Более 100 человек, принадлежащих к различным христианских церквям, были арестованы или подверглись нападениям толпы.

Американский профессор Карстен Вала, преподающий в «Центре изучения религии и Китая» при университете Пердью в штате Индиана, в интервью Радио Свобода рассказывает о нынешнем положении христиан разных конфессий в Китайской Народной Республике и об их прошлом и вероятном будущем:

— Твердого мнения о реальной численности христиан в Китае нет. Согласно официальным данным, в стране насчитывается 10 — 12 миллионов католиков и 40 — 60 миллионов протестантов. Некоторые оценивают численность протестантской общины в 100 миллионов, но это, на мой взгляд, завышенная цифра. Как бы то ни было, не побоюсь сказать, что христиан в Китае сегодня никак не меньше, чем членов Компартии. Христианское сообщество в Китае не уменьшалось и в самые трудные времена религиозных преследований, а с наступлением оттепели, лет тридцать назад, начался его бурный рост, особенно протестантских общин. Хочу отметить, что если раньше христианами были по преимуществу пожилые, больные и женщины, то сегодня демографически их община выглядит почти так же, как и все китайское общество в целом. Больше молодых и здоровых, больше мужчин, намного больше лиц с высшим образованием. Если говорить о территориальном распределении, то вновь обратившиеся христиане концентрируются в местах, где много лет назад были активны иностранные миссионеры. Или в местах, где церкви существовали еще с 19-го века. Проповедники были, на мой взгляд, главным внешним стимулом роста христианского сообщества в Китае с начала эпохи реформ в первой половине 80-х.

— Каковы последние тенденции в отношениях между Пекином и Ватиканом? Не так давно папа Франциск под невнятным предлогом уклонился от встречи с Далай-ламой – видимо, ради того, чтобы не вызвать лишний гнев руководства КПК?

— Они стали более спокойными за последние тридцать лет, это заметно. Однако, в феврале было объявлено о смерти в заключении (где точно, не сообщалось) католического епископа, и это напомнило всем нам, что о полной нормализации отношений говорить рано. Несколько лет назад на церемонии интронизации одного важного иерарха в Шанхае он вдруг заявил, что не признает примата государства над церковью. Чем вызвал аплодисменты собравшихся. Расплатой было помещение его под домашний арест, но это, согласитесь, прогресс по сравнению с альтернативой в виде заключения в лагере. Католическое сообщество Китая расколото на официозное, признанное государством, и подпольное, «катакомбное», отвергающее «конкордат» с Пекином.

— И кого поддерживает папский престол?

— Ватикан выступает за расширение диалога с властями, о чем открыто говорил папа Франциск. От римской курии мы узнали, что он направил личное послание Си Цзинпиню, но ответа не получил. Раньше назначения католических прелатов происходили по взаимному согласованию Пекина и Ватикана, но в последние годы имели место и назначения, не утвержденные понтификом. Повторю: отношения государства с католиками стали лучше, но они по-прежнему далеки от нормальных.

— Краткий исторический экскурс, причем не столько в прошлое Китая, сколько соседней Японии. Там в 16-м и 17-м веках действовали активно и католические, и протестантские миссионеры, и они не очень между собой ладили. В то время межконфессиональные раздоры отражали в немалой степени геополитическое соперничество великих мировых держав той эпохи, католических Испании и Португалии и протестантской Голландии. Сейчас отношения католиков и протестантов в Китае более дружественные?

— Католическая и протестантская общины в Китае отгородились друг от друга. Даже китайские иероглифы, обозначающие бога, у католиков и протестантов разные! Как и тексты Библии, которыми они пользуются. Могу сказать, что быстрый рост числа протестантов в Китае подвигнул католиков к освоению новых методик проповедования, прозелитизму. Я думаю, что структурная организация католицизма как религиозного института мешает его быстрому распространению в наш век гиперскоростей; все решения требуют длительного согласования. Протестантство децентрализовано и, что называется, легко на подъем. Оно более ориентировано на пастырские качества каждого отдельного священника. В Китае католики и протестанты не столько соперничают между собой, сколько живут в абсолютно разных духовных и даже физических мирах. Католики в прошлом направляли своих миссионеров преимущественно в села, и если им сопутствовал успех, то они обращали в свою веру не просто отдельных людей, а целые коммуны; коллективное начало сильнее в деревнях, чем в городах. Протестанты, благодаря молодым, высокообразованным национальным кадрам, оказались более адекватны вызовам современности и стремительной урбанизации Китая.

— Исторически как менялось отношение китайских властей к христианам в целом, и к католикам и протестантам по отдельности?

— Католические миссионеры находятся в Китае еще с 16-17 веков, протестантские в большом количестве появились в стране только после окончания Первой опиумной войны в 1842 году. Поэтому протестантская Библия долгое время ассоциировалась в сознании китайцев с пушками. Влияние европейских католиков на Китай было огромно, они принесли с собой важнейшие новшества: печатные станки, сверлильные станки по металлу, высшие учебные заведения, школы для девочек, больницы, женские клиники. Если обратиться к современной истории, то сразу после победы коммунистов в Китае их отношения с христианами были вполне сносными. Но как только Мао Цзедун цементировал свою власть, он припомнил протестантам Опиумные войны; протестантство было приравнено к внешней агрессии, империализму. На момент начала Корейской войны в 1950 году все было кончено: выдворению подверглись все иностранные миссионеры — и католики, и протестанты. Для христиан, правда, создали контактные организации, отдельно для католиков и протестантов, но укомплектованы те и другие были сплошь партийными функционерами. Католики, подчиняющиеся единому центру, находились в непримиримой оппозиции к власти, что отражало в 50-е годы непримиримость Святого престола к коммунистам. Открытых смутьянов упекали в лагеря, часть верующих из страха за свою жизнь прервала связи с церковью. В эпоху «Культурной революции» христианство считалось разновидностью пресловутых «феодальных пережитков», подлежавших искоренению. Чтобы облегчить это искоренение, все христианские конфессии были загнаны в единый «лагерь», без деления на католиков и протестантов.

После смерти Мао Дэн Сяопин ослабил нажим на христиан, сохранив, правда, запрет на деятельность иностранных миссионеров. Чем были продиктованы эти послабления? Отчасти — обещанием, данным американскому президенту Джимми Картеру, истовому баптисту, в ожидании того, что он откроет «зеленую улицу» американским инвестициям в Китай. Отчасти — желанием установить контроль над «катакомбными» христианами, численность которых не уменьшилась во время репрессий, а с наступлением либеральной эры стала резко увеличиваться. Относительная толерантность сохраняется и по сей день, если местные общины ведут себя тихо. Как гласит китайская поговорка, «один глаз открыт, другой глаз закрыт».

Часть старых верующих восстановили контакты со своими церквами в эпоху Ден Сяопина, но главное приращение численности приходов наступило, когда домой вернулись поехавшие учиться в семинарии за границей молодые священники, подчеркивает профессор Карстен Вала из «Центра изучения религии и Китая»:

— Даже подпольные церкви, образно выражаясь, не «партизанят» и сильно не прячутся, они просто не регистрируются, но власти знают об их существовании. Эти общины подчеркивают свою аполитичность или даже лояльность существующим порядкам, и просят только, чтобы их оставили в покое. Церкви не являются рассадниками политического инакомыслия, им не по нраву лишь вмешательство функционеров в их внутреннюю жизнь. В партийной литературе, посвященной регулированию религиозных культов, временами появляются признания положительной роли, которую сыграли иностранные миссионеры в развитии Китая. Отношение КПК к христианству не однородно: в ее центральном аппарате по-прежнему преобладает несколько негативный настрой, опасения «чуждых влияний», возможного раскола общества; местные же комитеты партии проявляют большую терпимость. Не в последнюю очередь потому, что через христианские общины идет приток в их вотчины инвестиционного капитала от единоверцев за границей. В дополнение к средствам, которые переводятся на строительство новых и восстановление старых церквей. Для местного партийного аппарата это имеет большое значение, поскольку центр возложил на них ответственность за повышение уровня материального благосостояния населения, а сегодня это, как мы знаем, краеугольный камень легитимности режима.

Кроме того, местные власти ценят укрепление нравственных устоев, которое привносит христианство, и то, что церковная администрация берет на себя важные социальные функции, традиционно недофинансируемые государством, а именно — заботу о пожилых. При церквах учреждаются также сиротские приюты — еще один пробел в государственной системе социальной защиты населения. И приходские школы. Следует отметить, что после страшного землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году церкви по всей стране, официальные и незарегистрированные, много сделали для реконструкции пострадавших районов — через сбор пожертвований или путем отправки волонтеров. Повторю: местные власти видят для себя пользу от существования христиан и проявляют к ним большую терпимость, чем центральные органы.

Профессор Карстен Вала, сотрудник «Центра изучения религии и Китая» при университете Пердью в Индиане рассказывает, что в последнее время появились первые слабые признаки участия христиан в политической оппозиционной деятельности. Так, некоторые молодые адвокаты-протестанты стали защищать диссидентов. Или оказывать безвозмездно профессиональные услуги крестьянам, чью земельную собственность власти отчуждают по грабительски низким ценам и передают застройщикам. В заключение профессор Вала сказал:

— Китайская культура позволяет тонко синтезировать разные идейные влияния, так что христианство без большой сложности уживается с духовными традициями предков. У неофитов не возникает острого внутреннего конфликта на почве отступничества. Да и общество не относится к ним как к вероотступникам и предателям.

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий