Одно из пророчеств о Рождестве Христовом содержится в книге Чисел и принадлежит, как ни странно, язычнику по происхождению – пророку Валааму. Мы не можем сказать точно, к какому племени он принадлежал, но зато мы знаем, что к нему с большим почтением относились и обращалась за помощью враги Израиля моавитяне.

…Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:15-17).

В христианской традиции эти и следующие слова понимаются как относящиеся к рождению Христа.

В восточно-христианском богословии точно такого разбора пророчества Валаама нет. Преподобный Ефрем Сирин считал, что Валаам говорит не о самом Христе, а о Зоровавеле – вожде иудеев, который через много веков после сказанного пророчества выведет свой народ из другого плена, вавилонского, будет трудиться над восстановлением Иерусалимского Храма и успешно воевать с врагами израильтян. Однако и святой Ефрем полагал, что сам Зоровавель является образом Христа: «Это – Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов».

Приведем другое радостное рождественское толкование. Католический теолог XIV в., монах-кармелит Иоанн Хильдесхаймский, автор замечательной рождественской «Легенды о трех святых царях» писал: «И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем  сильнее горели они надеждой ее увидеть…

Когда Христос, Бог и человек, родился в пещере вифлеемской, в ту же ночь всемогущий Бог, Который всечасно находится рядом с теми, кто во истине Его призывает, поднял в небо звезду, о ней же пророчествовал Валаам».

История о поклонении трех волхвов, описанная в Евангелии, нашла свое отображение во многих художественных произведениях

Богослов полагал, что ожидали эту звезду – Вифлеемскую Рождественскую звезду – не только израильтяне, чаявшие пришествия Мессии, но и персы, халдеи и представители других языческих народов – предки пришедших поклониться Младенцу-Христу волхвов – звездочетов, астрономов своего времени.

В латинской традиции считается, что имена волхвов: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар – цари «трех Индий» Нубии, Годолии и Фарсиса. Но достоверно это не подтверждено, из Библии мы знаем лишь, что они пришли ко Христу и принесли Ему подарки.

Для нас должен быть поучителен этот пример – дарителей, которые одними из первых узнали Царя Славы. И нам было бы хорошо в Рождество (да и не только) послужить Господу через меньших Его братьев. Разве мало у нас нищих, больных, бездомных, сирот, которым доставили бы радость сущие мелочи: теплые варежки, шоколадка к празднику, игрушка?

Пусть не драгоценности и не роскошные благовония – пусть наш дар будет небольшим, но от чистого сердца. Имена дарителей вписывает в Книгу Жизни Сам Господь, а узнают эти имена другие люди, или не узнают, как произошло с волхвами  – не так важно…

Больше информации по теме в видеопрограмме пастора Сергея Киреева «Вифлеемская звезда: Как исполнилось древнее пророчество»
Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here