Сегодня в лоне российского протестантизма все чаще можно столкнуться с явлением национальных служений. Во многих приходах существуют служения малым народам, проживающим на территории нашей многонациональной Родины: служение евреям, татарам или немцам, иногда даже открываются национальные церкви – армянская, цыганская и т.д. В этой статье я ставлю перед собой задачу дать некоторый анализ данного явления с точки зрения Священного Писания.

Несомненно, зачастую для достижения Евангелием определенных этнических групп необходимо учитывать их национальную культуру и традиции. Апостол Павел, рассказывая о своей стратегии миссионерского служения, говорил: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-Кор.9:20-22).

В своей миссионерской работе христиане, чтобы проповедь была эффективной, обязаны учитывать этнические особенности людей. Например, при переводе Библии на китайский язык лингвисты столкнулись с одной проблемой. В Евангелии от Иоанна Христос говорит о Себе: «Я – хлеб жизни», но китайцам непонятно значение слова «хлеб», т.к. они не использую его в пищу, как мы, заменяя рисом. Поэтому в китайской Библии, это место Писания переведено, как: «Я – рис жизни».

Апостол Павел – величайший миссионер в истории, часто использовал культурные особенности местности в проповеди Слова Божьего. Он цитировал языческих поэтов и философов, ссылался на их святыни, которые ни один иудей, не мог назвать иначе, как идолами, чтобы перевести внимание слушателей на библейское понимание Бога. Также многие христианские миссионеры пытались адаптировать Евангелие под быт и культурные традиции народов, куда они были посланы.

Это мы рассмотрели вопрос миссионерства, теперь же давайте посмотрим должны ли идентифицировать себя по национальности люди уже принявшие Господа, как своего Спасителя, и может ли внутри Церкви существовать такое явление, как национализм или разделение по национальному признаку.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала более пристально посмотрим на проблему национализма – одного из острейших вопросов современного мира. Вторая мировая война и фашизм, Холокост, геноцид армян турками, этнические чистки в Судане, недавний Грузино-Осетинский конфликт – это лишь краткий перечень последствий национализма за последнее столетие. Наш мир сотрясается от различных конфликтов этнического характера, и Слово Божье говорит, что, не смотря на глобализацию,  в последние времена эта проблема будет становиться еще более острой: «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Матф.24:7).

Национализм имеет два основания. Первое – это гордость в самой базовой ее форме — осуждение людей по внешности. Гордость строится на чувстве самодостаточности и представлении, что нам не нужен Бог или кто-либо еще. Второе основание – это страх, чувство незащищенности, берущее свое начало от грехопадения и разделения с Богом, когда люди боятся и не доверяют всем, кто отличается от них. Национализм – это мощное и тесное сочетание гордости и страха.

Крест Христа противостоит гордости и преодолевает чувство незащищенности. После покаяния человек становится принятым Богом, в его жизни стирается барьер разделяющий его с Создателем, и как следствие, спасенный человек становится способным принимать других людей, как Христос принял его (Рим.15:7).

Церковь призвана быть отражением ответов на наиболее фундаментальные человеческие проблемы, одна из которых – национализм. Вот почему Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мар.11:17). Церковь не выполнит своего предназначения пока не станет домом молитвы для людей всех этнических групп.

Большинство богословов считают, что рождение Церкви на этой земле произошло в день Пятидесятницы, в России его называют Троицей. Что произошло в этот день? Дух Святой излился на собрание верующих людей, которые через это получили возможность молиться и говорить на иных языках. Книга Деяния Апостолов так описывает это событие: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян.2:5,6,11). Люди верующие в Бога – представители разных народностей слышали учеников, говорящих на их языках и наречиях о великих делах Божьих.

Церковь с самого первого дня своего существования стала антиподом Вавилонской башни, где в результате гордыни были разделены языки и все человечество разделилось на многие народы и нации. Церковь – это место, где люди должны вновь объединиться независимо от своей национальности, языка и культуры. Поэтому Библия говорит нам: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28). Вселенская Церковь – Тело Христово состоит из всех народов, племен и языков, которые стали одним Божьим народом по вере в Иисуса Христа.

Конечно, земная жизнь наложила на человечество определенное мировосприятие, но став христианами, мы, должны обновляться духом ума, отказываясь от своих неверных представлений противоречащих духу Евангелия. Библия учит христиан относиться к себе, как к странникам и пришельцам на этой земле, имеющим небесное отечество, а следственно в первую очередь воспринимающими его законы в своей земной жизни.

Давая картину Небесного Царства апостол Иоанн Богослов говорит: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7:9).

Библия не воспрещает создание национальных церквей, равно, как и не поощряет это. В Новом Завете есть некоторые различия между церквами мессианских евреев и церквами из язычников. Для мессианских евреев допустимо использование некоторых традиций Ветхого завета, исполнение которых не налагается на всех верующих. Но еще в Ветхом Завете для иудеев было постановление о принятии пришельцев из любых народов, если они готовы разделить с ними общую веру в Единого Бога. «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх.22:21). Даже в земном родословии Господа Иисуса Христа мы находим бывшую язычницу Руфь, которая прилепилась к народу Божьему и стала бабушкой легендарного царя Давида, сыном которого не стыдится называть Себя Сам Спаситель.

Закончить этот библейский анализ я хочу словами апостола, который, увидев, что благодать Божья излилась не только на иудеев, но и на язычников, воскликнул: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34,35). Надеюсь, что эта публикация поможет верующим расширить свое представление о домостроительстве церкви Божьей, преодолеть барьеры и национальные предрассудки, наполнив жизнь истинной свободой во Христе.

Сергей Киреев

МНЕНИЯ СЛУЖИТЕЛЕЙ

Артур Симонян,
Пастор Церкви «Слово жизни», Ереван (Армения)

Вопросы национальных браков сегодня стали очень  актуальными во всем мире. Есть народы, которые не обращают внимания на это, но, в частности, Ближний Восток и Азия на национальные вопросы уделяют большое внимание.  По этой причине я бы хотел ответить на этот вопрос исходя не из национальных интересов, а с теологической точки зрения.

Бог создал и благословил семью без расовой принадлежности. В семье должны царить любовь и мир. В Библии есть много благословенных семьей, браки которых были как разнонациональными так и однонациональными. Но вопросы возникали в обоих случаях.

В Библии мы читаем о том, что жена Моисея была иноземкой, и не смотря на это данная семья стала благословением для всего Израиля, и они вышли из Египта. Мы видим смиренную девушку, которая шла за своим мужем и строила дорогу спасения для других.

Другим примером служит Вооз и Руфь. Руфь стала бабушкой Давида и корнем родословной Иисуса. Живя в Армении я  видел много семьей, где муж и жена были армяне, но нельзя сказать, что все эти семьи были счастливыми. Очень много разводов я видел как в случае разнонационального брака, так и однонационального. В обоих случаях, были и счастливые и не счастливые браки.

И в случае, когда люди достигают совершеннолетия и принимают решение о вступлении в брак – сами же супруги становятся хозяевами своего брака, а не другие. Никто не должен принимать решение за них, вступят они в этот брак или нет.

По моему мнению, а так же с человеческой и теологической точки зрения национальность не имеет значения, а  важно то, насколько сильно люди желают создать свою семью, основанную на  любви и мире.

 

Саркис Григорян,
Старший пастор Церкви «Камень спасения» (Киргизия)

Я родом из Армении. Моя жена русская. Познакомились мы в России. Уверовали в Киргизии, сначала я, а потом моя жена. И сейчас служим Господу в мусульманской стране уже 19 лет.

В юности я был убежден, что моей женой может быть только армянская девушка, но Богу было угодно, чтобы моя судьба была связана с русской девушкой.  Мы с женой очень  любим друг друга. Я вижу, как Господь благословил наш брак.

У меня есть две прекрасные дочки, которые год назад, вышли замуж за братьев немецкой национальности. Так что, теперь наша семья, как и Божья — многонациональная. Во Христе — мы все равны. Хоть мы такие разные, но в нас течет Христова кровь.

Я вспоминаю историю из Библии о Моисее и его жене. Ведь она тоже не была из его нации, но Господь сочетал этот брак. Это видно из того, что когда сестра Моисея Мариам восстала против него относительно жены, Бог наказал ее проказой.

Нельзя противиться Божьему союзу. Для Господа важно, чтобы супруги понимали друг друга и вместе служили Ему.

Общероссийская газета «Живая вера»  

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here