Олег Серов: Чистые сердцем

Религия

Как же услышать Бога, когда никто Его не слышит? Как увидеть Его  там, где никто не видит?  Почему, когда Бог говорит, людям слышится гром?

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (От Матфея 5:8).

Удивительно, но когда Господу Иисусу надлежало родиться в этот мир, никто не видел, что рождается Мессия. Люди были научены, что Мессия явится на белом коне с легионами ангелов. Поэтому, когда Иосиф с Марией, которая вот-вот должна была родить, искали место, где остановиться, никто не пускал их.  Жители Вифлеема и не догадывались, что прогоняют от своих домов самую великую судьбу, самое великое счастье, какое могли иметь в своей жизни.

Когда Иисусу было двенадцать лет, Он отправился в Иерусалим с родителями, и Его  там потеряли. После долгих поисков родители нашли Его среди учителей  Израиля и книжников в храме. Это  удивительно, но опять никто не увидел в этом мальчике Мессию, хотя дивились Его мудрости, знанию Писания и благодати, которая исходила от Него.

«Блаженны чистые сердцем».  Если сердце исполнено злобой, алчностью,  любовью к миру, то, как написано, в том нет любви Отчей. Нельзя любить мир, зависеть от того, что в мире, и в то же время любить Бога. Есть или любовь к этому миру, или любовь к Богу. «Кто любит мир, в том нет любви Отчей», — сказал однажды апостол Иоанн, который стоял на Голгофе с мамой Иисуса и наблюдал, как Агнец Божий спасает этот мир. Никто не видел в распятом между разбойниками человеке Божьего Агнца, Мессию. Но Иоанн знал, Кто висел на кресте, знал, что гром — это голос Отца к Сыну. Иоанн знал цену чистого сердца. Когда ученики ужинали с Иисусом, Иоанн выбирал место поближе к Нему, у самой груди. Его евангелие отличается от остальных, оно наполнено особенным видением образа Божия.

Бывает, что мы не ценим чистоту сердца. А ведь чем чище наше сердце, тем больше Бога мы можем видеть. И чем больше мы можем видеть Бога, тем мы счастливее. Люди, не знающие Бога, находятся в постоянном поиске, им всегда чего-то не хватает, они суетятся, тратят время и силы, чтобы заполнить пустоту внутри себя, но не могут насытиться, потому что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. 

Целая индустрия работает на заполнение душевной пустоты: снимаются захватывающие фильмы, мода постоянно меняется, новые центры развлечений открываются и т.д. Это как снежный ком, который, как кажется, может удовлетворить потребности несчастной, безбожной души. Но не насытит!  Многие века это происходит, и ещё никто не сказал: хватит, мы сыты. Наоборот, людям нужно  всё больше, вкуснее, ярче и т.д. 

Однажды Иисус, разговаривая с самарянкой у колодца, сказал: « кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», также ученикам сказал: «мир Мой даю вам». Только Господь может дать мир  душе. Люди расходуют много денег, чтобы насыщать свою ненасытную душу, но им нужно всё больше и больше. «Не хватает денег? – Пожалуйста! Мы вам поможем!» -на каждом углу рекламируют кредиты, «быстроденьги», без документов, без поручителей и пр. Это рассчитано на людей с голодной, ненасытной душой. Такие люди  думают: «Вот, это исполнение моей мечты! Я это получу и все, больше ни в чем не буду нуждаться!» Наивный простачок к своему сожалению обнаруживает, что желания его не исчерпались, появилась новая мечта  и … долги за предыдущую. И так будет всегда, пока люди не начнут видеть Бога.

Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Псалмы 15:8).

Всегда есть что-то, что хочет поколебать жизнь людей. Вспомним притчу Иисуса о двух домостроителях. 

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (От Матфея 7:24-27).

Посмотрите:  двое построили дома. Их постигли одинаковые напасти: подули ветры, разлились реки. Но один дом устоял, а другой разрушился. Это сказано о жизни.

В Псалмах царь Давид говорит: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень». Одни радуются, когда идут на концерт или в кино, и глаз не смыкают, когда идёт очередное телешоу, но когда читают Библию, то засыпают. И это из-за того, что духовная пища для духовных, а плотская пища для плотских. Бог есть дух, и хочется быть духовным.

Человек плотской понимает лишь плотские вещи, духовные вещи его раздражают. Однажды Иисус зашёл в синагогу, где был человек, имевший нечистого духа. И тому человеку стало нехорошо, он был в бешенстве, когда в синагогу зашёл Бог, зашла сама любовь. Всё было нормально, пока Истина не вошла.

Когда Иисус высадился в земле Гадаринской, ему навстречу выбежал бесноватый и кричал: «Зачем Ты пришёл нас мучить?» Хотя  бесноватый был нагой, жил в гробах, ел всякую гадость, ему это нравилось, и  шанс на освобождение от такой жизни  привел его в ярость. 

«Всегда видел я пред собою Господа». Давид был несовершенным человеком, но когда нужно было идти на сражение, он сказал: «Мы не пойдём, пока Господь не пойдёт с нами». И всем пришлось ждать его час, два или больше. Потом подул ветер… Казалось, что это всего лишь обычный ветер, и деревья качаются, как обычно. Но нет, качаются только макушки деревьев. И это может увидеть только человек, знающий Бога, чистый сердцем.

Чистый сердцем не означает совершенный. Если посмотреть на жизнь Давида, то может показаться, что он был нехорошим человеком. Но в его сердце не было зависти, лукавства, злобы или обиды. Он знал, что такое чистота сердца, и мог видеть в обычных, с первого взгляда, вещах Бога.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.  Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (От Иоанна 3:1-3).

Оказывается, духовные учители Израиля знали, что Иисус от Бога?! Вот это да! Так почему же ты, Никодим, приходишь к Иисусу ночью, тайно, чтобы не узнали другие? Если  они знают, что с Иисусом Бог, тогда  почему ищут Его смерти? В Библии сказано, что из зависти. Самое обидное — когда люди умом понимают, что им нужно для жизни и благочестия, но поступают иначе. Они знали, что Он от Бога, но всё равно убили Его, потому что сердце их нечисто,  заражено завистью. Люди, чьё сердце нечисто, словно волки, учуявшие кровь. Они ни перед чем не остановятся. Зависть ослепляет их и превращает в волков. Когда Иисуса распинали, завеса в Храме разорвалась сверху до низу, произошло землетрясение, многие праведники воскресли и казалось, что вот, сейчас все увидят и уверуют, что Иисус – Спаситель мира, Мессия, но…вместо этого на лицах ни капли сожаления о соделанном. Они даже идут и ставят у гроба стражу. И как это похоже на некоторых из нас, на неистовость в грехе, на упорство против собственного счастья.

Однажды Господь хотел творить чудеса в Своём отечестве, хотел исцелять людей, кормить голодных, изгонять бесов, но люди говорили: «Не Иосифов ли это сын, и его родные не рядом ли с нами?»  Что это? Это все, что люди увидели? Печально, но единственный раз написано в Слове Божьем, что Господь не мог сотворить там многих чудес. Всемогущий Бог, сошедший на землю, в их жизнях ничего не смог сделать. Самое ужасное, когда Господь Всемогущий ничего не может в нашей жизни.  Иисус ушёл в соседнюю область, где изгнал много демонов и бесов, исцелил расслабленных, сделал многое в жизнях людей.

Знать и верить — это разные вещи. Видеть глазами веры и видеть физическими глазами — разные вещи. Вера может видеть то, чего физически не увидеть. Физические глаза ограничены физическим миром, но глаза веры не ограничены вообще. Когда пророк Илия видит облачко размером с ладошку, он говорит царю, чтобы тот садился в колесницу и скорее уезжал, потому что начнётся ливень. Царь не стал спорить, сел и поехал. Что произошло тогда? Царь был слабовольным человеком, которым постоянно руководила жена. Но вдруг в нём заговорила вера. На глазах многих людей, царь слушается человека, одетого в шкуры, чей социальный уровень намного ниже его. И потом он чувствует счастье, видя дождь. Он чувствует себя счастливым, потому что вера, которую он показал,  не постыдила его. И хотя он остался таким же слабовольным человеком,  в тот момент царь    был счастлив. Чистое сердце не означает, что ты стал совершенным.

Некоторые люди видели, как Иисус общается с мытарями и грешниками, и не  принимали это за действие Божье, поэтому и не были счастливы. Вместо радости от Божьего присутствия в их сердце была обида, злоба, зависть. С таким багажом невозможно быть счастливым. Счастливого человека  не обидишь, может, только огорчишь или заденешь. Счастливый человек не может быть злым. Нельзя сделать счастливого человека злобным, только несчастный может быть злым.

Был случай, когда женщина вылила на ноги Иисуса алавастровый сосуд с миром. Все смотрели и думали: «Если бы он был святой, то знал бы, какая женщина к Нему прикасается». Наверное, это они говорили «от счастья», переполнявшего их. Если бы сердце было чистое, то они смогли бы увидеть, что происходит — она готовила Его к погребению. Чистый сердцем человек всегда видит иначе, чем обидчивый, злобный, алчный, жадный. И никогда у них не будет мира. Или он станет нечистым сердцем и будет видеть как они, или их сердца станут чистыми.

Однажды Иисус зашел в Храм. Он выглядел, как один из  множества  паломников. Но вдруг, оглядевшись, Он связывает бич из верёвок и устраивает скандал: опрокинул столы меновщиков и торгашей,  затем выгнал их из Храма. Его спрашивали, какой властью Он это делает, но Он не отвечал, потому что они не поняли бы. Никто в Нём не увидел Мессию из-за того, что сердца были нечисты. Дела Бога можно увидеть только чистым сердцем. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Но бывает так, что паспорт или золотое кольцо хранят лучше, чем своё сердце. 

Тайная вечеря. Иисус по обыкновению в горнице с учениками. Кто из них  видел в Иисусе Мессию? Об этом не сказано, но Иоанн точно видел. Потому что только видя в Иисусе Царя царей и веря, что Он – Господь, можно было рискнуть и пойти за Ним на Голгофу, чтобы быть с Ним до конца. Пётр следовал за Иисусом только во двор первосвященника, а потом  отрёкся от Иисуса трижды. Но Иоанн был на Голгофе, в самом опасном месте, которое охранялось римлянами,. Туда могла пойти только мама Иисуса, потому что ей было все равно, что с ней сделают римские солдаты. Она должна была быть рядом с сыном. И Иоанн. Человек с чистым сердцем.

Кто мог видеть в Иисусе Царя царей, когда Он стоял рядом с Вараввой? Прокуратор сказал: выбирайте, кого вам отпустить. Если бы там стояли люди с чистым сердцем, то они  выбрали бы Иисуса. Может показаться, что сердце Пилата было чище, чем сердца Божьего народа – израильтян. Он взял воды и омыл руки, сказав, что не виновен в крови Иисуса.

Когда Мария шла от гроба и плакала, навстречу ей вышёл Иисус, но она подумала, что это садовник. Любить Иисуса Христа, быть Ему благодарным и иметь чистое сердце — не одно и то же. Можно плакать, когда слышишь песню о предательстве Иисуса Иудой, но в то же время сердце может быть занято злобой, завистью, обидой, и человек не будет видеть Иисуса.

Два ученика шли в Эммаус,  Иисус пошёл рядом с ними, но они Его не узнали,  только потом стали догадываться, что с Ними говорил Сам Господь. Горящее сердце и знакомство с Иисусом ещё не значит быть «чистым сердцем». Можно гореть сердцем, рассказывая об Иисусе, как эти два ученика, но не видеть, что Он рядом. Некоторые думают, что красноречие  показывает чистоту сердца, но нет, абсолютно нет! Чистота сердечная делает тебя счастливым, потому что ты видишь Бога.

Что делало счастливым Иоанна? Когда все кушали, он лежал на груди Иисуса. Не очень, наверное,  удобно есть лёжа на груди у кого- то. Но ему было не до еды, он был счастлив от того, что Господь рядом. Может, он оставался голоден, но был счастлив. По обычаю, младшие должны были омывать ноги старшим, и ему приходилось омывать ноги старших учеников. Но это его никак не унижало. Он понимал, что скоро это кончится, и он сможет снова лежать на груди Иисуса. Все будут есть, а он будет слышать биение сердца Иисуса.

На Голгофе Иисус сказал Иоанну: се матерь твоя. Мог ли он мечтать об этом, что Учитель доверит ему,  самому молодому из учеников, Свою мать. У Иисуса не было на земле ничего дороже матери. Кому можно вверить самое дорогое на этой земле? Только человеку,  который знает тебя, которого знаешь ты, которому полностью доверяешь. Бог доверяет людям, чьи сердца чисты.

Епископ Олег Серов
Общероссийская газета «Живая вера» 

Оцените статью
afmedia.ru
Добавить комментарий