Ваши письма и молитвенные просьбы

   

Как Главный Режиссер подготовил мир к Реформации (Евгения Козлова)

Евгения Козлова делится пониманием мира в эпоху Реформации, показывая нам внутреннее устройство Европы, Католической Церкви и общества в те времена. Рассматривая историческую конъюнктуру, мы можем увидеть, как Главный Режиссер все подготовил для совершения духовного преображения мира.

Итак, вашему вниманию 7 тезисов в преддверии Дня Реформации.

Почему Реформация изменила весь мир?

Реформация в целом была не только религиозным явлением. В то время религия влияла на жизнь всех людей несравнимо больше, чем сейчас. Вся жизнь строилась вокруг веры и церковного уклада. Поэтому большая революция в церкви означала очень серьезные перемены в жизни всех людей (или возможность этих перемен). Именно поэтому изменения в доктрине вызвали такие серьезные события как крестьянское восстание и тридцатилетняя война. А не потому вовсе, что религия зло.

Отделение Церкви от государства

Реформация заложила основы тем процессам, которые в итоге привели к отделению церкви от государства. Между прочим, процесс этот еще далеко не закончен. Сейчас, например, многие на Западе думают, что и брак надо тоже отделить от государства и сделать личным или религиозным (для многих это именно так) делом людей. Тогда и накал дискуссии об однополых браках поутихнет.

Каким был мир во времена Реформации?

От нашей жизнь тех людей отличала не только религия. Ведь Европа выходила из Средневековья, росло не только население, потерянное во время ужасных эпидемий. Росла экономика, менялся образ мыслей. Чтобы понять, чем была Реформация, надо не забывать, когда и в каких условиях она началась. Колумб открыл Америку в 1492 г., а Лютер прибил свои 12 тезисов к двери Виттенбергской Церкви 31 октября 1517 года. События все эти кажутся нам вроде бы недавними. А ведь Война алой и белой розы, которая кажется нам  “глухим” средневековьем, была выиграна всего лишь в 1485 году. Вот такие перемены тогда происходили. А мы с вами думаем, как сильно наша жизнь сегодня отличается от того, что было 10 лет назад, потому что у нас не было смартфонов тогда.

Какой была Католическая Церковь?

Католическая церковь ко времени Реформации действительно пришла в состоянии крайне неудовлетворительное с духовной точки зрения. Но она вовсе не была такой со времени принятия христианства римлянами. И тем более неправильным было бы считать, что “они все были неверующими”. Христианский мир (как называли тогда все западные христианские страны в целом) был политически крайне разделен, но общая вера серьезно объединяла их. В момент “оцерковления” империи духовные лидеры обнаружили, что их паства сильно выросла.

Большинство жителей были неграмотными, не могли и, наверное, и не хотели вдаваться в сложное устройство проявления Божьей любви и довольствовались простыми объяснениями. Такая лень никогда ни к чему  хорошему не приводит. В итоге вера простого человека становится странной смесью страха и суеверий. Так, например, историки считают, что известное нам выражение “фокус-покус” произошло от латинской фразы “hoc est corpus” (вот мое тело). Это слова, которые произносит священник во время мессы, как раз когда хлеб должен превращаться в вино. У людей возникало представление, что это работает как заклинание. Если эти слова могут из вина сделать кровь, то может они могут и с урожаем помочь? Однако за всю церковь мы не можем говорить, ведь все мыслители Реформации тоже были церковниками.

Никакого доктринального единства, которое якобы расстроили реформаторы, в церкви тоже не было. Дебаты шли все время, и среди их тем были далеко не только ангелы на кончике иглы. Некоторые, кстати, поднимали как раз те вопросы, которые в итоге и стали яблоком раздора. Но главной темой тогда была, как ни странно, необходимость реформ, потому положение действительно было критическое и это надо было срочно менять. В то время как мыслители и церковные политики пытались понять, надо ли менять правила, уклад или что-то другое, и произошли события, приведшие к большим и весьма серьезным переменам.

Геополитика в период Реформации

Геополитика того времени сыграла огромную роль во всех этих событиях. Четыре политические фигуры, доминирующие в мире того времени - каждый из них внес свою лепту. Император Карл Габсбург, его постоянный соперник французский король Франциск, Генрих Тюдор, друживший и враждовавший с обоими. Четвертая фигура может показаться вам неожиданной, речь идет о повелителе Османской империи султане Сулеймане (том самом, из “Великолепного века”). У султана  были самые амбициозные планы по поводу Средиземноморья и Восточной Европы, и он неплохо продвинулся в исполнении этих планов, удерживая христианских властителей в постоянном напряжении. Так что император не мог себе позволить надавить на реформаторов силой оружия. К тому же в Османской империи христиане имели некоторые права, в том числе право свободного (более или менее) вероисповедания. Так что при условии преследований со стороны Империи, некоторые протестанты могли бы и задуматься о смене властителя.

Европейская политика 16 века

В местной европейской политике тоже были выдающиеся лидеры, например покровитель Лютера курфюрст (то есть имеющий право выбирать императора) Фридерик. Его не зря прозвали “Мудрым”. Мало того, что он был покровителем Лютера, также он буквально спас его, выкрав после событий в Вормсе.

Немецкие княжества переживали в это время экономический подъем, потому что там начали добывать серебро, и это сильно повысило их доходы. Именно благодаря этому в германских  землях появилось много новых университетов, которые стали котлом, где варились новые идеи.

На руку реформаторам сыграло и отсутствие единства среди германских княжеств. Все они входили в состав Священной Римской Империи, но были довольно самостоятельны, так что империя эта не была ни империей, Рим не включала, а о ее “священности”  нечего и говорить. Итак что если вдуматься, то сцена для реформации была хорошо подготовлена Главным Режиссером.

Отделились, а что дальше?

Римская церковь была административной структурой, которая хоть и вела себя из рук вон плохо, но все же функционировала. Когда же от нее пришлось отделиться, встал вопрос о том, как быть дальше. Может церковь вообще не нужна, если каждый может для себя решать духовные вопросы. Разве от института религии не одни проблемы? Не лучше ли избавиться от самой идеи церкви как организации раз и навсегда? Этот вопрос, кстати, и сейчас время от времени поднимается. Но ответ на него известен: нет, не лучше. Без хорошей организации все идеи реформации умерли бы там же, где родились. Ведь нужно было сохранить и распространить эти идеи, и организовать их практическое применение.

Одной из заслуг Кальвина было как раз то, что он понимал это и сумел продумать и создать церковную структуру, которая выполнила поставленные задачи. Мало того, что они поддержали развитие идей, Церковь тогда была основным источником благотворительности, они лечили больных и заботились об обездоленных. И там, где католическая церковь перестала существовать, кто-то должен был начать это делать. Поэтому церковное устройство Кальвина  - такое серьезное достижение.

Так что на событие, 500-летие которого мы с вами отмечаем в этом году, всегда можно посмотреть с разных сторон. Идеи Реформации обдумываются и переосмысливаются до сих пор. Каждое поколение, да и каждый человек может посмотреть на них с новой точки зрения и увидеть что-то, чего раьше не замечал.

Евгения Козлова | Все статьи автора

(с) При перепечатке материалов активная ссылка на Живая Вера Медиа обязательна!